Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I »



Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I » - student2.ru Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I » - student2.ru Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I » - student2.ru Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I » - student2.ru Отдовиг — суррогат и « Н I - Р I » - student2.ru Да, это возможно. Нарис. 6#-гпоказан такой сход, который был, в свое время, смоделирован нами и практически осуществлен в Вол­гограде учениками В. И. Мамзина. Первое, что бросается в глаза, — смелый, дерзкий уход из стойки плечами назад с прямым телом (к.к. 1—2), тогда как в обычном сходе плечи всегда (даже если гимна­сту кажется иначе!) наклоняются вперед (рис. 60-в, к.к. 1—3). Это движение провоцирует ускоренный спад назад под действием силы тяжести. Но, конечно, излишне затягивать эту фазу нельзя (ср. с пе­реходом к сгибанию при «раннем» спаде в вис согнувшись, рис. 55-в). Иначе гимнаст бесповоротно уйдет в вис или рухнет в упор на руках. Поэтому в следующей фазе схода гимнаст мощным усилием рук воз­вращает себя в контролируемый упор, но уже после того, как тело успело «насытиться» энергией и имеет мощный мах вперед. При этом сила маха (здесь — вращения относительно плечевой оси) складыва­ется в данном случае как из движения, полученного при падении всем телом, так и за счет притягивающего усилия руками (разгиба­ния плеча, рис. 60, к.к. 2—5). Последнее может быть активизировано предварительным акцентированным «проваливанием» в плечах с на­тяжением мышц-разгибателей плеча (пунктир на к. 2): гимнаст как бы резко посылает плечи назад и, после того, как они спровоцирова­ли ускорение схода, быстро (но уже не полностью!) возвращает их вперед.

Читатель, неформально воспринимающий этот текст, спросит: откуда же выигрыш? Ведь при таком способе схода плечи гимнаста, хоть и позднее, но все равно отходят вперед, как при обычном дви­жении!

Действительно, плечи здесь тоже, в назначенной фазе (к.к. 2—5) быстро смещаются вперед, и иначе быть не может, так как в против­ном случае уравновеситься в упоре просто не удастся. Но все дело в том, сколько времени гимнаст успеет пробыть под действием ускоря­ющего вращение тела момента силы тяжести и как далеко при этом ОЦТ тела успеет отойти от опорной плоскости. Здесь эти показатели заметно больше, чем в традиционном сходе. Еслиже, вдобавок, в на­чале движения используется подготовительная «растяжка» в плечах, то соответственно мощнее и притягивающие усилия, содействующие как разгону движения, так и восстановлению равновесного положе -ния в упоре (к. к. 2—5).

Каков итог?

Чтобы в наиболее общем виде сравнить все приведенные вариан­ты уходов из стойки на руках, можно сопоставить модельные траек­тории ОЦТ тела гимнаста, показанные нарис. 60. Если же мы посмот-




рим на рисунок движения, полученного после форсированного схо­да, то увидим, что положение вертикального упора гимнаст прохо­дит, на первый взгляд, как обычно. Действительно, и в традицион­ном сходе (фиг. в, к. 6) и здесь (фиг г, к. 7) тело расположено верти­кально и уравновешено относительно опоры. Однако параметры движения в этих случаях будут существенно различаться: при форси­рованном движении скорость маха будет гораздо выше. Возрастут, конечно, и сопровождающие нагрузки: гимнаст сильно провисает в плечах, жерди гораздо больше деформированы, придется учитывать их более мощную отдачу и т. д.

Доступен ли описанный «суперсход»?

Опрос тренеров и гимнастов, с которыми обсуждалась данная проблема, говорит о том, что это движение, хоть и доступно, но «не­приятно»: действует старый стереотип, заставляющий сдерживаться при начале схода, провоцирующий более раннее, чем нужно, движе­ние плечами вперед, да и просто порождающий страх даже у масте­ров. Возникают и другие сомнения типа «выдержат ли руки»? Но об этом мы уже говорили: руки гимнаста, обратившегося к такому схо­ду, легко выдержат любые перегрузки, нужно лишь усвоить элемен­тарные правила работы в упоре (58).

Но главный аргумент таков: движение давно и многообещающе опробовано. В частности, ученики В. И. Мамзина еще в 80-х годах практически обращались к этой технике и на ее базе успешно осваи­вали сложные движения вплоть до опытов разучивания тройного сальто назад в соскок.

Наши рекомендации