Двойной бланш: эрзац и экстра
В 80-х годах успешное освоение двойных сальто с перекладины естественным образом подвело гимнастов к цели освоения двойного прогнувшись. Но вскоре же выяснилось, что задача здесь далеко не только в том, чтобы «выкрутить» и встать на ноги. Полностью раскрытое положение тела в полете создает здесь новые для гимнаста условия движения относительно снаряда. Проще говоря, в конце первого сальто можно не успеть отойти от грифа и, как следствие, удариться о него ногами. Ожидание такого исхода всегда неприятно, и не столько даже оттого, что он опасен, сколько потому, что это всегда — сбой, нарушение нормального течения событий и вероятность закрепления ложного навыка вместе с психической травмой.
Как реакция на эти опасения сразу же появился вариант двойного сальто, выполняемого ранним отходом (рис. 21-а): не доходя до традиционной горизонтали, (к.к. 5—6), гимнаст откровенно «бросает» опору (часто с признаками срыва, см. 22) и его сразу относит далеко вперед от перекладины, снимая тем самым опасность попадания на гриф. Таким образом, главная проблема, беспокоившая исполнителя, решается, но... полученное при этом сальто — явный суррогат. Гимнаст уходит от снаряда по низкой, отлогой траектории; имея явно небольшое время в полете, он компенсирует его ускоренным вращением, полученным благодаря раннему, срывному переходу в полет. Это лихорадочное вращение по сальто ухудшает ориентировку в пространстве-времени, осложняет подготовку к приземлению и сам дос-кок, поскольку быстрое смешение по горизонтали, свойственное этой форме отхода, провоцирует снос тела вперед во время прихода на опору. Наконец, шансы на высококачественное исполнение в этом случае поворотов и других усложняющих движений, весьма сомнительны. Это движение — типичный пример утилитарного ис-
_____________ 26. Двойной бланш: эрзац и экстра
пользования упражнения, не дающего в дальнейшем достойных пер-спектив.
Практики возразят в том роде, что, мол, гимнасты делают такое сальто и — ничего, выступают, получают сносные оценки. Но это — аргумент слабый. Мало ли мы знаем примеров, когда приходится включать в программу недоученные элементы за неимением более полноценных! Но это ведь не то, к чему надо стремиться...
А к низко-срывному двойному сальто прогнувшись нужно относиться именно как к проходному учебному движению, которое может —да, может — применяться на ранней стадии освоения упражнения, но в дальнейшем обязательно должно доводиться до нормы. А норма здесь — это все же более поздний и более высокий отход, позволяющий получить мягкий уверенный отход от снаряда без риска удара о гриф. В этом варианте двойного «бланша» (напомним, что французское «плянш» означает «прямой») есть все основные атрибуты грамотного и активного движения на сальто (рис. 21-6): энергичный спад (к.к. 1—5), бросковое движение при отходе, ускоряющее «крутку» (к.к. 5—8) и последующее, в полете, выпрямление тела.
ПЕРЕКЛАДИНА
27. Б о й к о, Марченко... Ковач!
Именно такое движение и должно быть целью освоения двойного сальто выпрямившись.
