Что такое «профилирующее сальто»?
Ответ на этот вопрос отчасти прояснился в предыдущем сюжете. Однако, посвятим ему отдельное обсуждение, поскольку это очень важно.
В процессе наших бесед о технике мы часто используем понятие «базового упражнения». Так мы называем движения, дающие технически совершенный двигательный навык, позволяющий, по определению, заложить некоторую «базу» для освоения и добротного исполнения в дальнейшем каких-то других элементов. Насколько обширна эта база, формируемая с помощью одноименного упражнения — вопрос методики специальной технической подготовки, которая требует отдельного обсуждения.
Посредством базового упражнения можно заложить в фундамент будущего движения и один нужный «кирпичик», и целые структурные блоки, и всё данное упражнение. То есть базовое упражнение может быть и элементарным (научиться висеть, тянуть носки и проч.), и более сложным, но охватывающим только часть целостного упражнения (уметь делать отход, поворот в полете и т. п.), и равным целостному элементу (базовый оборот, соскок) или даже соединению базовых навыков (учебная базовая комбинация). Вспомнив это, мы сможем проще подойти к ответу на вопрос, прозвучавший в заглавии данного сюжета.
Итак, «профилирующим» называется такое целостное базовое упражнение, навык исполнения которого, будучи полноценно освоенным, позволяет успешно разучивать в дальнейшем упражнения определенного «профиля», то есть — целого семейства структурно родственных движений, например — тех же сальто назад с перекладины, которых,
ПЕРЕКЛАДИНА
25. Что такое «профилирующее сальто»?
если подумать и посчитать хорошенько, существует едва ли не сотня... (Таким образом, заметим, что всякое профилирующее упражнение это вид базовых упражнений, но не всякое базовое упражнение можно назвать профилирующим...).
Итак, что же, наконец, есть «профилирующее сальто»?
Рассмотрим этот вопрос на классическом примере одинарного сальто назад прогнувшись (выпрямившись) с перекладины, из которого будет видно, что назвать профилирующее движение по терминологии совершенно не достаточно, его нужно еще и детально определить посредством целого ряда особых требований, относящихся как к качественным (структурным), так и к количественным (параметрическим) признакам движения.
Сальто назад, претендующее на роль профилирующего, должно отвечать следующим важнейшим условиям:
1. Исполнение с быстрых, хорошо управляемых по скорости и акцентам больших оборотов назад (то есть на основе профилирующих оборотов!);
2. Мягкий (22) высоко-далекий отход с временем полета порядка 1,15— 1,20 секунды или более;
3. Полное выпрямление тела разгибанием сразу после отхода и удержание этой позы до входа в завершающую стадию упражнения;
4. Умение выполнять сальто (при соблюдении остальных требований) в позе руки вверх. Руки свободно сведены над головой и могут опускаться в стороны только в фазе амортизации при приземлении. Грубая ошибка — немедленное движение руками к тазу, их «опускание» (подобные действия допустимы только при условии полного предварительного освоения базовой формы сальто с полетом руки вверхипрн способности варьировать движения руками. Нарушение этого правила существенно осложняет разучивание пируэтных форм и возможности корректировки скорости вращения по сальто);
5. Одно из решающих условий: сохранение гимнастом постоянной способности произвольно варьировать параметры движения по типу «выше-ниже», «дальше-ближе», «быстрее-медленнее»,«согнув-шись-прогнувшись-ыпрямившись» и т. п. Утрата этих признаков навыка (или изначальное их отсутствие после обучения) означает ненадежное владение движением;
6. Способность выполнять данное сальто в меняющихся соединениях;
7. Способность свободно возвращаться к данному упражне
нию после освоения других форм сальто назад, отличающихся слож
ностью и трудностью (например, после введения в комбинацию
двойных сальто, сальто с поворотами, комбинированных сальто и проч.);
8. Способность выполнять профилирующее сальто (при соблюдении всех других требований) в состоянии утомления и при наличии сбивающих факторов.
Аналогичные требования должны выполняться и в отношении профилирующего двойного сальто назад (26,28,29).
Высшей формой здесь, как уже отмечалось, является высококачественное двойное выпрямившись (№10 на рис. 23). Однако, это уже особое упражнение, которое не может рассматриваться в качестве средства технической подготовки, так как это — одна из высших целей работы.
Между тем, перспективным движением, обладающим, с отдельными оговорками, всеми основными признаками профилирующего упражнения, является двойное сальто в полугруппировке (№ 9 трис. 23). Спецтребования, предъявляемые кэтому движению, принципиально такие же, что и в отношении одинарного бланша. Различия здесь в частностях: исходная работа руками (требование не опускать их преждевременно) должна быть на этом этапе технической подготовки уже вполне усвоена и для гимнаста не существенна; необходимость полноценного выпрямления в полете отпадает по определению, но добавляется специфическое для всех группированных вращений требование компактного выполнения «фигуры сальто» в высшей фазе подлета с возможно более ранней разгруппировкой и доскоком «в рост».
Специфическая особенность и достоинство двойного в полугруппировке заключается втом, что это движение, имея вполне достаточный физический потенциал (28), является наиболее управляемым среди существующих кратных сальто, так как неполная группировка дает свободу маневра в изменении позы в полете, позволяя легко подстраивать скорость вращения тела как в сторону ее увеличения, так и уменьшения (чег<? нет в сальто с предельной группировкой и в сальто выпрямившись!). При этом именно полугруппировка оставляет гимнасту возможность вводить повороты вокруг продольной оси тела (что фактически, исключено при плотном группировании).
Под конец сюжета обратим еще раз внимание читателя на требование о свободе возврата гимнаста к ранее освоенному профилирующему упражнению. Автор сталкивался с курьезной, на первый взгляд, а на самом деле тревожной ситуацией, когда хороший молодой мастер, в ответ на просьбу сделать двойное сальто ответил, что он делает... только тройное! Может показаться, что ничего странного в этом нет: гимнаст «вырос», двойное — пройденный этап... На самом деле все
ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________
гораздо серьезнее: утрата гимнастом умения возвращаться к ближайшему более простому аналогу означает потерю способности уверенно управлять движением, по сути дела — неумение тонко различать оттенки двигательных действий. Ключевое слово здесь — «умение», которое напоминает нам о необходимости всегда сохранять возможности осознанного управления движением. И напротив: если навык «задалбливается» до такой степени, при которой гимнаст действует только «на автопилоте» и сам себе не хозяин, то — ожидай неприятностей . Фраза гимнаста «я умею только тройное» на самом деле означает, что и тройное он не очень-то может...