Сооружение технологического отхода
Под технологическим отходом понимают участок ствола, непосредственно примыкающий к устью, и часть самого устья, в котором размещают и монтируют горно-проходческое оборудование, предназначенное для проходки ствола на всю глубину. Величина технологического отхода зависит от принятой схемы проходки и при совмещенной схеме составляет 30-40 м, а при параллельно-щитовой схеме - 50-60 м.
Для проходки технологического отхода обычно применяют то же оборудование, которое использовали для проходки устья.
После окончания проходки технологического отхода оснащают ствол и поверхность оборудованием, необходимым для проходки ствола на всю глубину. На поверхности монтируют проходческий или постоянный копер, подъемную машину, нулевую раму, разгрузочный станок, тихоходные проходческие лебедки для подвески ставов труб и оборудования, приствольный бетонорастворный узел и др.
В стволе монтируют подвесной полок, на котором крепят породопогрузочную машину, ставы труб для вентиляции, спуска бетона, водоотлива, подачи сжатого воздуха. В призабойной зоне монтируют опалубку, светильники, связь, сигнализацию, средства водоотлива и пр.
Оснащение ствола и промплощадки необходимым оборудованием и механизмами является наиболее ответственным моментом во всем подготовительном периоде, от которого зависит успех строительства ствола (рудника) в целом.
Проходческий подъем
Проходческий подъем предназначен для выдачи из забоя породы, спуска и подъема людей, спуска материалов, оборудования и инструментов, для удаления воды, поступающей в забой.
В комплекс оборудования проходческого подъема входят подъемная машина 1 с канатом 2 (рис. 4), копер 3 со шкивами 4 и разгрузочным устройством 5, направляющие канаты 6, направляющая рама 7, прицепное устройство 8, бадьи 9, подвесной полок 10.
Рис. 4. Схема оснащения проходческого подъема
Проходческий подъем в отличие от стационарного подъема при эксплуатации шахт работает в более сложных условиях. Эта сложность обусловливается многообразием функций и постоянно меняющейся глубиной подъема, а также изменением режима работы подъемной машины в течение одного цикла подъема. Кроме того, проходческий подъем отличается от стационарного типом подъемных сосудов (бадьи) и необходимостью их перецепки в забое.
Бадьи движутся по стволу по канатным направляющим, а в призабойной зоне - без направляющих. Скорость их движения на различных участках по глубине ствола меняется.
При строительстве стволов применяют одно- и двух-концевой подъемы с временными и постоянными копрами и подъемными машинами.
Одноконцевой подъемоснащают однобарабанной подъемной машиной с одним канатом, в движении по стволу находится одна бадья. Загруженную бадью поднимают на поверхность, в копре ее разгружают и затем спускают в забой.
При этом могут быть два варианта - с перецепкой бадьи в забое или без перецепки.
В первом варианте одна бадья находится в забое под погрузкой, а вторую загруженную поднимают для разгрузки. Затем порожнюю бадью спускают в забой, прицепное устройство отсоединяют и перецепляют к загруженной бадье, далее цикл повторяют. При этом варианте погрузку породы совмещают с работой подъема.
Во втором варианте без перецепки бадей в работе находится одна бадья при одноконцевом подъеме, и во время движения ее по стволу, и во время разгрузки погрузочная машина простаивает.
При двухконцевом подъемеприменяют двухбарабанную подъемную машину с двумя канатами. В этом случае в работе находятся три бадьи - одну груженую поднимают, вторую порожнюю спускают, а третью в забое загружают. По прибытии порожней бадьи в забой осуществляют перецепку и цикл повторяют.
Оборудование подъема
К оборудованию горно-проходческого подъема относят подъемные машины, копры, бадьи, прицепные устройства, направляющую рамку, подъемные канаты, направляющие и подвесные канаты, сигнализацию, ляды с приводом для их открывания и закрывания.
