Размахивания: верхом на тигре
Брусья — универсальный снаряд, дающий возможность блеснуть и махами, и силой. Но все же маховые движения основа мастерства и здесь, и не случайно размахивания в упоре — одно из первых важнейших маховых движений на этом снаряде.
Однако мах маху рознь.
На рис. 53-а на с. 144 показаны «школярские» размахивания, с которых начинают дети, чтобы усвоить простейшие навыки работы в упоре и скоординировать действия руками и ногами. С физической точки зрения, такие махи особенны тем, что ОЦТ тела практически стоит на месте, над кистями, и тело статически уравновешено. Это состояние сравнимо, например, с сохранением обычной стойки на ногах: вы можете стоять, не перемещаясь на опоре, но имеете возможность совершать движения руками, туловищем, покачиваться всем телом и т. д. Чтобы подобное равновесие сохранялось на брусьях, плечевой пояс и ноги должны, на фоне махов в упоре, совершать согласованные, но разнонаправленные движения: мах вперед — плечи назад, мах назад — плечи вперед. Овладение этой координацией дает новичку чувство ритма, ощущение соответствия действий, показывает принципиальную зависимость перемещений одних звеньев тела от движений других. Достаточно гимнасту сбиться и, например, подать на махе назад в том же направлении плечи, как ритм ломается, и возможно падение на руки.
Итак, овладение простейшими махами дает некоторую пользу, но можно ли полагаться на такие размахивания как на базовые? Ни в коем случае! «Школярские» размахивания нужны только для первоначального ознакомления с этим классом движений, после чего необходимо сразу же идти дальше. Но куда?
На фиг. б— более широкий, развитой мах в обоих направлениях. Амплитуда движения увеличилась, тело стало подниматься выше горизонтали, и практическое значение таких махов возросло. Впрочем, разнонаправленная координация движений сохранилась и здесь: по-
БРУСЬЯ ___
прежнему маху ногами в одну сторону соответствует компенсаторное смещение плечевого пояса и рук в другую сторону. Однако появляется и важное «но»: в преобладающей части маха каждого направления положение тела уже не соответствует условиям сохранения статического равновесия. О ЦТ тела не остается на одном месте, а совершает колебательные движения в переднезаднем направлении, и если бы гимнаст захотел (даже обладая значительной силой) задержаться, например, в положении типа горизонтального, но не уравновешенного, упора, у него ничего бы не получилось, его обязательно опрокинуло бы силой тяжести.
Плохо это или хорошо? Отвечаем: замечательно!
Замечательно потому, что гимнаст получает возможность использовать вращательный эффект силы тяжести (произведение «Рг» на рис. 53) для разгона махов. Нужно только верно скоординировать все действия, чтобы при движении вниз точно возвращаться в устойчи-