Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.
Представь себе Смотреть Смотреть Яркий Блестящий Яркий Блестящий Яркий Блестящий
Слушать Говорить Громко Слушать Говорить Громко
Трогать Касаться Горячо Трогать Касаться Горячо Слушать Говорить Громко
Теперь — само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями.
* Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.
Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример — если я вам говорю «Смотрите-ка!», это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю «картинку»; это значит, что я сам для себя такую «картинку» сконструировал и буду реагировать полноценно только на «визуальные аргументы». В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины — в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).
Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.
С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности — визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это — таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.
Упражнение №8. Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.
Наташа: Можно взять свою родную модальность?
С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...
ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.
Неопределенные | Визуальные | Аудиальные | Кинестетические |
Установка | Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность, уклон, стойка |
Обдумать | Осветить | Обговорить | Прочувствовать |
Проявлять настойчивость | Высматривать, выслеживать | Выслушивать, подслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Продемонстрировать | Показать | Объяснить | Раскидать, вытащить, рассортировать |
Испускать что-либо | Сиять, лучиться, искриться | Звучать, резонировать | Дрожать, вибрировать |
Отсутствовать | Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Обычный, привычный | Тусклый | Однозвучный, приглушенный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Занятный, привлекающий внимание | Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушительный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Неопределенные | Визуальные | Аудиальные | Кинестетические |
Быть внимательным | Присматриваться приглядываться | Прислушиваться | Беспокоиться, волноваться |
Игнорировать | Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Сделать заметным, привлекающим внимание | Выставить на вид, проявить | Провозгласить, оглашать | Выдвигать вперед, выставлять |
Замечать | Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Воспроизвести, повторить | Сделать обзор, просмотреть, обозреть | Обговорить, проговорить | Пройтись по..., прогнать |
Изложить | Показать | Рассказать | Провести |
Придумать | Вообразить | Припомнить звучание | Ухватить, охватить |
Напомнить о чем-либо | Выглядеть знакомым | Согласовываться с чем-либо, быть созвучным | Состыковываться, соприкасаться |
Привлечь внимание к чему-либо | Указать | Намекнуть | Коснуться |
Лишенный ощущений | Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте обдумаем | Давайте рассмотрим | Давайте обговорим | Давайте прикинем |
Обсуждение. Самоотчеты участников:
-Было нетрудно разговаривать визуальным и кинестетическим языком, с другими были проблемы...
— Для меня были трудными неопределенные слова...
— Было ощущение искусственности такого общения, не могу поверить, что оно может быть эффективным.
С. Горин: Я говорил о преодолении барьера вашей собственной модальности, и те трудности, с которыми вы столкнулись, просто указали вам на те области, где вам еще предстоит усовершенствоваться. Ну, а по поводу искусственности общения... Я добавлю вам еще один аргумент, пример А. Ситникова: "...Это случается, когда мы смотрим телевизионный репортаж и внезапно исчезает изображение. Диктор, который сидит там, на стадионе, пытается вам рассказать то, что он видит: «Посмотрите, какой удар!» А что вы видите? Вы видите мелькание. Если бы диктор знал, что вы в это время не видите изображение, он бы представил себя радиорепортером и начал передавать информацию так, чтобы вы представили: «Он ведет правой ногой, мяч летит сюда...». Чтобы не было так: «Посмотрите, как интересно, надо же, какой». Чтобы этого не возникло, нужно информацию всегда организовывать от коммуникатора (приемника). Не передавать на той волне, на который удобно передавать, а передавать на той волне, на которой удобно воспринимать. Если я передам информацию в той модальности, в которой в данный момент работает мой партнер, получается так же, как в системе декодирования цвета. Я кодирую сигнал в той же системе кодировки цвета, в которой он декодирует тот же самый сигнал. Если я кодирую в системе ПАЛ, а он декодирует в системе СЕКАМ, то получается черно-белое изображение... Не так ярки мои доводы и убеждения. И вряд ли он воспримет мои слова, как очень важную информацию. И именно для этого нужно использовать ту модальность, которая происходит в нем. Вообще, замечательно, что существуют индикаторы, которые позволяют узнать, в какой модальности работает партнер".