Возможны возражения некоторых тренеров, которые скажут: но именно такого сальто и боятся гимнасты, делая ставку на более низкое движение, гарантирующее быстрый уход от турника. Что ж, мы это и сами понимаем. Но все дело в том, чтобы не останавливаться на срыв-ной форме движения и не заучивать ее как окончательную. Такое движение может быть только начальным пробным вариантом соскока, который вдальнейшем нужно настойчиво подтягивать до нормы. Вспомните, как разучиваются, например, подлеты, перелеты. Ведь сначала вы делаете упражнение в грубой форме, в «недохват», и настойчиво работаете над механизмом управления движением. Многократно повторяя элемент, вы постепенно добиваетесь все большей точности. При этом, если раньше гимнаст далеко отлетал от опоры, тотеперьон «подбирается» к ней все ближе. И хоть опасность неточного прихода на гриф всегда сохраняется, вы же не откажетесь от своего и будете совершенствовать движение до тех пор, пока уверенный дохват станет возможным. Чем же, скажите, отличается в этом смысле работа над двойным сальто прогнувшись от освоения перелета в вис? — Да ничем в принципег*В одном случае вы уточняете движение, пока не станет возможным возвращение в вис на снаряд, а в другом «подтягиваете» сырое срывное сальто до культурной формы с мягким высоко-далеким вылетом... Вся разница, не беду, лишь в том, что работу над соскоком можно — в отличие от перелета — бросить на полпути, убедив себя, что и так «сойдет». Но нужно понять, что в сущности это так же странно, как если бы вы прекратили добиваться исполнения перелета в дохват и решил и демонстрировать на соревнованиях как вы умеете падать с него на живот...
И в заключение еще один аргумент. Опасность прихода на опору сопровождает разучивание и исполнение целого ряда других полетных упражнений, но это никогда не останавливает исполнителей от их полноценного разучивания. Отсылаем читателя в связи с этим к сюжету 36, где рассматриваются особенности исполнения сальто прогнувшись в вис. Там ситуация, казалось бы, совсем уж патовая: и о гриф легко можно удариться, и уходить от него нельзя. Но ведь и здесь есть разумный способ правильно построить движение!
27. БОЙКО, МАРЧЕНКО... КОВАЧ!
В свое время автор этих строк, работая на учебно-тренировочном сборе в Цахкадзоре, ненавязчиво предложил членам сборной команды СССР ряд совершенно новых упражнений, биомеханически
разработанных и представленных в виде кукольных мультипликаций 7. Среди них были оригинальный соскок и перелет типа двойного сальто назад через перекладину. Движение взялись попробовать два молодых мастера — В. Бойко и В. Марченко. Взялись сразу, без «подводящих» упражнений, рассчитывая «взять быка за рога». И действительно, в течение считанных попыток каждому удалось получить черновой перелет, а Вячеслав Бойко попробовал даже «соскакивать» с поворотом на 360°. Но... Дальше, увы, дело не пошло. Движение выходило вялым, с многочисленными сбоями, а главное — вращение в полете получалось малоактивным. Попытки автора разъяснить особенности движения и внушить гимнастам, что упражнение требует, все-таки, внимательной и нестандартной работы, не возымели успеха. Молодым «сборникам» не терпелось: хотелось или получить эффектную новинку немедленно, или уж вообще с нею не валандаться...
А основная причина, по которой движение не шло, была чисто техническая. Для сальто-перелета требовались несколько перестроенные по акцентам быстрые обороты назад с нарочито поздним броском. И вот оказалось, что отличным мастерам, способным многое схватывать на лету, трудно делать обороты как нужно в данном случае: вместо необходимого здесь «прогонного» оборота с поздним броском вверх-назад, все время получался традиционный оборот с разгибанием в зоне стойки (рис. 22-а на с. 76). При этом скорость вращения «по обороту» неизбежно падала (5), и гимнаст, «бросая» опору в стойке (к.к. 8—9), далее вращался на остаточной скорости, которая, конечно, не могла обеспечить нужного движения. Да и активного вылета вверх в этом случае быть не может.
Правильное же движение, которое было разработано нами на основе биомеханического анализа, требует иного подхода (рис. 22-6). Большой оборот должен делаться, в сущности, как обычно, броском, но в ярко разгонной форме, и все подготовительные (к.к. 1—6) и основные действия (к.к. 6—10) смещаются на более позднее время.
7 На стене зала были вывешены плакаты, имевшие вид реальных кинограмм, сделанных с помощью специальной, очень точно выполненной и «одетой» куклы. На них впервые демонстрировались упражнения, которых никто тогда не только не делал, но, естественно, и не видел. Это были будущие «ткачевский» (в форме соскока и перелета), «перелет Ковача», соскок (подлет) махом назад сальто назад и др. Тренеры, работавшие на сборе, были озадачены: кто-то уже Делает такие веши, а они — тренеры сборной! — ничего об этом не знают... Когда же выяснилось, что это мультипликация, все облегченно вздохнули... Общее Мнение было такое: «все равно этого никто никогда делать не будет»!..