Подъемные машины.При строительстве стволов применяют одно- и двухбарабанные подъемные машины с диаметром барабанов от 4 до 6 м типа ЦР и 2Ц, а при строительстве с использованием башенных копров - типа ЦШ.
Применение передвижных подъемных установок позволяет снизить продолжительность строительства ствола за счет сокращения продолжительности монтажных работ по оборудованию подъема.
Рис. 5. Передвижная проходческая подъемная машина ППМ-2/1,5:
а - общий вид; б - план
Копры.При строительстве стволов используют временные проходческие и постоянные копры. Наибольшее распространение получили временные проходческие копры конструкции ВНИИОМШСа (рис. 6.17). Эти копры изготавливают из бесшовных стальных труб, соединенных между собой на фланцах и болтах. В верхней части копра размещается под шкивная площадка, на которой монтируют шкивы для подъемных и направляющих канатов, а также для навески оборудования в стволе. Над подшкивной площадкой смонтирована надстройка с тельфером для установки шкивов. Для подъемных канатов применяют шкивы диаметрами 1,6; 2; 2,5 и 3 м, а для подвески оборудования шкивы диаметрами 0,4; 0,6; 0,9 и 1,2 м. Внутри копра располагают лестницу, разгрузочный станок и нижнюю приемную площадку.
Бадью разгружают путем опрокидывания в станке, и порода по желобу поступает в автосамосвал и далее транспортируется в отвал. С нижней приемной площадки осуществляют спуск людей, материалов и оборудования, монтаж ставов труб.
Рис. 6.17. Проходческие копры конструкции ВНИИОМШСа:а - шатровый; б — укосный; 1 - надстройка; 2 - тельфер; 3 - подшкивная площадка; 4 -шкив; 5 - ноги копра; 6 - лестница; 7 - разгрузочный станок; 8 - желоб; 9 — нижняя приемная площадка; 10 - укосина |
Устье ствола перекрывают нулевой рамой, изготавливаемой из двутавровых балок № 24-40. Поверх балок настилают рифленое листовое железо с проемами для пропуска бадей, ставов труб и канатов. Бадьевые проемы перекрывают лядами с приводом для их открывания и закрывания.
Копры устанавливают на бетонных фундаментах с анкерами крепления. Снаружи копры обшивают асбоцементными или специальными (утепленными) стеновыми панелями, а иногда профилированными листами из легких сплавов.
Использование башенных копров при строительстве стволов может быть осуществлено по двум вариантам:
а) до начала проходки ствола заканчивают строительство копра, монтаж многоканатной подъемной машины и осуществляют подъем с помощью этой машины;
б) проходят устье ствола, сооружают фундамент копра, возводят 3-4 этажа копра на высоту до 30 м, в копре устанавливают временную подшкивную площадку, временную разгрузочную площадку, на нулевой отметке у копра монтируют одну или две подъемные машины.
Проходческие бадьи.Подъем породы на поверхность, спуск и подъем людей, материалов и инструментов при строительстве стволов выполняют с помощью бадей.
Используют два типа бадей: самоопрокидные (БПС) и несамоопрокидные (БПН).
Самоопрокидные бадьи (БПС) (рис. 219,а) представляют собой сварной металлический цилиндр 1 с шарнирно присоединенной к нему дужкой 2. На верхней кромке корпуса бадьи имеются два упора (сухаря) 3, которые предназначены для предохранения рук рабочих во время перецепки бадьи. Для опрокидывания бадьи в разгрузочном станке и фиксирования ее в направляющей рамке на корпусе приварены цапфы 4. Дужка бадьи - кованая диаметром 50-60 мм с усиливающей ее перемычкой в верхней части.
Направляющие канаты.Для устранения раскачивания бадьи во время ее движения по стволу применяются направляющие канаты и направляющие рамки. Для каждой бадьи натягивается два направляющих каната, верхние концы которых закрепляются на барабанах специальных двух-или четырехбарабанных лебедок с электрическими приводами, устанавливаемых около копра.
