Квалификация, присваиваемая выпускникам
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Рязань 2017
1 Наименование дисциплины
«Электроснабжение»
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины происходит формирование у обучающегося следующих компетенций: ОПК-3, ПК-12, ПК-13.
Содержание указанных компетенций и перечень планируемых результатов обучения по данной дисциплине представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОПК-3 | Способность использовать методы анализа и моделирования электрических цепей | Знать: - схемы и основное электро-техническое и коммутационное оборудование, электрических станций и подстанций, основные схемо-технические решения устройств силовой электроники. Уметь: -,применять, эксплуатировать и производить выбор электрических аппаратов, машин, оборудования электрических станций и подстанций, электроэнергетических систем, Владеть: - схемотехникой соединения объектов. |
ПК-12 | Готовность к участию в испытаниях вводимого в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования. | знать: - основные схемотехнические решения устройств силовой электроники, уметь: планировать электроэнергетические режимы работы объектов Владеть: -методами расчёта, проектирования и конструирования электроэнер-гетического и электрического оборудования и систем. |
ПК-13 | Способность участвовать в пуско-наладочных работах. | знать: основы электротехники, уметь: разбираться в схемах электроснабжения; владеть: основами проведения пуско-наладочных работ. |
3 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Электроснабжение» входит в состав дисциплин базовой части Блока 1 образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.
Требования к входным знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных по:
- теоретическим основам электротехнике;
- электроэнергетические системы и сети;
-общая энергетика.
Для освоения дисциплины «Электроснабжение» студент должен:
знать:
основы электротехники, электроэнергетические системы и сети ;
уметь:
выбирать и использовать силовые трансформаторы, разбираться в электрических системах;
владеть:
принципами работы и эксплуатации электрических станций и подстанций.
3.2 Взаимосвязь с другими дисциплинами
Изучение дисциплины «Электроснабжение» является необходимым условием для освоения дисциплин:
- «системы электроснабжения»,
- «электростанции современной энергетики».
Взаимосвязь дисциплины «Электроснабжение» с другими дисциплинами образовательной программы представлена в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 2 – Структурно-логическая схема формирования компетенций
Компетенция | Предшествующие дисциплины | Данная дисциплина | Последующие |
ОПК-3 | Теоретические основы электротехники. | «Электроснабжение» | «Состав систем электроснабжения», «Электростанции современной энергетики». |
ПК-12 | Электроэнергетические системы и сети | ||
ПК-13 | Общая энергетика |
4 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объем дисциплины в академических часах с распределением по видам учебных занятий указан в таблице 3 для очной формы обучения, в таблице 4 – для заочной формы обучения..
Таблица 3 − Объем дисциплины в академических часах (для очной формы обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | семестр |
Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||
Аудиторная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Лабораторные работы | ||
Внеаудиторная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Групповая консультация | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
в том числе | ||
Курсовое проектирование | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды занятий (подготовка к занятиям, домашняя работа, подготовка к контрольной работе, работа с литературой, подготовка к промежуточной аттестации) | ||
Вид промежуточной аттестации (З - зачет, Э - экзамен, ЗО – зачет с оценкой) | З | |
Общая трудоемкость дисциплины, час | ||
Общая трудоемкость дисциплины, з.е. |
Таблица 4 − Объем дисциплины в академических часах(для заочной формы обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||
Аудиторная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Лабораторные работы | ||
Внеаудиторная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Групповая консультация | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
в том числе | ||
Курсовое проектирование | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды занятий (подготовка к занятиям, домашняя работа, подготовка к контрольной работе, работа с литературой, подготовка к промежуточной аттестации) | ||
Вид промежуточной аттестации (З - зачет, Э - экзамен, ЗО – зачет с оценкой) | З | |
Общая трудоемкость дисциплины, час | ||
Общая трудоемкость дисциплины, з.е. |
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5.1 Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Распределение разделов дисциплины по видам учебных занятий и их трудоемкость указаны в таблице 5 для очной формы обучения, в таблице 6 – для заочной формы обучения.
Таблица 5 – Разделы дисциплины и их трудоемкость по видам учебных занятий (для очной формы обучения)
№п/п | Раздел дисциплины | Общая трудо емкость (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся, и трудоемкость (в часах) | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля | ||||
Общаяхаракте-ристика системы электроснабжения. | Устный опрос | |||||||
Электроприёмники системы электроснабжения. | Устный опрос | |||||||
Методы расчёта электрических нагрузок. | Устный опрос | |||||||
Построение схемы электроснабжения для систем свыше 1 кВ. Выбор и использование силовых трансформаторов. | Письменная проверка знаний | |||||||
Системы электро-снабжения и электроустановки. | Устный опрос | |||||||
Цеховые электри-ческие сети на нап-ряжение до 1 кВ. | Письменная проверка знаний | |||||||
Качество электрической энергии. | Устный опрос | |||||||
Воздушные и кабельные линии. | Письменная проверка знаний | |||||||
Понятие реактивной мощности и компенсации. | Устный опрос | |||||||
Групповая консультация | ||||||||
Форма аттестации | ||||||||
Всего часов по дисциплине |
Таблица 6 – Разделы дисциплины и их трудоемкость по видам учебных занятий (для заочной формы обучения)
№п/п | Раздел дисциплины | Общая трудо емкость (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся, и трудоемкость (в часах) | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля | ||||
Общаяхаракте-ристика системы электроснабжения. | Устный опрос | |||||||
Системы электро-снабжения и электроустановки. | Устный опрос | |||||||
Цеховые электри-ческие сети на нап-ряжение до 1 кВ. | Устный опрос | |||||||
Качество электрической энергии. | Устный опрос | |||||||
Групповая консультация | ||||||||
Форма аттестации | З | |||||||
Всего часов по дисциплине |
5.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Содержание лекционных занятий приведено в таблице 7 для очной формы обучения , в таблице 8 – для заочной формы обучения. Содержание практических и занятий в таблице 9 - для очной формы обучения, в таблице 10 – для заочной формы обучения.