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________ ._______
При этом главное действие, бросок ногами, должно попадать на вторую половину подъема и выполняться так, чтобы общее перемещение тела к моменту перехода в полет (к. 10) было направлено «на взлет», вверх-назад. Если это условие выполняется, то движение может быть совершенно великолепным: высоким, отлично «прокрученным», с большими возможностями дальнейшего усложнения. Надо подчеркнуть, что эта двигательная форма — одна из самых гармоничных для турни ста, так как правильно построенный поздний бросок биомеханически идеально здесь работает, одновременно давая и высокий вылет в нужном направлении, и активное вращение по сальто.
...Прошло время. Невостребованный элемент (как и целый ряд других, включая те, что фигурировали на плакатах в гимнастическом зале Цахкадзора) был опубликован автором этих строк в одной из книг, в статьях. А в 1979 году появился и исполнитель — Петер Ковач, да не соскока, а — сальтового перелета в вис! Движение получило имя его реализатора и стало называться, увы, не именем Бойко или Марченко, а «перелетом Ковача». А еще позднее появились движения типа «хоффманн» (2'/2 сальто в соскок), а также аналоги этих элементов, исполняемые на махе назад («гейлорд»-1 и II)... Но это уже другая история.
___________________________________ 28. На этажах мощности
НА ЭТАЖАХ МОЩНОСТИ
Класс исполнения гимнастического упражнения зависит от многих причин, но одна из важнейших — физический потенциал движения, о смысле которого — чуть позже. От него зависят многие другие показатели — легкость выполнения программного вращения, возможность варьировать позу (например — допустимая степень выпрямления в полете), свобода управления двигательным действием и др. Рассмотрим в этой связи некоторые моменты.
На рис. 23 — матрица, в которой отражены два важнейших признака движений на перекладине (хотя всё здесь говорящееся в той же степени существенно вообще для любых гимнастических упражнений, носящих динамический характер). Первый из этих признаков — программное движение; здесь это — вращение тела, обозначенное буквой ф, «фи» (изменение программы вращения показано по горизонтали рисунка четвертями сальто, начиная с полного одинарного; каждый вид программы обозначен строчными буквами). Второй признак — интересующий нас потенциал движения, обозначенный буквой «Т» (его изменение показано по вертикали в виде условных этажей, помеченных римскими цифрами 8). На пересечении полученных «строчек» и «столбцов» — конкретные варианты движений (в том числе чисто учебных), различающихся программой и (или) физическим потенциалом.
Погуляем немного по этим клеткам и вообразим себе ситуации с изменением техники, например, сальтовых движений в зависимости от фазы их освоения и совершенствования.
Под номером «1» показано самое примитивное сальто назад, какое только может быть: высота вылета и «крутка» настолько малы, что единственная задача исполнителя (не будем называть его «гимнастом») — встать на ноги. Примерно так иногда делают сальто солдаты,
"Формально, физический потенциал движения наиболее естественно определять через полную величину кинетической энергии, включающую в себя энергию поступательного и вращательного движения тела гимнаста. Но в применении к полетным гимнастическим движениям это не совсем показательно и порой может вводить в заблуждение. Например, резко «срывное» движение с низким, непродолжительным полетом и быстрым вращением, характеризуется значительной кинетической энергией, но продуктивно использовать ее невозможно. Поэтому весьма важно учитывать не только энергонасышение, но и время безопорного движения (определяемое высотой подлета относительно опоры). В нашем примере мы используем условный критерий потенциала движения, который можно представить себе как произведение от кинетического момента тела гимнаста и времени полета.
