Другая скорость - другая техника

Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее уп­ражнение (25,120,157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу.

Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так.

Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответствен­но мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движе­ния, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а

На рис. 3-а—традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середи­не комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, лю­бой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты тех­ники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо за­висят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.





другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________

Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ус­коряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стой­ки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым.

Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характер­ные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2).

В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не пони­мают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем силь­нее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде!

Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро вып­рямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет.

Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы?

Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоя­щему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в

другая скорость - другая техника - student2.ru

___________ 5. Другая скорость — другая техника

принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражне­ния. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикаль­ная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота.

Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны?

Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль.

Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборо­та, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с дей­ствием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других при­чин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вра­щения) тела гимнаста.

Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", все­гда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернем­ся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, ско­рость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгод­но! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати.

Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, раз­лична. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые оборо­ты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои дей­ствия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на переклади­не — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями.

4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление.

другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________

ОБОРОТ ПО-ЯПОНСКИ

Большие обороты на перекладине всегда были на острие техни­ческих новаций в гимнастике. Все мало-мальски оригинальные тех­нические идеи, связанные с этим снарядом, в большинстве случаев так или иначе отражались и на оборотах.

На рубеже 60—70-х годов, возникли новые идеи, касающиеся оборотов. Один из корифеев японской и мировой гимнастики того времени Сигеру Касамацу, преподнес гимнастическому миру сюрп­риз: необычную технику больших оборотов назад. Новация состояла в том, что японец почти полностью игнорировал бросковое движе­ние ногами, работая «от плеча». Идея, казалось бы, странная, ибо ис­полнитель лишается всех преимуществ классической техники оборо­та, заставляя себя действовать противоестественно и с большим на­пряжением. Но победителей не судят! Касамацу показывал на базе своих оборотов такую великолепную концовку (изумительное по высоте сальто сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 360 и 720° в «мер­твую» остановку), что никаких сомнений относительно правомерно­сти его оборотов, разумеется, не возникало. Более того, следуя извес­тной порочной логике «после этого значит вследствие этого», многие решили, что вся причина успеха именно в оборотах.

Дело было, конечно, не в оборотах «от плеча», а вообще в классе исполнителя (Касамацу, кстати, в отличие от большинства его сооте-

другая скорость - другая техника - student2.ru

чественников, был изрядного для гимнаста роста, 178 см, обла­дая при этом замечательными двигательными качествами — силой, прыгучестью и т. д.).

Но рассмотрим сами обороты Касамацу, они поучительны {рис. 4).

Начиная спад, гимнаст сразу же жестко фиксирует плече­вой пояс, оставляя некоторый «угол» в плечах (к. 1 и далее) и, следовательно, не оттягивает­ся. Значение этой технической уловки мы оценим позже.


В этом удивительном поло­жении, с напряженно поднятой головой (это помогает, благода-

Оборот по-японски

ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгиба­тели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и пол­ностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимна­ста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует неболь­шой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форси­рованного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!

Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?

Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий испол­нитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как ви­дим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физичес­кой подготовки и полного переосмысления всей техники. При про­чих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффектив­ны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмеча­лось, массы тела.

Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия рабо­ты ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением спра­виться?

А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эф­фективные подготовительные и рационально построенные основ­ные , то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это за­дачу успешно решает.

Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натя­нулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс

другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________

и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она до­вольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрям­ления в плечах при движении на следующий спад.

Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя вни­мание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Ко­нечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эф­фективен, как может показаться. Он физически труден, не экономи­чен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже об­мечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связан­ных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разго­вор—ниже.

Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, бе­рущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175,177).

Наши рекомендации