Наведение через гипнотические феномены.

Я вам рассказывал, что для глубокого транса характерны некоторые явления, которые называются гипнотическими феноменами: сохранение приданной позы (каталепсия), изменение чувства возраста (воз­растная регрессия), внушенные галлюцинации. Между трансом и гипнотическими феноменами су­ществует и обратная связь — если вызвать эти феномены в состоянии бодрствования, они наводят гипнотический транс, вопрос только в том, как их вызвать. Это проще, чем можно предполагать. Возьмем для начала возрастную регрессию. Юра, ты можешь вспомнить себя в детстве? В каком именно возрасте ты можешь себя вспомнить?

Юра: Примерно в пятилетнем.

С. Горин: Хорошо, вспомни какое-нибудь событие из этого времени. Вспомни, как ты катался с горки на санках... Интересно, помнишь ли ты, как ты был одет?.. Помнишь ли свои санки?. Помнишь тот снег, то ощущение холода, когда ты катишься с горки... Если ты посмотришь вниз, на свои ноги, то сможешь увидеть валенки, которые были на тебе... Ты можешь услышать голоса своих друзей... таких же детей, как и ты... Вспомни, как это было прият­но... кататься на санках и общаться с друзьями.. Возьми в настоящее время свою детскую энергию и вернись сюда, к нам, в том темпе, который тебе приятен... Человек естественным образом погружается в транс через возрастную регрессию, если начинает вспоминать свое детство. Дайте человеку возмож­ность показать вам его школьные фотографии, сти­мулируйте его воспоминания, создайте раппорт и используйте тот транс, который вы вызвали.

Внушенные галлюцинации очень близки к вос­поминаниям и представлениям, поэтому наведение транса через использование этой техники требует развитой фантазии партнера. Я люблю применять этот вид наведения транса при работе с детьми они любят фантазировать. Ребенок, который боится темноты, очень охотно расскажет вам о тех чудови­щах, которые ходят в темноте и которых он боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже пог­ружается в транс... Мне остается только присоеди­ниться к этому трансу и в течение одного сеанса избавить ребенка от страхов. Взрослые тоже не лишены фантазии. Понаблю­дайте за тем, как люди рассказывают об отпуске, проведенном интересно, о своих проблемах... Пог­ружаясь в проблемы, человек погружается в транс, который даже не всегда требует углубления — до­статочно присоединиться к нему, помочь создать хо­рошую галлюцинацию, и воспользоваться этим. ...Самые ранние эксперименты с гипнозом были связаны с наведением через каталепсию. Так гипно­тизировали кроликов, лягушек, куриц: если живот­ное схватить так, чтобы оно не могло пошевелиться, и резко перевернуть вниз головой, оно в течение минуты погружается в очень глубокий гипнотичес­кий транс, сохраняя приданную ему неудобную позу еще очень долго. Разумеется, с человеком вы так не поступите. Но в работе с людьми есть достаточно много контекстов, в которых вы можете вызвать неподвижность и использовать ее для наведения транса. Один из таких контекстов — рукопожатие. Его можно затянуть, удерживая руку партнера в одном положении, сделав очень неопределенным момент окончания рукопожатия. Здесь очень важно почув­ствовать тот момент, когда рука уже не пытается освободиться, когда она замирает неподвижно и точно так же замирает ваш партнер... Использование каталепсии потребует от вас хорошо отработанного поведения, то есть несловесного наведения транса. Будьте убедительны в демонстрации силы своей личности, своего авторитета — здесь уместны любые предварительные заготовки (вплоть до красивой и дорогой визитной карточки) — и, вполне возможно, что вашего авторитета уже будет достаточно для наведения транса. Другой контекст, в котором можно придать парт­неру определенную позу — танец; возможностей для манипуляций здесь очень много. Поскольку мне хо­чется усовершенствовать вашу чувствительность, сделайте еще одно упражнение.

Упражнение №12. Сейчас я включу музыку, вы разделитесь на пары и потанцуете, но это не будет отдыхом: вы будет танцевать с закрытыми глазами. держа руки ладонь к ладони, то есть получая све­дения о партнере только через ощущения от его ладоней. Ваши задачи:

а) почувствовать, какой темп движения ваших рук наиболее приятен для партнера и присоединиться к этому темпу, доставив тем самым удовольствие партнеру (это никогда не вредно);

б) выбрать момент для внезапной остановки и по­ чувствовать появление каталепсии у партнера. Сна­чала эти задачи выполняет партнер A, затем — партнер Б.

Разрыв шаблонов.

