Глубокие изменения личности.

С. Горин: Теперь я хотел бы поговорить о вашем почти общем желании глубоко измениться, стать со­вершенно другими. С восторгом новичков вы бро­саетесь в самогипноз и ставите перед собой глобаль­ные задачи! Хорошо, конечно, что ни у кого из вас нет язвы желудка или гипертонической болезни, ко­торыми и стоило бы заняться на первых порах. Но, по-моему, вы подходите к переделке своей личности так же, как к ремонту телевизора, деталь­ных принципов работы которого вы не знаете в той же степени, в какой не знаете принципов работы психики. У дилетанта есть два подхода к ремонту телевизора: или ударить по нему кулаком, или пок­рутить все ручки подряд; причем и то, и другое делается на всякий случай. Я не могу особо упрекать вас в этом, потому что переделка личности в психиатрии производится по­хожим способом: личность сильно встряхивается, все части личности приходят в движение, а потом, по­добно игрушечным кубикам, собираются в другом порядке.

Реплика: Психиатр их собирает?..

С. Горин: Нет, психиатр как раз подбрасывает (смех в зале), собираются они сами. Если плохо собрались — подбрасывает еще раз. Дело даже не в методике изменений личности, дело в том, что надо соблюдать правила «хорошо сформулированного результата». Многие ли из вас это делали? Любая поставленная вами цель должна вписываться в контекст других целей, поэтому есть еще один важный вопрос: что я буду делать после того, как достигну первой цели?

...Одна из экспедиций к Северному Полюсу окон­чилась очень печально. Люди пришли к полюсу, осмотрелись... и им стало грустно. Ну, мы сюда пришли, цель достигнута, вот мы здесь, среди льдов, на морозе... Ну и что? Моральный дух участников экспедиции резко упал, обратно вернулись единицы. Мне много приходилось работать с алкоголиками. Все они ставят перед собой цель: «Хочу быть трез­вым». И всех их ставит в тупик простой вопрос: «Что вы будете делать, когда станете всегда трез­вым?» Поскольку поведение после достижения цели не было разработано, эта цель кажется никчемной: никто алкоголика не награждает, мир вокруг не изменился... Более того, он теряет часть своих дру­зей — им неинтересно с ним общаться, он всегда трезв. Итак, работая с собой, всегда различайте ваше намерение («Чего мне хочется?») и вашу истинную цель («Чего я хочу?»). Американцы говорят: «Мы покупаем не апельсины, а здоровье, не автомобили, а престиж». Определите, что вы покупаете! И еще одно соображение о желанных целях и способах их достижения. Из предварительных раз­говоров с вами я понял, что вы по-прежнему сбива­етесь на обычную стратегию: «если что-то не пол­училось — делай то же самое, только сильнее». Если выбудете делать то же самое, то вы и получать будете то же самое! Но люди обожают биться об одни и те же грабли несколько раз... Я хотел бы сформировать у вас другую стратегию: «если что-то не получается — попробуй сделать что-нибудь дру­гое». А если в результате применения чего-то дру­гого цель все равно не достигнута с трех попыток — подумайте о целесообразности достижения имен­но этой цели. Может быть, вам нужна другая? Из предварительных бесед с вами я понял, что есть еще одна достаточно общая для вас проблема, что и неудивительно, если учесть ваш возраст. Я говорю о чувстве ревности, которое многим из вас отравляет жизнь. Поскольку тема ревности — «лю­бимая» тема психиатров, я и поработаю с ней в качестве психотерапевта, используя полученные вами знания и «семинарскую» терминологию. Типичная внутренняя стратегия ревнивца — «вижу-чувствую». Когда человек ревнует, этот про­цесс начинается с конструирования зрительных об­разов: человек выдумывает и рассматривает картин­ки о том, что его сексуальный партнер находится в объятиях другого (другой). Далее, ревнующий поз­воляет этой сцене логически развиваться, создавая целый фильм по своему сценарию, и когда приходит черед самой неприкрытой порнографии, он испыты­вает чувство неудовлетворенности по этому поводу, называемое «ревностью». При встрече с сексуаль­ным партнером в реальной жизни ревнующий отно­сится к партнеру так, будто все содержание его «внутреннего фильма» происходило на самом деле — и меняет свое реальное отношение к партнеру (это закономерно — внутренний опыт часто не де­лает различий между выдуманными и реальными событиями, для него все события реальны). Если вы пользуетесь этой типичной стратегией, то я вам предлагаю запомнить некоторую последова­тельность действий и пройти через эту последова­тельность. Вы начинаете процесс ревности как обыч­но — создаете картину «Партнер в объятиях дру­гого». (Обратите внимание на то, что вы всегда были только зрителем своих внутренних фильмов, а не действующим лицом). Когда картинка стала филь­мом и вы подошли к самому интересному — уберите из кадра «соперника» и поставьте на его место себя! Делайте так каждый раз, когда вам захочется по­чувствовать ревность. Такой подход более конструк­тивен, вы можете не менять своих чувств и своего отношения к реальному партнеру; кроме того, вы можете при встрече с партнером повторить в реаль­ной жизни то, что вам дала ваша фантазия.