Таблица 7 – Содержание лекционных занятий (для очной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины |
Общаяхаракте-ристика системы электроснабжения. | Общая характеристика системы электроснабжения. Графики электрической нагрузки. | |
Электроприёмники системы электроснабжения. | Электроприёмники системы электроснабжения. Классификация. | |
Методы расчёта электрических нагрузок. | Методы расчёта электрических нагрузок. Определение электрических нагрузок комплексным методом. | |
Построение схемы электроснабжения для систем свыше 1 кВ.Выбор и использование силовых трансформаторов. | Построение схемы электроснабжения для систем свыше 1 кВ.Выбор и использование силовых трансформаторов. | |
Системы электро-снабжения и электроустановки. | Системы электроснабжения и электроустановки. Электрические нагрузки. Трансформаторные подстанции предприятий. Электрические сети внешнего и внутриобъектного электроснабжения. | |
Цеховые электри-ческие сети на нап-ряжение до 1 кВ. | Цеховые электрические сети на напряжение до 1 кВ. Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения предприятий. Проектирование и эксплуатация систем электроснабжения. | |
Качество электрической энергии. | Качество электрической энергии. Продолжительные изменения характеристик напряжения. Случайные события. Способы и технические средства повышения качества электроэнергии. | |
Воздушные и кабельные линии. | Воздушные и кабельные линии. Принципы построения, монтажа и эксплуатации. | |
Понятие реактивной мощности и компенсации. | Понятие реактивной мощности и компенсации. Баланс активных и реактивных мощностей. Основные потребители реактивной мощности. Источники реактивной мощности. |
Таблица 8 – Содержание лекционных занятий (для заочной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины |
Общаяхаракте-ристика системы электроснабжения. | Общая характеристика системы электроснабжения. Электроприёмники. Графики электрической нагрузки. Методы расчёта электрических нагрузок. Определение электрических нагрузок комплексным методом. | |
Системы электро-снабжения и электроустановки. | Системы электроснабжения и электроустановки. Электрические нагрузки. Трансформаторные подстанции предприятий. Электрические сети внешнего и внутриобъектного электроснабжения. | |
Цеховые электри-ческие сети на нап-ряжение до 1 кВ. | Цеховые электрические сети на напряжение до 1 кВ. Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения предприятий. Проектирование и эксплуатация систем электроснабжения. | |
Качество электрической энергии. | Качество электрической энергии. Продолжительные изменения характеристик напряжения. Случайные события. Способы и технические средства повышения качества электроэнергии. |
Таблица 9 – Содержание практических занятий (для очной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание практических занятий |
Общаяхаракте-ристика системы электроснабжения. | Расчёт молнииотвода. | |
Электроприёмники системы электроснабжения. | Расчёт заземлителя. | |
Методы расчёта электрических нагрузок. | Расчет электрических нагрузок. | |
Построение схемы электроснабжения для систем свыше 1 кВ.Выбор и использование силовых трансформаторов. | Выбор силового трансформатора для конкретной системы свыше 1 кВ. | |
Системы электро-снабжения и электроустановки. | Расчет токов короткого замыкания. | |
Цеховые электри-ческие сети на нап-ряжение до 1 кВ. | Выбор силового трансформатора для конкретной системы до 1 кВ. | |
Качество электрической энергии. | Оценить качество электрической энергии по конкретным параметрам сетевого напряжения 220 В, 50 Гц. | |
Воздушные и кабельные линии. | Выбор основных элементов и устройств воздушной и кабельной линии. | |
Понятие реактивной мощности и компенсации. | Выбор компенсатора реактивной мощности. |
Таблица 10 – Содержание практических занятий (для заочной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание практических занятий |
Общая характеристика системы электроснабжения. | Расчет электрических нагрузок. | |
Системы электроснабжения и электроустановки. | Расчет токов короткого замыкания. |
6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Перечень разделов дисциплины и рекомендуемой литературы (из списка основной и дополнительной литературы) для самостоятельной работы студентов приведены в таблице 7.
Таблица 11 – Учебно-методическое обеспечения самостоятельной работы обучающихся
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Литература (ссылка на номер в списке литературы) |
Общая характеристика системы электроснабжения. | Основная: 1,2, 3 Дополнительная:1,2,3 | |
Системы электроснабжения и электроустановки. | Основная: 1,2, 3 Дополнительная:1,2,3 | |
Цеховые электрические сети на напряжение до 1 кВ. | Основная: 1,2 Дополнительная:1,2,3 | |
Качество электрической энергии. | Основная: 1,2 Дополнительная:1,2 |
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Таблица 12 − Паспорт фонда оценочных средств
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
Общая характеристика системы электроснабжения. | ОПК-3, ПК-12, ПК-13 | Вопросы к зачёту, опрос по практическим занятиям | |
Системы электроснабжения и электроустановки. | ОПК-3, ПК-12, ПК-13 | ||
Цеховые электрические сети на напряжение до 1 кВ. | ОПК-3, ПК-12, ПК-13 | ||
Качество электрической энергии. | ОПК-3, ПК-12, ПК-13 |