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
никогда не занимавшиеся гимнастикой, но достаточно смелые и азартные, чтобы, не снимая сапог и гимнастерки, показать этакий «трюк». При серьезной работе над движением, гимнаст никогда не станет даже пробовать такое «солдатское сальто», а будет продвигаться к цели, опробовав хотя бы сальто прогнувшись «2» (но также не заучивая его) и сосредоточившись далее на освоении и совершенствовании одинарного сальто выпрямившись «3». Это последнее движение — не просто «бланш», но — «бланш» профилирующий (25). Он открывает пути к освоению многих других упражнений этого «профиля». Некоторые из них отражены и на нашем рис. 23.
Поднимемся еще на один этаж по вертикали «а». Это упражнение «4», представляющее собой одинарное сальто, скорее всего выпрямившись, и по общей мощности превосходящее базовое сальто «3». Поразмышляем, чем случай «4» должен отличаться от случая «3». Если движение будет делаться на той же высоте, но быстрее (ведь его
На этажах мощности
потенциал выше), то гимнаста неизбежно ожидает «перекрут». Если же прирастут только высота и время в полете, исполнитель все равно получит избыточное вращение, отличающееся от программного. Что же нужно делать, чтобы после такого форсированного сальто все же оказаться на ногах, а не на спине или голове?
Решение такой задачи возможно только на основе введения в состав основных действий этого сальто некоторого «контртемпа», подобного описанному в связи с сальто сгибаясь-разгибаясь (23), и это серьезно меняет технику упражнения, которая будет существенно отличаться от базовой техники, присущей варианту «3». Так что сальто «4» это вовсе не «улучшенный» вариант профилирующего «блан-ша» «3», это вообще структурно другое движение, могущее давать даже отрицательный перенос навыка!
Вернемся еще раз к профилирующему сальто «3». Его потенциал оказывается достаточным, чтобы, нисколько не прибавляя мощности движения и ничего не меняя в исходных параметрах полета (крутка, возможная высота вылета) освоить и выполнять двойное сальто в группировке. Можно, например, все больше и быстрее подгруппиро-вываясь после отхода в полет, сначала попробовать «перекрученное» сальто с четвертью на спину «5», затем, пропуская неприятный вариант полуторного сальто «6», сразу перейти к неполному двойному на живот «7», а после этого и «выкрутить» полное двойное «8».
Такой путь работы, действительно, возможен (соответствующее сальто разучивали и делали еще в 60-х годах, до эпохи поролоновых ям), но по нынешним меркам он бесперспективен, так как движение, получаемое в итоге, есть лишь простейший небазовый вариант, выполняемый в относительно плотной группировке, а значит плохо управляемый и совершенно непригодный для введения поворотов.
Более перспективен и естествен путь от профилирующего сальто «3» к двойному с увеличенным потенциалом «9». В этом случае гимнаст тоже использует для «подкрутки» группировку, но всё менее плотную, и все больше интенсифицирует действия на опоре включая «накат» и «курбет» (20). Результатом такой работы становится перспективное сальто в полугруппировке, о качествах которого мы уже говорили (25). Но и это, конечно, не идеал. Совершенствуя подобные Движения, гимнаст должен постоянно работать над повышением физического потенциала упражнения. В нашем примере достойной целью такой работы является двойное сальто выпрямившись «10», которое — при правильной технике — может стать для гимнаста основной множества самых удивительных достижений, включая перспективные тройные «11»,«12» и многое другое.
ПЕРЕКЛАДИНА
29. Одно равно д в у м , а два...
29. ОДНО РАВНО ДВУМ, А ДВА...
Обсуждая соотношение движений по их физическому потенциалу (28), мы уже имели возможность заметить, что в одном полноценном одинарном сальто выпрямившись как бы содержится скромное двойное, для которого достаточно группировки в полете. Тем более это справедливо в отношении дополнительно «подкрученных», особо мощных движений, на основе которых можно осваивать двойные сальто в полугруппировке и другие, еще более сложные элементы.