Вопрос: Что делать, если у меня не получается «подмена соперника собой»?

С. Горин: То, что ты «видишь» — твоя собст­венная картинка. Ты можешь делать с ней, что угодно — в том числе, можешь не смотреть ее с самого начала, не включая всю последовательность. Мозг очень послушен, он всегда будет работать над той задачей, которую ты ему предложишь. Но надо учесть, что мозг, по словам Р.Бэндлера — это машина без кнопки выключения. Если ты один раз попросишь свой мозг дать тебе пострадать от чувства ревности, он будет это делать, пока ты не додума­ешься попросить о чем-то другом. В той последовательности, которую я вам дал, вам даже не нужно прилагать какие-то усилия для того, чтобы оставить свои чувства к партнеру пре­жними — это происходит само собой. Вы продол­жаете смотреть свой внутренний фильм, но в реша­ющий момент — бац! — и вместо «соперника» в кадре оказываетесь вы, а это приятно!

Вопрос: А если ревнует как раз партнерша?

С. Горин: Предложи ей пройти через эту после­довательность.

Реплика: Она посмотрит такой фильм и больше не захочет со мной общаться.

С. Горин: Так она и ревновать перестанет, значит, цель достигнута! (смех в зале).

Вопрос: А если там и вправду что-нибудь было?..

С. Горин: А если там и вправду что-то было, то какая разница? Я все время говорю о вашем само­чувствии по поводу событий, а не о самих событи­ях... Как по-вашему, что самое главное в любом конфликте, при любом несовпадении интересов?

Ответ: Доказать свою правоту.

С. Горин: Ничего подобного — обеспечить свою безопасность. Перед любым живым существом стоят всего лишь две глобальные задачи. Задача № 2: как бы не помереть? Задача № 1: как бы не помереть нам всем вместе? (Это — мое вольное переложение понятий инстинкта самосохранения и инстинкта со­хранения вида). Что толку с доказательств вашей правоты, если после конфликта вас уносят на но­силках? И если мы вплотную займемся некоторыми био­логическими основами существования, то обнару­жим, что ревность — не биологически обусловленное чувство (проще говоря, в животном мире ревности нет). Чувство ревности — сугубо человеческое свой­ство, но даже у человека оно было не всегда и не везде, у ревности есть и своя история, и своя геог­рафия. Ревность, как проблема, появляется в чело­веческом обществе только на этапе появления час­тной собственности на средства производства. Эти явления хорошо исследованы Энгельсом. В работе «Происхождение семьи, частной собственнос­ти и государства» он описал множество возможных заменителей брака в эпоху до частной собственности, и основой продолжения рода, как правило, был в той или иной степени групповой брак. Моногамный брак (один мужчина — одна женщина) в то время воспринимался бы совершенно дико, поскольку ста­вил в тех условиях под угрозу существование вида. Но, согласно тому же Энгельсу, «политика-служанка экономики»: при частной собственности на средства производства мужчина должен быть уверен, что все свое имущество оставляет своему ребенку в своей семье. Тогда-то и появляется интерес к девствен­ности невест вместе с чувством ревности. Только с учетом новых для тех времен экономических отно­шений можно понять такой обычай, как «право пер­вой ночи», когда счастливая невеста доставалась по очереди всем гостям на свадьбе. Этот обычай — искупление перед представителями рода («моногам­ный брак — это, конечно, дикость, но больше вы эту женщину не получите из соображений экономики, а право на это мы у вас сейчас выкупаем»). Итак, мораль для брачных отношений может быть очень жесткой, но биологического основания у нее нет. Чувство ревности — это атавизм... Мы его испытываем по инерции, особенно мужчины с ос­лабленной потенцией — внутренние картинки воз­буждают их не хуже порнографических открыток. Вновь сошлюсь на свой опыт работы с алко­голиками — у них часто половой акт становится возможным только после хорошего скандала на почве ревности, иначе возбуждение не наступает. Все вышесказанное, впрочем, не значит, что я вы­ступаю против супружеской верности — в совре­менном мире есть масса оснований для ее соблюде­ния.

Вопрос: Раз уж мы сбились на сексуальную те­матику... Вы на семинаре говорили, что лучший лю­бовник — кинестетик. А как выбрать лучшего в этом смысле среди двух кинестетиков?