Есть еще одна группа техник, применяемых для быстрого наведения транса; их объединяет общее название «разрыв шаблонов». О каких шаблонах идет речь? Многие наши действия совершаются по опреде­ленной программе, повторяемой сотни и тысячи раз без изменений: приветствие, рукопожатие, курение. Когда вы встречаете знакомого и спрашиваете у него: «Как дела?», вас на самом деле не интересует состояние его дел — вы просто действуете по программе, которая называется «приветствием» и кото­рая предусматривает шаблонный ответ' «Нормаль­но» на шаблонный вопрос. Попробуйте на вопрос: «Как дела?» ответить: «Ужасно, скоро помру»; или начните подробно рассказывать о своих делах: «Да вот, знаешь, вчера вечером ребенок что-то раскап­ризничался, мы с женой думали — может, заболел? — нет, измерили температуру, оказалась нормальной, а сегодня утром чуть на работу не опоздал, такая толпа на остановке стояла, ну, думаю, никогда в автобус не попаду, но повезло, подошел автобус и я как раз возле двери оказался...». Такое ваше поведение не соответствует общепри­нятой программе и вызывает у партнера замешатель­ство. И этой ситуацией замешательства вы можете воспользоваться — если старая программа поведе­ния, старый шаблон у партнера сломан, вы можете навязывать ему новую программу. Те, кто занимается игровыми видами спорта, поймут меня быстрее... Ну, например, играя в настольный теннис, вы можете при подаче использовать какой-то определенный удар, и повторить его еще два раза, а потом вдруг послать шарик по-другому (другим ударом, с другой закрут­кой). Партнер успел усвоить старую программу, которую вы ему навязали, он не успевает среагиро­вать, он в замешательстве — и вы получаете игровое преимущество, которое можете реализовать. То, что у нас здесь происходит, процесс обучения, тоже является в какой-то степени шаблоном: я до­лжен говорить, а вы должны слушать. Если вдруг в какой-то момент (внезапно замолкает, продолжая шевелить губами и оживленно жестикулировать)... Если вдруг в какой-то момент я разрываю этот шаблон, вы не знаете, что теперь делать, и кто-то мог бы дать вам свою программу поведения, которую вы бы стали выполнять. Важный момент в наведении транса через заме­шательство — неожиданность воздействия. Уже ци­тированный мною А.М.Свядощ описывал свои наблюдения, связанные с нашей темой, следующим образом:

«Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возникает состояние резко повышен­ной внушаемости<...> при одной подготовке к проведению сеансов психотерапии. Так, на­пример, при исследовании реакции зрачков на свет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут же можно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это со­стояние можно назвать<...> сверхвнушаемостью.<...> Однако оно может возникать и у здоровых людей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воздейст­вия. Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще молодым человеком) 4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожи­данно останавливал проходящего незнакомого мужчину и обращался к нему со словами: «У меня к вам большая просьба (говорилось на­пряженным тоном) - возьмите эту записку, во­йдите в институт, пройдите мимо проходной совершенно спокойно, подымитесь по лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись «Лаборатория акустики». Войдите, спросите Марию Михайловну и передайте ей эту записку. После этого сразу вернитесь. Идите!" Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, вы­полнили задание, и лишь один отказался, с не­доумением сказав, что он не может этого сделать, так как торопится. По словам получавшей за­писки и присутствовавших при этом, лица, пе­редававшие ее, производили впечатление авто­матически действовавших».

А вот какие примеры на технику разрыва шаб­лонов приводил А. Ситников:

"... Один из моих учеников, работающий в уголовном розыске, поехал на выполнение одного очень важного задания. Они приготови­лись к тому, чтобы взять преступника в квар­тире, но в квартире его не оказалось. Телефона в квартире не было. Моему знакомому при­шлось выйти из дома для того, чтобы позвонить из автомата. В стекле телефонной будки он увидел отражение подходившего к нему сзади преступника. Времени на раздумья не остава­лось. И он сделал единственно правильное, что можно было сделать в этой ситуации — он неожиданно обернулся и сказал: «Дай две коп­ейки!» — «Сейчас»,— ответил тот. Этого се­кундного замешательства хватило для того, чтобы его обезоружить. Приведу еще один пример на технику раз­рыва. Один из моих друзей очень долго ехал в поезде из одного города в другой. И на одной из остановок он вышел из поезда, зашел в буфет для того, чтобы что-нибудь купить поесть. В буфете оказалась длинная очередь. Но поезд ждать не будет, а кушать хочется. И тогда он подходит без очереди, протягивает деньги, оче­редь начинает возмущаться, и он очень искренне отвечает: «Извините, я только что подошел...»"

Я говорил, что можно использовать рукопожатие для наведения транса через каталепсию. Его можно использовать и для наведения транса через разрыв шаблона, поскольку у мужчин этот шаблон очень развит, он формируется с детства, поэтому при одном виде протянутой к вам руки начинает работать. (Понаблюдайте за ситуацией, когда двое мужчин не знают, нужно ли им здороваться за руку — у них по очереди вздрагивает правая рука). Чтобы использовать эту технику, я подхожу к Игорю и говорю ему: «Здравствуй! (протягиваю правую руку. В тот момент, когда Игорь тоже про­тягивает правую руку, беру его за запястье своей левой рукой) — Стоп! Посмотри на свою руку! Будь внимателен! Она застыла... и это значит, что ты можешь узнать что-то важное для себя... (завер­шает рукопожатие) Приятно поздороваться еще раз!» Почему он выполнил мою команду? Потому что рукопожатие - это цельный компонент поведения, у него нет середины. И когда я сделал так, что у этого шаблона появилась середина, у Игоря не ока­залось подходящей программы поведения — он при­нял мою команду. При работе с курильщиками некоторые психоте­рапевты тоже используют разрыв шаблона. Они дают пациенту инструкцию показать, как он прику­ривает, и когда человек все сделал, вставил сигарету с рот и приготовился прикурить — у него неожи­данно отбирают сигарету и дают другую программу поведения. Если вы полагаете, что в деловом общении вам не всегда удобно будет хватать партнера за рукав для прерывания какого-либо из его шаблонов, вы можете защититься цитатой — расскажите о том, как вы были на семинаре: «И он подошел ко мне и сделал вот так...». Это тоже хороший прием, по­ тому что вы снимаете с себя ответственность за неудачу. Это делаете не вы, это делал я на семинаре. Или можете рассказать о том, как в одном фильме гипнотизер подошел к человеку, поднял его руку и сказал: «А теперь войдите в транс!» В обыденной жизни, кстати, разрыв шаблонов получается легче, чем на семинаре.

Наши рекомендации