До и после отмаха через голову
Наиболее трудные и, в свое время, самые престижные большие обороты на перекладине — ныне почти забытые «итальянские» (14) — обычно начинаются отмахом «через голову», то есть махом вперед переворотом назад из упора сзади в одноименный вис. Но и названный элемент — не первый в связке традиционных движений, обслуживающих эти обороты. Стандартная связка обычно такова: из виса хватом сверху перемах согнувшись — полумах дугой назад — подъем назад в упор сзади — отмах через голову — большой оборот (обороты) назад в висе сзади — подъем махом вперед в упор сзади и т. д.
Несмотря на то, что все эти движения ныне вышли из моды, их высококлассное исполнение может украсить комбинацию любого мастера, а анализ техники этих движений поучителен и интересен.
_____________ 13. До и после отмаха через г олову
Коснемся вначале полумаха дугой назад.
Даже тогда, когда это движение делалось часто, редко можно было видеть его грамотное исполнение. Наиболее типичной была его трактовка не как «полумаха дугой назад», а как «полуподъема вперед» (рис. 10-а). Можно, разумеется, действовать и так, но подобное движение гораздо менее амплитудно и не так энергично, как движение дугой; выглядит оно вяло, грешит задержками темпа в конце подъема, перебоями ритма и, надо признать, выглядит тяжело и не стильно.
Гораздо эффектнее и мощнее полумах дугой назад (б). После акцентированного перемаха согнувшись с ударным сгибанием тела гимнаст резко «выстреливает» вверх-назад, смело оттягиваясь до положения, почти равного высокому вису сзади. Немедленно после этого (на фоне уже начинающегося спада), гимнаст быстро втягивает тело обратно в вис согнувшись, получая благодаря такому движению мощное вращение назад в вис согнувшись.
От техники исполнения полумаха назад (или полуподъема вперед) чувствительно зависит и дальнейшее течение связки. Важно уже то, как сгибается гимнаст в висе согнувшись. Если ноги с началом разгибания в подъеме отстают в движении (в), к упору сзади испол -нитель может придти с замедленным вращением, но в сильно прогнутом положении с натянутыми мышцами живота, что весьма важно для мощного исполнения отмаха через голову. Если же он акцентирование «ударяет» себя ногами, удерживая таз приподнятым (г), то последующий подъем назад будет форсированным, но закончится, скорее всего, приходом в закрытое положение упора сзади, из которого полноценный отмах затруднителен, и движение будет выглядеть как быстрое «сваливание» назад. Таким образом, крайности плохи.
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
Лучше всего некий средний вариант, когда гимнаста и вверх выносит достаточно быстро, и мышцы передней поверхности тела успевают натянуться и изготовиться для отмаха. Меру этого движения гимнаст должен сам найти для себя в процессе освоения движения, сообразуясь со своими возможностями и симпатиями.
Далее — главное. Отмах через голову—движение, которое совсем не трудно сделать в примитивной форме, но очень трудно выполнить по-настоящему.
Самое простое—движение «сваливанием», когда самого отмаха, в сущности, и нет {рис. 77-й). Гимнаст переходит в вис сзади после сильного наклона назад плечами (к.к. 1—2), и не столько благодаря активной работе, сколько за счет силы тяжести и оттягивающего действия центробежной силы инерции, когда тело уже получает некоторое вращение вокруг грифа.
____________________ 14. Так называемые « и т альянские»
Идеальной была бы техника, при которой действительно делается мощный отмах всем телом из высокого упора сзади с сильным акцентированным подготовительным прогибанием (б). Но, как всякий идеал, такое исполнение труднодостижимо; мало кто владеет отточенными подготовительными действиями и совершенно необходимой в этом случае идеальной растяжкой в плечах.
Компромиссный, но вполне достойный характер носит отмах в. Его особенность в том, что, начинаясь как и предыдущий, из упора сзади с хорошими темповым прогибанием тела и высоко расположенными плечами (к. 7), он в дальнейшем делается не всем телом, как на фиг.б, а последовательным сгибанием-разгибанием. Вначале, делая мах ногами высоко вверх-назад, гимнаст сильно сгибается и поднимает таз до уровня плеч (к.к. 1—2), и лишь позже, активно оттягивая и нажимая руками вниз-назад на гриф, выпрямляется (к.к. 2—5). Такое построение действий позволяет выйти в высокое исходное положение для последующего спада, но действовать более экономно (сравните этот прием со многими другими движения через «складку», например, с подъемом вперед в вис сзади и т. п.).
Наконец, выполнив отмах через голову, гимнаст начинает спад в висе сзади хватом сверху. Этим движением далее делается подъем в упор сзади или полный большой оборот. Движения сложные, и мы уделим им ниже особое внимание.