С. Горин; Имеется в виду — не методом проб и ошибок... Хорошо. Биологически сексуальное поведение связано с другими видами поведения, позволяющими продемонстрировать свою агрессивность. С точки зрения поставленной задачи, я бы порекомендовал наблюдение за поведением человека в конфликте и во время еды, для того чтобы получить представ­ление о его сексуальном поведении. Проще говоря, то, как человек ест, и то, как человек конфликтует, является довольно точным отражением его поведе­ния в постели. И в конфликте, и в еде есть опре­деленный ритм, определенное отношение к процессу, темп насыщения, скорость утомления — за этим и следите. Прелюдия конфликта, его разгар, «кульми­нация»... все это — ценные сведения! Если за столом человек долго с недовольным видом копается в тарелке, что-то раскладывает, отбрасывает, если читает за столом — словом, ест без аппетита — в постели с ним делать нечего. Можете учитывать все это с поправкой (для вас она привычна) на то, что абсо­лютных истин я вам не говорю...

Заключительный сеанс.

Многие из вас заметили, что подсознательные инструкции, данные мной или вашими партнерами по упражнениям для наведения транса, помогали вам не менее, чем сознательно усвоенные сведения, поэтому вы обратились с просьбой провести заклю­чительный сеанс. Я хочу посвятить его решению нескольких задач. Конечно, я учту ваше желание сделать вас более эффективными в общении... Но я хотел бы учесть также то, что вы — люди, рабо­тающие с людьми, и одна из ваших проблем — отношение к людям. Многие из тех, кто работает с людьми, считают себя обязанными любить людей, и считают любовь к людям основой для профессионального роста и получения удовольствия от работы. Это верно, кроме одного слова: «обязаны». За словом «обязан» обычно следует «заставляю себя», а заставлять себя любить людей — самый верный путь к человеконе­навистничеству. Вы можете любить людей, а можете их не любить, и это будет зависеть в первую очередь от вашего отношения к себе. И я хочу, чтобы вы научились для начала просто воспринимать себя в целом, не считая, что хорошие поступки делает хо­рошая часть вашей натуры, а плохие поступки — плохая часть... Сейчас я включу музыку (включает магнитофон), которая напомнит вам наши предыдущие занятия и напомнит то состояние транса, в которое вы погру­жались... Давайте возьмем известную вам технику сведения рук, и после того как вы примете удобную для сеанса позу и ваши ладони удобно расположатся параллельно друг другу, вы сосредоточите внимание на пространстве между ладонями... Вы уже знаете, что это пространство ведет себя по-разному... Оно может становиться более плотным, и тогда ваши руки сближаются... Или оно становится более рыхлым, расширяется в стороны, и ваши руки могут расходиться... Я хочу, чтобы вы очень внима­тельно почувствовали это пространство между ла­донями, все его свойства... Может быть, для этого вам будет удобнее закрыть глаза... Ведь для зрения в этом пространстве ничего нет... В то время как ваша чувствительность уже позволяет вам понять, сближаются ваши руки или расходятся... После того, как вы поймете, каковы свойства этого пространства между ладонями... и что чувст­вуют ваши руки... и каким спокойным стало ваше дыхание... Вы можете задать себе вопрос, каким способом ваше собственное тело может отвечать ва­шему сознанию «да»... Каким способом ваше тело дает положительный ответ... Спросите себя, будут ли ваши руки сближаться или расходиться... на чувстве «да», на чувстве согласия... Я хотел бы, чтобы вы поняли, как ведет себя ваше тело, как ведут себя ваши руки... когда они отвечают вам «да»... И когда вы получили этот ответ... вы можете подумать о том, как поведут себя ваши руки, если ваше тело отвечает вам «нет»... Обычно ответ «нет» во всем противоположен ответу «да»... Но вам ин­тересно, как именно поведет себя это пространство между ладонями... как поведут себя ваши руки, когда тело отвечает «нет»... Мне хотелось бы, чтобы вы смогли запомнить эти ответы... вашего тела, ва­шего подсознания... и дали рукам возможность спо­койно опуститься... по мере того как состояние тран­са будет углубляться... и вы сможете это понять... И пусть ваши руки опустятся... не раньше того момента, когда вы поймете, что вы становитесь все более сосредоточенными... и углубленными в себя... И что каждое движение ваших рук, направленное вниз... означает также, что ваш покой, ваша рас­слабленность... нарастают и становятся все более понятными и приятными вам... что внешний мир как бы перестает существовать... с какого-то момента, когда оказывается, что вы полностью погружены в себя... И самый интересный вопрос для вас... заключа­ется в том, что именно происходит с вами... когда вы слышите музыку и мой голос... и как вы себя поведете, погружаясь в транс... быстрее... или не слишком быстро... Иногда ваше сознание еще может спрашивать, что такое транс... в то время как ваше тело уже знает ответ... и делает вашу расслаблен­ность и ваш покой... еще сильнее, еще приятнее... И когда вы понимаете, что сейчас находитесь в осо­бом состоянии... отрешенности... расслабленности, сосредоточенности... и покоя... вас, возможно, удив­ляет это сочетание расслабленности... и сосредото­ченности... в то время как вы слушаете музыку и мой голос... и шум вашего дыхания... И когда вы хорошо чувствуете свои руки.., то по мере того как я буду считать... вы, может быть, сможете погрузиться в себя еще глубже... Один, два, три... Семь, пять, девять... Может быть, это ваше состояние оказалось уже достаточно глубоким трансом... Возможно, это самый глубокий транс, которого вы можете достигнуть... или он может стать еще глубже... когда я буду продолжать говорить что-то... совершенно непонятное вашему сознанию... Неважно, поймет ли меня ваше сознание... в то время как ваш мозг сможет меня понять... Было бы интересно исследовать какой-нибудь ста­рый замок... с длинными подземными коридорами, ведущими вниз... глубже и глубже... И было бы интересно обнаружить на одной стене коридора, ве­дущего вниз... ряд картин из вашей жизни, вызы­вающих у вас чувство «да»... И это чувство согласия вызывает у вас определенные ощущения... в одной из рук... Об этом ощущении в одной руке знаете тольковы...и никто больше... И это заставляет вас почувствовать себя еще более спокойно и расслаб­ленно... В то время как на другой стороне коридора, ведущего вниз... очень глубоко... вы можете увидеть картины из вашей жизни... вызывающие у вас чув­ство «нет»... и понять это, испытав особые ощуще­ния в другой руке... о чем тоже знаете только вы... И по мере того как вы продвигаетесь еще глуб­же... все картины исчезают... потому что вокруг вас становится еще темнее... Поскольку вы погрузились уже очень глубоко... И остались только особые ощущения в ваших руках... которые вы соединяете вместе... с ощущениями... И вы получаете какое-то новое ощущение в руках... еще не зная о том, что оно означает... что ваше подсознание получило какой-то новый опыт... и сможет распорядиться им для вашей пользы... в тот момент, когда оно будет к этому готово...