Но тогда естествен вопрос о том, что же гимнасту сулит освоение базового двойного сальто, а тем более — хорошего двойного выпрямившись (26)?
Здравый смысл подсказывает, что, по всей вероятности, гимнаст может в этом случае подняться еще на ступень и делать уже тройное сальто, что, собственно говоря, давно уже произошло на практике.
Но кроме житейской логики есть еще и более точные выкладки, которые позволяют заглянуть несколько дальше.
Напомним, что успех исполнения вращательных движений в полете в физическом смысле зависит, прежде всего, от суммы двух компонентов, о которых мы уже говорили в предыдущем сюжете. Эти компоненты — кинетический момент тела гимнаста, то есть общее количество вращательного движения, полученного спортсменом на снаряде перед переходом в безопорное положение, и — время, в течение которого гимнаст может этим вращением распоряжаться. Проще говоря, физический потенциал гимнаста в полете тем больше, чем сильнее у него начальная «крутка» и чем выше он вылетел после отхода с опоры.
Какова же энергетика двойного сальто? Вопрос, впрочем, не вполне корректный: ведь мы уже знаем (см. предыдущий сюжет), что движение может существовать на разных «этажах» мощности. Сальто может называться во всех случаях одинаково («двойное в группировке»), а его реальный потенциал будет совершенно разный. Действительно, элементарное двойное назад можно «превратить» только в то движение, от которого оно и произошло — в одинарное прогнувшись или выпрямившись и им подобное. Совершенное двойное, взятое в базовой форме («10» нарис. 23), то есть — на хорошей высоте, в полугруппировке и с ранним раскрытием перед приземлением, дает не только возможность уверенного исполнения самого этого соскока, но и открывает возможности для его усложнений (двойное согнувшись, «цукахара», двойное согнувшись с полувинтами и проч.). Однако, главный скачок в усложнении, который позволяет сделать та -
кое базовое сальто, будь оно освоено, это выход на уровень тройного сальто.
Но есть еще мощностной уровень двойного сальто прогнувшись или выпрямившись. Сразу оговоримся, что, конечно, мы имеем в виду не абы какое движение с таким названием, а полноценное двойное выпрямившись (26), потенциал которого еще выше, чем в базовом двойном сальто.
Что же сулит гимнасту освоение и дальнейшее развитие такого соскока?
Во-первых, как мы уже отмечали, это — высшая базовая форма для подобных движений, то есть она открывает самые широкие возможности для успешного разучивания и исполнения многих других, еще более сложных и эффектных упражнений профиля. Каких?
Ну, все движения мы здесь просто не назовем, ибо их — десятки. Но прежде всего отметим, что по своим характеристикам базовое двойное выпрямившись — идеальная основа для исполнения самых сложных пируэтных вращений; хорошо «обкрученный» гимнаст мог бы делать на этой основе аж до пяти «пируэтов». Далее: хорошая высота полета и полноценное вращение тела дают в этом случае возможность свободного исполнения тройного сальто, надежность которого обеспечивается неполным группированием (25) либо в форме полугруппировки, либо движением согнувшись, что тоже возможно (см. движения «11—12» на рис. 23). Тройные сальто могут, в свою очередь, насыщаться многочисленными вариантами усложняющих действий (подробнее об этом — в сюжете 30).
Однако, приведенные примеры развития двойного выпрямившись и тройного сальто, как ни парадоксально, движения более сложные и, пожалуй, менее доступные, чем... четверное сальто, которое можно делать на той же основе, так как энергетика двойного «бланша» вполне позволяет это сделать.
Здесь автор слыши,т голос своих оппонентов, которые качают головой и говорят что-то вроде: это сальто неуправляемое, никому не захочется ломать шею, пусть «ученые сами делают» и проч. Но ведь скептики были всегда, и если не наука (к которой они всегда относятся пренебрежительно), то сама жизнь всегда их посрамляла. Автор прекрасно помнит как кое-кто из тренеров сборной СССР яростно твердил когда-то, что «тройное сальто невозможно», а по поводу предложенных нами оригинальных элементов на перекладине и других снарядах (в числе которых были «ткачевский», «перелет Ковача» идр.), иронически говорилось, что это, мол, «элементы для манекенов, а не для живых людей»... Где эти скептики теперь?
