Бросок по-китайски или «шило на мыло»
Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и упражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.
«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предшествует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.
Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движением ногами (к.к. 8—1), после которого вообще не приходится говорить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в высшей точке движения (к. /(попадает в положение с сильным сгибанием тела; это сгибание, в сущности, играет здесь роль подготовительной «кипы», хотя и чудовищно утрированной — и по раннему времени исполнения и по суставным углам.
За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-
болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогибается, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коленях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значительного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближается к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирующий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая окончание подготовки к обычному моменту, который (по чисто программным условиям перехода в полет) изменить нельзя.
Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сделать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не оборотов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за таким утрированным броском выполняется мощное разгибание с выталкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает
П ЕРЕКЛАДИ НА
Мощнее мощного
высокий вылет при движениях типа сальто назад выпрямившись и им подобных. Если же гимнаст использует такой бросок для поддержания подкрутки на сальто, то при отходе в полет не должен выпрямляться (20,179); в противном случае потеря скорости вращения неизбежна.
Итак, сделанное нами описание «китайского» оборота изобилует превосходными степенями. Создается впечатление, что здесь всё — по высшему классу. Действительно, при умелом использовании такой техники результат может быть недурен. Однако, нужно уметь трезво взвешивать все «за» и «против». Ав «китайском» далеко не все
идеально!
Дело в том, что этот оборот — ярко выраженный пример нарочитой интенсификации собственно броска и только броска. Но ничто ведь не обходится даром: делая ставку на бросок, гимнаст одновременно теряет преимущества, связанные с другими факторами движения. В частности, весь «китайский» спад (к.к. 1—5) выполняется с заметными потерями энергии, обычно получаемой благодаря действию силы тяжести: это и начало движения из карикатурно низкого положения (к. 7), и очень сильное и долгое сгибание (к.к. 1—2) с соответствующим переразгибанием тела (к.к. 2—4), без которых не только можно, но просто следует обходиться, так как мощный бросок должен готовиться не за счет экстравагантных и неоправданно больших сгибаний и разгибаний, а за счет аналогичных, но более сухих, жестких действий на фоне гораздо более высокого мышечного тонуса (1). Следует подчеркнуть, что в любом случае действия «а ля Тон Фей» будут снижать энергию спада и оборота в целом. В сущности, спад здесь делается как при «обороте наизнанку», когда гимнасту нужно замедлить движение в целом (9). В данном случае целенаправленно строится техника, резко интенсифицирующая мощность броска, но замедляющая сам оборот, то есть так называемый «накат», от которого очень существенно зависит скорость вращения тела гимнаста в полете. Грубо говоря, гимнаст, перешедший с «классического» броска на бросок «китайский», меняет шило на мыло...
Однако, мы не будем отговаривать тренеров и гимнастов от использования описанной техники. Ведь главный критерий — соревновательный успех! Удается гимнасту произвести впечатление за счет особенностей, пусть даже вычурности техники и при этом удачно довести дело до конца — что ж, пожалуйста, его право. Вместе с тем важно понять и помнить, что всякие утрированные варианты техники — крайность, при которой одно приобретается за счет утраты другого. А «золото» — оно всегда где-то в серединке... Впрочем, стоп!
«Китайский» урок тоже полезен. Иногда нарочитая интенсификация броска очень нужна и важна (20,31,179).
МОЩНЕЕ МОЩНОГО
Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюансировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом заботится.
Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком.
Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начинает продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по окончании оборота (к.к. 9—1).
Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических звеньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не самой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлетических видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить.
Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность броскового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так проста, как может показаться.
На рис. 6—еще один оборот назад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазобедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обороте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для подготовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового
усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч,
к.к.4—6).
Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последовательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выполняя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя прямыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обороте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движения синхронность действий уже несущественна.
Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы незначительная, разница в технике упражнения?
На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно сказать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный характер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специальных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гимнаста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волнообразную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нужно действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естественную координацию движения его искусственной, императивной перестройкой. 32
Оборот наизнанку
Тогда зачем же огород городить, скажет читатель?
В самом деле, без описанного оборота пока что можно обойтись... Однако, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно наступит время, когда придется таки искать дополнительные ресурсы повышения активности движения, и тогда подобная техника может прийтись как нельзя кстати, поскольку ее освоение позволяет существенно (на 25—30%) повысить мощность движения, скорость оборота.
И уж во всяком случае предлагаем читателю поразмышлять над закономерностями построения таких движений. Они того стоят.
ОБОРОТ НАИЗНАНКУ
В предыдущем сюжете мы говорили, в основном, о наращивании скорости в обороте, но ведь порой нужно решать и обратную задачу, так как не всегда большая амплитуда маха и высокая скорость — благо. Вспомним отдельные примеры. Легко ли делать соединение: большой оборот назад — подъем разгибом? Или: большой оборот назад в стойку на руках — оборот назад не касаясь? Или наиболее современный пример: обороты — перелет Ткачева, по ходу которых, после исполнения оборота, предшествующего перелету, не случайно многие исполнители делают нарочитую паузу и ряд других действий, имеющих своей целью, фактически, сдерживание скорости движения (42,180).
Итак, каким же должен быть нарочито замедленный оборот назад?
Фактически, ответ на этот нетрудный вопрос ясен из всего, что было уже сказано раньше и говорится ниже (5,7,8,42,175,185). Он заключается в том, что оборот (не обязательно «большой») делается в этом случае по «перевернутой» схеме, то есть: в спаде гимнаст не оттягивается от опоры, а каким-то подходящим здесь приемом приближается к ней больше обычного, тогда как во время подъема — оттягивается или отходит от нее (рис. 2). Степень соразмерности тех и дру-гихдействий зависит от двух решающих условий: оттого, насколько велика была начальная скорость и насколько ее нужно погасить.
На рис. 7па, с. 34 показана принципиальная картина действий в обороте назад «наизнанку». Чем сильнее будет выражено сгибание-разгибание тела на спаде (к.к. 2—5), и чем полнее его выпрямление на подъеме (к.к. 7—10), тем сильнее будет гашение скорости.
Особо — о движении с переразгибанием тела на подъеме (пунктир на к. 10). Резкое движение такого типа может форсированно затор-
ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________
мозить или даже прервать подъем к стойке, но хорошего в этом мало: обязательно будут рывковые движения на опоре, искажения осанки и др. Что касается относительно плавного прогибания тела в тех же условиях, то оно может, до известной степени, играть роль обычного маха (только не ногами, а... животом и грудью), так как тоже приближает массы тела к оси вращения, хотя и не столь эффективно, как движение ногами по ходу оборота в целом. В давно прошедшие годы были даже умельцы, использовавшие на перекладине большой оборот назад прогибанием без какого бы то ни было броска и вообще сгибания! А много позднее элементами этой техники пользовались первые исполнительницы оборотов на брусьях разной высоты (175). Более того, возможен полный большой оборот прогибанием тела на... нижней жерди брусьев разной высоты.