Обогнув шкивы на подшкивной площадке копра, направляющие канаты опускаются в ствол и закрепляются нижним концом на натяжной раме, которая выдвижными пальцами закрепляется в постоянной крепи или в породе на расстоянии не более 20 м от забоя. По мере углубления ствола натяжная рама опускается ближе к забою.
Направляющая рамкапри движении бадьи скользит по направляющим канатам, направляя ее движение и предотвращая раскачивание. Для уменьшения износа направляющие канаты применяют закрытой конструкции, имеющие гладкую поверхность, а направляющая рамка в местах прохода канатов снабжается втулками.
Направляющая рамка бадьи БПС (рис. 6.19, б) включает в себя каркас 1 из стальных уголков, на который опирается предохранительный зонт 2. Стойки каркаса имеют пазы, в которые входят цапфы бадьи. По углам направляющая рамка обладает кольцевыми чугунными вкладышами, через которые проходят направляющие канаты. В верхней части рамки имеется ролик 3 для подъемного каната. Зонт служит для предохранения рабочих, находящихся в бадье, от случайно упавших в ствол предметов.
Натяжная рама-полок.При параллельном выполнении работ по проведению ствола и возведению постоянной крепи для предохранения проходчиков, работающих в забое, от падения сверху различных предметов в стволе должен находиться предохранительный полок. В этом случае на натяжной раме делают сплошной настил, перекрывающий весь ствол, и она получает название натяжной рамы-полка (рис. 213). Проемы для прохода бадей ограждаются раструбами высотой 1,2 м. Натяжная рама-полок (и натяжная рама) подвешивается в стволе на направляющих канатах.
Рис. 213. Натяжная рама-полок: 1 — раструбы для пропуска бадей 2 — направляющие канаты 3 — ляда для пропуска подвесного насоса 4 — раструб для вентиляционных труб 5 —то же, для труб сжатого воздуха 6 — выдвижные пальцы | Рис. 214. Направляющая рамка | |
Рис. 6.19. Бадья БПС: а — конструкция бадьи; б - схема разгрузки бадьи | Рис. 6.20. Несамоопрокидная бадья: a - направляющая рамка; б - схема разгрузки бадьи | |
Разгрузка бадьи в разгрузочном станке происходит следующим образом. При выходе из ствола груженую бадью с направляющей рамкой поднимают над верхней приемной площадкой, ляды на площадке закрывают и бадью опускают на кронштейны 4. При опускании бадьи (см. рис. 6.19, б) ее цапфы входят в эксцентрические гнезда кронштейнов, и, вращаясь на цапфах, она опрокидывается. Порода из бадьи разгружается в желоб и далее в самосвал. После разгрузки породы подъемный канат натягивается, бадья занимает вертикальное положение и вместе с рамкой приподнимается над лядами на 0,5 м. Затем ляды открывают и бадью спускают в ствол.
Открывание и закрывание ляд осуществляют автоматически с помощью электропривода, расположенного на верхней приемной площадке. При опускании бадьи через подвесной полок направляющая рамка задерживается на раструбе подвесного полка, и дальнейшее движение бадьи в забой происходит без направляющих канатов.
Несамоопрокидные бадьи (БПН) (рис. 6.20) по конструкции аналогичны бадьям БПС и отличаются отсутствием у них цапф. Эти бадьи имеют вместимость 0,75 и 1 м3. Направляющая рамка БПН (рис. 6.20, а) состоит из каркаса 1 и зонта 2. По углам каркаса вмонтированы чугунные вкладыши 3, через которые пропускают направляющие канаты, а в середине вкладыш 4 для пропуска подъемного каната.
При использовании БПН раструбы в подвесном полке должны иметь гладкую внутреннюю поверхность, на разгрузочной площадке ляды не снабжены кронштейнами. Разгрузку бадей 5 (рис. 6.20, б) осуществляют путем опрокидывания с помощью крюка и троса 6, зацепляемого за кольцо на днище бадьи. При опрокидывании бадьи направляющая рамка с зонтом 2 удерживается в верхнем положении стопорным устройством 7. После разгрузки бадью вместе с рамкой спускают в ствол по направляющим канатам.
