Бросок назад: аристократ или работяга?

Мы много говорили о бросковых оборотах назад, но, как извест­но, есть аналогичное движение другого направления; его все знают, но мало когда применяют практически. Оно и понятно, ведь оборот «накатом» (рис. 8-6) координационно удобнее, послушнее и мощнее. Однако, забывать о броске назад было бы не только неразумно, но и просто недопустимо, ведь это — базовое движение для всех вообще бросков назад, и не только на перекладине!

Рассмотрим несколько небезынтересных моментов, связанных с

этим движением.

Первое это то, что бросковые движения обоих направлений, каза­лось бы, отчетливо «симметричны». Оба они могут начинаться так называемой проводкой, то есть фазой движения без изменения на­чальной позы (рис. 3-а и 9-а, к.к. 1—2). Там, где в обороте назад «кипа» (рис. 3-а, к.к. 2—3), на обороте вперед иногда бывает «про­гон» с прогибанием тела (рис. 9-а, к. 2, пунктир). Замаху в первом

бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru

(рис. 3-а, к.к. 3—5) соответствует «кипа» во втором (рис. 9-а, к.к.2—4). Далее там и там следует бросок, соответственно на сгиба­нии (рис. 3-а, к.к. 5— 7) и разгибании (рис. 9-а, к.к. 4—8) и т. д. Каза­лось бы, всё ясно: сравнивая то и другое движения, можно все понять и отследить... Но, так, да не так.

бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru


Бросковый оборот назад, как мы уже обсуждали, естественным образом строится как процесс «бегущей волны», при которой движе­ние от дальних звеньев последовательно передается к звеньям приопорным (рис. 3-а, к.к. 6—10). Между тем, наиболее грамотный бросковый оборот вперед делается по другой, синхронной схеме (рис. 9-а), при которой ускоренный мах ногами назад сочетается с

бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru П ЕРЕКЛДДИ НА

11. Оборот накатом: учат одному, а получается...



бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru бросок назад: аристократ или работяга? - student2.ru одновременным, императивно организуемым «проваливанием» в плечах (к.к. 7—8), после чего, при движении к стойке, тело должно также одновременно выпрямляться (к.к. 80—1). Такая координация движений (сравните ее с оборотом назад, описанным нами в сюжете «Мощнее мощного», 8) дает наиболее благоприятную почву для вы­полнения собственно броска, который в движениях типа соскока лё­том, аналогичных перелетов, а также на сальто вперед и в других дви­жениях играет решающую роль. И поскольку хорошо освоенный бросковый оборот вперед, как уже было отмечено, — базовое упраж­нение, то и учить его нужно на наиболее перспективной технической

основе.

Но вот что интересно. Если мы выстроим полное «симметричное» подобие между классическим бросковым оборотом назад и аналогич­ным оборотом вперед, то получим своеобразный микст — движение на основе смешения двух схем, технически промежуточное между оборотом вперед накатом и оборотом броском. И такое движение не­редко используют гимнастки на брусьях разной высоты (рис. 9-6), о чем мы подробнее говорим в другой главе (177).

Вернемся к рекомендуемому обороту вперед броском (рис. 9-а\ Насколько он нужен сам по себе? Здесь следует сказать, что это дви­жение не только практически приемлемо, но, пожалуй, незаслужен­но забыто. Хорошо сделанный бросковый большой оборот вперед — очень стильное, академичное движение, прекрасно сочетающееся, например, с поворотами на 180 и 360°, «продевами», а главное — неотъемлемая часть технического арсенала гимнаста, нужная ему не только на перекладине, но и — по модели перекладины — на брусьях и кольцах. Так что бросковый оборот вперед это не худосочное «ари­стократическое» движение, а важный рабочий инструмент гимнаста, которым следует хорошенько овладеть.

11. ОБОРОТ НАКАТОМ: УЧАТ ОДНОМУ, А ПОЛУЧАЕТСЯ...

Традиционный большой оборот вперед выполняется, как извест­но, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобраз­ное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действи­тельно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднима­ясь к стойке на руках.

Движение это существует испокон веков, но многое в его струк­туре и технике для большинства исполнителей остается втуне. По­пробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и

нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истин­ной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».

Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учить­ся определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?

Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательнос­ти или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.

Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с пол­ной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».

Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле полу­чается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой обо­рот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной яс­ности, техническими деталями.

Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней верти­кали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его по­ловине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.

Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубе­же спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение лю­бопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присут­ствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняю­щихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,


Наши рекомендации