Другая скорость - другая техника
Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее упражнение (25,120,157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу.
Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так.
Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответственно мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движения, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а
На рис. 3-а—традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середине комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, любой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты техники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо зависят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.
ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________
Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ускоряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стойки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым.
Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характерные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2).
В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не понимают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем сильнее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде!
Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро выпрямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет.
Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы?
Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоящему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в
___________ 5. Другая скорость — другая техника
принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражнения. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикальная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота.
Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны?
Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль.
Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборота, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с действием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других причин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вращения) тела гимнаста.
Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", всегда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернемся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, скорость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгодно! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати.
Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, различна. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые обороты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои действия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на перекладине — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями.
4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление.
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
ОБОРОТ ПО-ЯПОНСКИ
Большие обороты на перекладине всегда были на острие технических новаций в гимнастике. Все мало-мальски оригинальные технические идеи, связанные с этим снарядом, в большинстве случаев так или иначе отражались и на оборотах.
На рубеже 60—70-х годов, возникли новые идеи, касающиеся оборотов. Один из корифеев японской и мировой гимнастики того времени Сигеру Касамацу, преподнес гимнастическому миру сюрприз: необычную технику больших оборотов назад. Новация состояла в том, что японец почти полностью игнорировал бросковое движение ногами, работая «от плеча». Идея, казалось бы, странная, ибо исполнитель лишается всех преимуществ классической техники оборота, заставляя себя действовать противоестественно и с большим напряжением. Но победителей не судят! Касамацу показывал на базе своих оборотов такую великолепную концовку (изумительное по высоте сальто сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 360 и 720° в «мертвую» остановку), что никаких сомнений относительно правомерности его оборотов, разумеется, не возникало. Более того, следуя известной порочной логике «после этого значит вследствие этого», многие решили, что вся причина успеха именно в оборотах.
Дело было, конечно, не в оборотах «от плеча», а вообще в классе исполнителя (Касамацу, кстати, в отличие от большинства его сооте-
чественников, был изрядного для гимнаста роста, 178 см, обладая при этом замечательными двигательными качествами — силой, прыгучестью и т. д.).
Но рассмотрим сами обороты Касамацу, они поучительны {рис. 4).
Начиная спад, гимнаст сразу же жестко фиксирует плечевой пояс, оставляя некоторый «угол» в плечах (к. 1 и далее) и, следовательно, не оттягивается. Значение этой технической уловки мы оценим позже.
В этом удивительном положении, с напряженно поднятой головой (это помогает, благода-
Оборот по-японски
ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгибатели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и полностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимнаста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует небольшой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форсированного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!
Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?
Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий исполнитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как видим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физической подготовки и полного переосмысления всей техники. При прочих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффективны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмечалось, массы тела.
Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия работы ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением справиться?
А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эффективные подготовительные и рационально построенные основные , то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это задачу успешно решает.
Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натянулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс
ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________
и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она довольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрямления в плечах при движении на следующий спад.
Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя внимание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Конечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эффективен, как может показаться. Он физически труден, не экономичен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже обмечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связанных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разговор—ниже.
Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, берущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175,177).