ПЕРЕКЛАДИНА
Уплотненное сальто
30. УПЛОТНЕННОЕ САЛЬТО
В гимнастическом (акробатическом, батутном) обиходе принято связывать усложняющие действия, выполняемые в полете (повороты, изменения позы и др.), с фазами вращения вокруг фронтальной оси. Особенно это характерно для двойных сальто. Говорят, допустим, так: «пируэт — сальто» (то есть—двойное сальто с поворотом на 360° «в первом» и без поворота «во втором»), или: «полпируэта — сальто вперед» (значит, в двойном сальто первое из них делается с поворотом кругом, а второе — просто «гладкое» вперед). Так или иначе, всегда выходит, что усложняющие действия в полете «закреплены» за конкретным сальто. Так ли это?
И да, и нет.
Да, потому что гимнасты, акробаты, действительно, очень часто строят полетное движение «посальтово». Это вполне естественно, привычно и, до известной степени, связано с особенностями ориентировки в пространстве. Да и логически это убедительно: первое сальто — такое, а второе — вот такое...
Но и — нет. Поскольку, чем сложнее становятся соскоки, прыж» ки, тем условнее становятся и эти связи между вращениями «по сальто» и сопутствующими им дополнениями. Достаточно сказать, что и повороты и любые другие усложняющие действия в полете могут совершенно независимо от вращения в сальто смещаться из одной фазы полета в другую (35), попадая при этом, например, на окончание одного и начало другого сальто-мортале. И тут уж вообще невозможно сказать куда относится поворот — «к первому»? «ко второму»?
Наш недремлющий критик уже готов возразить. Не в этом дело! — Воскликнет он. Суть в том, чтобы как-то уточнить структуру движения, отметить его сложность, уметь его правильно называть, отличая от других вариантов упражнения. Что ж, с этим можно бы и согласиться, но нельзя не видеть, что эти определения движений все равно очень не точны, да и в принципе не могут быть точными, так как на самом деле усложняющие действия, строго говоря, вообще никак не привязаны к вращению «по сальто». Полетная стадия в упражнениях гимнастического типа — независимо от числа и углового пути саль-товых вращений — представляет собой как бы единое свободное пространство, которое может заполняться как угодно (187). Оно подобно кузову грузовой машины: его можно загрузить, а можно проехаться порожняком; можно забить до отказа или оставить пустое место; маленький груз можно приткнуть к кабине водителя, а можно передвинуть к заднему бортику...
Какое отношение это имеет к вопросу о соскоках или перелетах, исполняемых на перекладине? Да самое прямое!
Дело в том, что сложные полеты на перекладине (особенно, конечно, соскоки, поскольку они имеют наибольшие ресурсы движения в безопорном положении) на нынешнем этапе развития гимнастики могут и должны строиться по принципу независимости вращения по сальто и их усложнений. Следуя этому принципу, можно выполнять интереснейшие каскады движений, могущие решительно изменить наше представление о полетных упражнениях. Поясним сказанное примером. Представим себе некое двойное сальто, которое можно усложнить введением дополнительных действий в полете. Если мыслить по-старому, то в каждом сальто этого воображаемого соскока должно быть по одной усложняющей добавке, как в приводившихся выше примерах. Но в действительности это совсем не обязательно, и картина усложнений может быть более интересной и прихотливой! Так, соскок, начинающийся по факту отхода как профилирующее двойное назад, может, к примеру, получить такой вид: полпируэта назад прогнувшись — сальто вперед согнувшись с полпируэтом на разгибании — сальто назад прогнувшись. Каждая из этих частей полета не займет полного сальто, но будет просматриваться как самостоятельная фаза, притом, что на базе двойного сальто будет показано как бы три формы движения, составляющих каскад. Аналогичный пример с соскоком по сальто вперед: полпируэта вперед прогнувшись — сальто назад прогнувшись — сгиб-разгиб и — пируэт назад. Здесь на двойное сальто приходится даже четыре формы движения. Нечто подобное может быть проделано и в тройных сальто при условии, что гимнаст владеет полетом на уровне базовых требований, в противном случае ни о какой «свободе маневра» не может быть, конечно, и речи.