Транспортирование породына поверхность
Породу от ствола в отвал обычно отвозят автосамосвалами. Этот вид транспорта обеспечивает наиболее высокую маневренность и экономичность.
Необходимое число самосвалов и их грузоподъемность определяются исходя из производительности подъемной установки, расстояния от ствола до породного отвала, средней скорости движения самосвала. Производительность при транспортировании породы самосвалами должна быть на 10-20 % больше максимальной производительности при проходческом подъеме.
Для увеличения эффективности использования автосамосвалов, а также учитывая неравномерность работы подъема по выдаче породы в течение суток, около копра под разгрузочным желобом сооружают заглубленный аккумуляторный бункер, из которого в дневную смену породу скрепером грузят в автосамосвалы и отвозят в отвал. Вместимость бункера зависит от количества выдаваемой породы из ствола и грузоподъемности автосамосвалов, обычно она составляет от 30 до150 м3 в зависимости от диаметра ствола и скорости проходки.
Подвесные полки
Подвесные полки предназначены для предохранения людей, находящихся в забое, от случайно упавших предметов, для крепления направляющих канатов и подвески погрузочных машин. На полках размещают светильники, шланги сжатого воздуха, кабели и забойное оборудование для взрывных работ. Подвесные полки являются рабочей площадкой для наращивания ставов труб, проведения тампонажа закрепного пространства и армирования ствола.
Конструкция подвесных полков зависит от диаметра ствола и схемы размещения горнопроходческого оборудования в стволе..
Донгипрооргшахтострой предложил девять схем размещения горнопроходческого оборудования для наиболее часто применяющихся сечений стволов и в соответствии с этим разработал унифицированные конструкции подвесных проходческих полков-кареток. Размещение горнопроходческого оборудования в стволе предусматривает проходку центральных стволов с использованием постоянных копров и применением передвижного проходческого оборудования, а проходку фланговых и неглубоких стволов — с применением временных копров. Все трубопроводы подвешивают к крепи ствола. Водоотлив предусматривается бадьями или подвесными насосами, для чего на полке предусматривается бак вместимостью 2—3 м3.
Направляющие канаты бадей служат одновременно для подвески опалубки. Для погрузки породы применяют машины КС-2у/40 или 2КС-2у/40, подъем с бадьями типа БПСМ.
Пример рекомендуемого размещения проходческого оборудования в стволе диаметром 6,5 м приведен на рис. 10.1.
Рис. 10.1. Схема размещения проходческого оборудования в стволе диаметром 6,5 м:
1 — бадья;
2 — вентиляционный став трубы;
3 — бетонопроводы;
4 — став труб сжатого воздуха;
5 — трубы водоотлива;
6 — спасательная лестница;
7 — канаты подвесного полка:
8 — направляющие канаты
Подвесные полки-каретки
Полками-каретками называют полки, предназначенные для подвески породопогрузочных машин.
На рис. 10.2 приведена схема унифицированного трехэтажного подвесного проходческого полка-каретки конструкции Донгипрооргшахтостроя.
Проходческий полок состоит из этажных перекрытий 1 круглой формы, соединенных между собой вертикальными стойками 3, равномерно расположенными по периметру обода перекрытий, ограждений бадьевых проемов 4, ограждений 10, 11 по периметру перекрытий верхнего и среднего этажей, откидных щитков 5 для перекрытия зазора между ободом нижнего этажа и крепью ствола. На среднем этаже полка расположены шкивы подвески 2, а на нижнем — отклоняющие шкивы 8 для направления проводниковых канатов бадьи, нижними концами закрепленных за призабойную опалубку. В центре под нижним этажом полка размещена ось 7 для присоединения центральной подвески погрузочной машины. На среднем и нижнем этажах установлены гидродомкраты 6 для распора полка в крепь и его центровки.
