Бросок назад: аристократ или работяга?
Мы много говорили о бросковых оборотах назад, но, как известно, есть аналогичное движение другого направления; его все знают, но мало когда применяют практически. Оно и понятно, ведь оборот «накатом» (рис. 8-6) координационно удобнее, послушнее и мощнее. Однако, забывать о броске назад было бы не только неразумно, но и просто недопустимо, ведь это — базовое движение для всех вообще бросков назад, и не только на перекладине!
Рассмотрим несколько небезынтересных моментов, связанных с
этим движением.
Первое это то, что бросковые движения обоих направлений, казалось бы, отчетливо «симметричны». Оба они могут начинаться так называемой проводкой, то есть фазой движения без изменения начальной позы (рис. 3-а и 9-а, к.к. 1—2). Там, где в обороте назад «кипа» (рис. 3-а, к.к. 2—3), на обороте вперед иногда бывает «прогон» с прогибанием тела (рис. 9-а, к. 2, пунктир). Замаху в первом
(рис. 3-а, к.к. 3—5) соответствует «кипа» во втором (рис. 9-а, к.к.2—4). Далее там и там следует бросок, соответственно на сгибании (рис. 3-а, к.к. 5— 7) и разгибании (рис. 9-а, к.к. 4—8) и т. д. Казалось бы, всё ясно: сравнивая то и другое движения, можно все понять и отследить... Но, так, да не так.
Бросковый оборот назад, как мы уже обсуждали, естественным образом строится как процесс «бегущей волны», при которой движение от дальних звеньев последовательно передается к звеньям приопорным (рис. 3-а, к.к. 6—10). Между тем, наиболее грамотный бросковый оборот вперед делается по другой, синхронной схеме (рис. 9-а), при которой ускоренный мах ногами назад сочетается с
П ЕРЕКЛДДИ НА
11. Оборот накатом: учат одному, а получается...
одновременным, императивно организуемым «проваливанием» в плечах (к.к. 7—8), после чего, при движении к стойке, тело должно также одновременно выпрямляться (к.к. 80—1). Такая координация движений (сравните ее с оборотом назад, описанным нами в сюжете «Мощнее мощного», 8) дает наиболее благоприятную почву для выполнения собственно броска, который в движениях типа соскока лётом, аналогичных перелетов, а также на сальто вперед и в других движениях играет решающую роль. И поскольку хорошо освоенный бросковый оборот вперед, как уже было отмечено, — базовое упражнение, то и учить его нужно на наиболее перспективной технической
основе.
Но вот что интересно. Если мы выстроим полное «симметричное» подобие между классическим бросковым оборотом назад и аналогичным оборотом вперед, то получим своеобразный микст — движение на основе смешения двух схем, технически промежуточное между оборотом вперед накатом и оборотом броском. И такое движение нередко используют гимнастки на брусьях разной высоты (рис. 9-6), о чем мы подробнее говорим в другой главе (177).
Вернемся к рекомендуемому обороту вперед броском (рис. 9-а\ Насколько он нужен сам по себе? Здесь следует сказать, что это движение не только практически приемлемо, но, пожалуй, незаслуженно забыто. Хорошо сделанный бросковый большой оборот вперед — очень стильное, академичное движение, прекрасно сочетающееся, например, с поворотами на 180 и 360°, «продевами», а главное — неотъемлемая часть технического арсенала гимнаста, нужная ему не только на перекладине, но и — по модели перекладины — на брусьях и кольцах. Так что бросковый оборот вперед это не худосочное «аристократическое» движение, а важный рабочий инструмент гимнаста, которым следует хорошенько овладеть.
11. ОБОРОТ НАКАТОМ: УЧАТ ОДНОМУ, А ПОЛУЧАЕТСЯ...
Традиционный большой оборот вперед выполняется, как известно, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобразное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действительно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднимаясь к стойке на руках.
Движение это существует испокон веков, но многое в его структуре и технике для большинства исполнителей остается втуне. Попробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и
нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истинной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».
Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учиться определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?
Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательности или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.
Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с полной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».
Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле получается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой оборот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной ясности, техническими деталями.
Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней вертикали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его половине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.
Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубеже спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение любопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присутствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняющихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,