Разумеется, все сказанное относится к гимнастике высшего класса и, быть может, не самого ближайшего дня. Но нет никакого сомнения в том, что все это доступно, что бы об этом ни говорили скептики. Именно на пути освоения таких каскадов — будущее гимнастики, так как их выполнение не требует невозможного — ни нечеловеческих усилий, ни фантастических полетов, ни «суперменских» двигательных качеств. Основные требования к исполнителям подобных движений хоть и не просты, но обычны и понятны. Это — высококачественная функциональная подготовка, интенсивная разносторонняя «обкрутка», быстрая реакция и — ясная голова...
ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________
НИЗКОЕ НАЧАЛО - НЕ ПОМЕХА
Мы знаем, что в принципе самые высокие и длительные по времени вылеты достигаются при вертикальной траектории движения. На перекладине такие движения возможны. Они, действительно, могут дать и высокий вылет, и очень активную «крутку» в упражнениях типа сальто, но... малосимпатичны по причинам, о которых мы уже говорили: даже при сальто в группировке вертикальный вылет неприятен для гимнаста и даже для зрителя, так как протекает в угрожающей близости от опоры. Тем более это относится к сальто прогнувшись (26), которые требуют более растянутой траектории; она хоть и пониже вертикальной, но обеспечивает безопасность и, к слову сказать, более зрелищна.
Однако, проблема более высокого вылета, особенно при соскоках, где предельно мощное движение наиболее доступно, всегда существовала и тем более существует теперь.
Тогда естествен вопрос: как построить сальто, в котором достаточно удачно сочетались бы признаки высокого, хорошо «прокрученного», эффектного и безопасного движения?
Сразу скажем: приобрести всё, ни в чем не теряя, трудно. Почти невозможно. Но, однако, существуют некоторые рациональные технические схемы, в которых все необходимые признаки наиболее удачно сбалансированы. Прокомментируем одно из таких решений.
На.рис. 24схематически показан отход на двойное или тройное сальто, отличающийся рядом особенностей.
Движение должно делаться, конечно, на полной мощности, чтобы обеспечить хороший накат (к.к. 1—5, см. также 20—21). Как при сальто в группировке (или согнувшись), так и выпрямившись, важную роль играет здесь хорошо организованное бросковое движение в форме активного курбета при отходе (20), дающее дополнительную крутку в сальто (к.к. 4—7). Впрочем, все это —очень важные, но обычные элементы техники. Особенности данного отхода в другом.
Выполняя отход на «пробросе», то есть в данном случае — в процессе броскового движения со сгибанием тела, гимнаст будет неизбежно притягиват ься к опоре (19), и если отход будет нормальным по времени, то есть на уровне грифа, то неизбежно движение с вылетом к перекладине, а это здесь совсем-совсем ни к чему... Как быть?
Выход существует. Гимнаст может технически обрабатывать все подготовительные и основные, бросковые действия так, чтобы переход в полет происходил несколько раньше, чем у горизонтали, что
Низкое начало — не помеха
обеспечивает вылет по крутой, но все же растянутой в передне-заднем направлении траектории (к.к. 7—8).