Независимо от того, как ваше сознание будет относиться к новому опыту и новым знаниям... ваше подсознание уже понимает, что у вас есть все ре­сурсы для достижения успеха... в том деле, ко­торое вы для себя выбрали... И весь вопрос состоит в том... когда именно вы поймете... что ваше под­сознание уже готово помочь вам... дав чувство уве­ренности в себе... в сочетании со спокойствием... И я хотел бы, чтобы вы запаслись этими чувствами... уверенности в себе и спокойствия... прежде чем мы начнем возвращаться постепенно... в том темпе, ко­торый вам удобен... в эту комнату, в этот день и час...

И перед тем как вы начнете осознавать то, что я говорю... вы можете запомнить, что люди могут за­бывать то, что им не нужно помнить... и запоминать то, что им не нужно забывать... В каждом воспо­минании есть часть... которая не должна быть забыта... И хотя люди любят забывать очень мно­гое... их подсознание все помнит... и дает ощущение успеха и радости в самый неожиданный момент... как подарок вашему сознанию, которое совсем не ждет успеха... в то же время замечая все, что нужно для успеха... и активно желая успеха... что застав­ляет вас стать более наблюдательными и чувстви­тельными... к состоянию ваших партнеров в обще­нии... Теперь выберите самый удобный момент для воз­вращения к состоянию бодрствования... с ощущени­ем легкости, свежести, прилива сил... обновленности и нового понимания... Возможно, этим момен­том будет такой момент... когда я досчитаю до пяти... и вы услышите цифру «пять»... Один... два... три, четыре... Пять! Энергично потянитесь! Рад снова общаться с вашим сознанием. Насколько я понимаю, вы хотели еще и сравнить свои впечатления и ощущения от официального на­ведения глубокого транса и от ваших упражнений с партнерами на семинаре. Могу вас заверить, что на семинаре многие из вас добивались такого же состояния, но не всегда могли заметить это, и не всегда могли поместить свой успех в подходящий контекст. И чем скорее вы поймете, что вы уже смогли добиться успеха, тем успешнее вы начнете применять полученные навыки.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора, которое необходимо прочесть до приобретения книги .. ........... 2

Глава 1. Основы поведения гипнотизера .............................................. 5

Глава 2. Основы речи гипнотизера ................................................... 16

Глава 3. Наведешь гипнотического транса (первая ступень) .......................... 26

Глава 4. Наведение гипнотического транса (вторая ступень) ......................... 40

Глава 5. Использование транса и манипуляция сознанием (первая ступень) ............ 52

Глава 6. Использование транса и манипуляция сознанием (вторая ступень) ............. 58

Глава 7. Самогипноз и другие техники для работы с собой............................. 79

Глава 8. Постскриптум (после написанного)........................................... 89

Издательство «Лань», Санкт-Петербург

Наши рекомендации