Полок в стволе подвешен по полиспастной схеме на канатах 12, идущих к проходческим лебедкам на поверхности. Переход с этажа на этаж осуществляется по лестницам 9 через ляды. На нижнем этаже находится ляда, через проем которой осуществляется спуск машиниста в кабину погрузочной машины.
Рис. 10.2. Схема трехэтажного полка-каретки | Рис. Рис. 10.3. Схема подвесного двухэтажного проходческого полка: 1 — этажные площадки; 2 — направляющие лыжи; 3 — подвесное устройство; 4 — раструб, 5 — распорные домкраты; 6 — лестница |
Трехэтажный проходческий полок(рис. 10.2)состоит из этажных перекрытий 1 круглой формы, соединенных между собой вертикальными стойками 3, равномерно расположенными по периметру обода перекрытий, ограждений бадьевых проемов 4, ограждений 10, 11 по периметру перекрытий верхнего и среднего этажей, откидных щитков 5 для перекрытия зазора между ободом нижнего этажа и крепью ствола. На среднем этаже полка расположены шкивы подвески 2, а на нижнем — отклоняющие шкивы 8 для направления проводниковых канатов бадьи, нижними концами закрепленных за призабойную опалубку. В центре под нижним этажом полка размещена ось 7 для присоединения центральной подвески погрузочной машины. На среднем и нижнем этажах установлены гидродомкраты 6 для распора полка в крепь и его центровки.
Полок в стволе подвешен по полиспастной схеме на канатах 12, идущих к проходческим лебедкам на поверхности. Переход с этажа на этаж осуществляется по лестницам 9 через ляды. Верхний этаж служит для наращивания трубопроводов и защиты рабочих от случайно падающих сверху предметов. Ограждения верхнего и среднего этажей представляют собой сварные решетчатые металлоконструкции высотой 1,4 м, нижняя часть которых выполнена в виде сплошного листа высотой 300 мм. Конструкции этажей цельносварные, зашитые сверху сплошным настилом, а нижний этаж зашит сверху и снизу для повышения жесткости.
Для переговоров полкового с рукоятчиком на полке установлен телефонный аппарат и предусмотрена громкоговорящая связь.
Двухэтажный подвесной полок (рис. 10.3) применяют при использовании для погрузки породы грейферов с ручным вождением КС-3. На нижнем этаже располагают лебедки для подвески грейферных грузчиков, верхний этаж служит предохранительным и для крепления подвесных канатов, выполняющих одновременно функции направляющих. Полок в стволе раскрепляют с помощью выдвижных пальцев.
Сборка подвесных полков производится двумя способами — в стволе или на поверхности земли.
При первом способе в забой спускают отдельные узлы полка, которые собирают в общую конструкцию. Большое количество отдельных узлов с болтовым соединением и стесненные условия работ обусловливают значительную (до 300 чел.-смен) трудоемкость работ. При этом способе все остальные работы в стволе прекращаются.
При втором способе сборка полка производится на площадке у копра с использованием автомобильного крана.
БВР при проходке стволов
Бурение шпуров может производиться после окончания уборки породы или частично совмещаться с ней.
Разметка расположения концентрических окружностей в первом случае проще и производится при помощи шаблона, поворачиваемого вокруг кола, забиваемого в шпур, пробуриваемый в центре забоя.
При совмещении бурения шпуров с погрузкой породы бурение ведут в направлении от стенок к центру ствола. Разметка шпуров в этом случае производится при помощи шаблонов относительно отвесов, опускаемых вдоль стен.
Для бурения шпуров применяют переносные бурильные машины ударно-вращательного действия: ПП-50В1, ПП-63В, ПП-63С и бурильные установки БУКС-1м, СМБУ-4м и др.
Спуск переносных бурильных машин (перфораторов) и штанг осуществляют в бадьях, а бурильные установки (БУКС, СМБУ) спускают отдельно на канате проходческого подъема.