Анализ показывает, что при верном сочетании всех признаков описываемая работа может дать отличный эффект в виде высокого сальто с очень активным вращением. Особое свойство этого отхода в том, что гимнаст выигрывает на нем не только, а в известном смысле даже не столько за счет максимальной высоты подлета (хотя она очень недурна!), сколько благодаря великолепному общему времени безопорного движения, которое заметно возрастает здесь за счет восходящей части траектории («п» на рис. 24). Более всего подходяща данная техника для исполнения, например, тройного сальто согнувшись или его комбинированных форм, до сих пор не освоенных. Например: первое сальто в группировке (гимнаст будет спокоен за уход от снаряда), второе — с раскрыванием — прогнувшись, третье — в группировке или, по возможности, согнувшись (см. предыдущий сюжет).
Возможно использование описанного отхода и для исполнения двойных сальто выпрямившись. В этом случае также обязательно используется бросок ногами, но необходимое при этом сгибание тела
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
(к.к. 5—8на рис. 24) должно быть небольшим, «сухим» (1), а раскрывание производится тут же, после перехода в полет (но не раньше!). В зависимости от нюансов индивидуальной техники, а также от длины тела гимнаста, описанный отход на двойной бланш будет более или менее вариативен, в том числе по времени перехода в полет.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮФТПАУЗА
Мы знаем, что действия так называемой «основной стадии» гимнастического движения, то есть наиболее ответственные, энерго-обеспечивающие, а также управляющие действия, всегда исполняемые гимнастом на опоре, в известном смысле неприкосновенны и при любых обстоятельствах не должны страдать, не должны подминаться никакими другими действиями. Последними, в частности, могут быть действия «стадии реализации», связанные с выходом в конечное положение (например, в подъемах, оборотах), с вращением по сальто и, что довольно типично, с поворотами.
Сказанное весьма актуально в отношении соскоков с поворотами и сложными сальтовыми вращениями. Одна из характерных и очешг неприятных ошибок, возникающих порой при освоении пируэтных
соскоков, это разного рода сбои во вращении, сбросы тела, перекосы в движении, возникающие из-за того, что гимнаст, торопясь успеть сделать поворот, особенно сложный и быстрый, начинает «работать по винту» раньше, чем должным образом будут выполнены бросок и отход. При этом действия «основной стадии» и «стадии реализации» перекрывают друг друга, в результате чего ни те, ни другие не бывают полноценными. Так, при исполнении двойного пируэта назад всегда есть соблазн начать поворот пораньше, поспешным темпом {рис. 25-а). Гимнаст начинает поворот до перехода в полет: руки еще удерживают гриф, а ноги, начиная со стоп, уже скручиваются
__________________________ 32. Для чего нужна люфтп а у з а
по продольной оси, провоцируя при этом выход тела из основной плоскости движения. Еще хуже, если в той же фазе упражнения гимнаст не просто сохраняет опору о гриф, но специально отталкивается от нее руками, стремясь форсировать поворот. Такие действия прежде всего чреваты последующими перекосами в полетном движении и непредсказуемыми осложнениями в доскоке.
Как этого избежать?
В принципе ответ уже понятен: не следует торопиться с началом поворота; начинать его следует только после полного окончания действий на опоре.
Но этот верный принцип не так легко воплотить в жизнь. Легче всего, если необходимый поворот несложен, а гимнаст хорошо владеет техникой. Тогда можно без труда выждать необходимое время и затем сделать быстрый, компактный поворот (как это и нужно уметь делать в профилирующем пируэте!). Но даже и в этом случае не всегда удается преодолеть психологический барьер, заставляющий гимнаста торопиться с началом поворота. Тем более это трудно в случае со сложными «винтами», которые в любом варианте будут требовать больше времени, чем простые повороты.
Как практически работать над такими движениями, не рискуя попасть в ситуацию, связанную с поворотами от опоры?
Исследования и широкая практика показывают, что наиболее разумный и грамотный путь здесь таков.
1. В любом случае гимнаст, ориентированный на высокие достижения, должен в совершенстве владеть пируэтной техникой, основанной на механизме безопорного поворота. Это, в частности, означает основательную и постоянную батутную «обкрутку».
2. Гимнаст должен безупречно владеть «профилирующим пируэтом», в котором поворот выполняется быстрым, точным движением в