Возрастные особенности в тренировочном процессе
Поскольку юные спортсмены-картингисты начинают заниматься картингом с раннего школьного возраста, то важно учитывать направленность физической активности спортсменов в зависимости от их возрастных характеристик.
По мнению В.К. Бальсевича младший возраст (7-10 лет) - наиболее ответственный период в формировании двигательных координации у начинающих спортсменов. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.
Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок.
Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.
В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у юного картингиста интерес к расширению диапазона своих физических способностей за счет овладения основами техники спортивных упражнений.
Развитие двигательных координации - главная направленность физической подготовленности начального периода спортивной деятельности в картинге.
Организация правильного тренировочного режима в целях обеспечения общей физической подготовленности при акцентированном повышении координационных способностей оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развитая физического потенциала в этот период жизни.
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма.
В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для юных спортсменов характерно ухудшение двигательных координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.
Физическая подготовка юных картингистов 11-14 лет фиксируется на развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование бойцовского, спортивного характера, умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленной целым.
При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации. Так, чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность развития спортсмена.
К серьезным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки.
При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у юных картингистов развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении спортсменами этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости и разнообразить виды нагрузок.
Как считает В.К. Бальсевич для возрастного развития спортсменов старшего школьного возраста (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечается наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствования двигательных координации.
В период юношества у спортсменов завершается развитие центральной нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса является достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность нервных процессов. При этом остается некоторый дисбаланс соотношений возбуждения и торможения. Возбуждение по прежнему несколько преобладает над торможением.
Период юношества - время бурного расцвета физических способностей спортсмена, формирование телесной красоты и двигательного совершенства, достижение близкого к максимально возможному уровня.развития физических качеств. Наиболее важными задачами физического воспитания являются: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений, наряду с освоением новых видов движений и действий. Программа физической активности спортсмена в этот возрастной период должна быть весьма насыщенной и разнообразной.
4.2 Общая физическая подготовка спортсмена
Высокий уровень общей физической подготовки является тем фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена. Процесс развития двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является ведущим и осуществляется в неразрывном единстве со всеми видами подготовки.
Как считает Э.Г. Сингуринди , физическая подготовка должна разносторонне развить занимающихся физически, укрепить их здоровье, повысить функциональные возможности организма, расширить объем двигательных навыков, развить силу, быстроту, выносливость, ловкость, повысить спортивную работоспособность и стимулировать восстановительные процессы в организме.
В работе немецкого исследователя Э. Майнберга верно сформулирована мысль о том, что «тщательно дозированные и продуманные тренировки служат не только увеличению моторных возможностей для достижения рекордных результатов, но и способствуют сохранению здоровья и хорошей физической формы».
Физическая подготовка в картинге имеет, помимо всего вышеперечисленного, реабилитационный характер, выполняя восстановительную функцию. Спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, закаливание, режим дня, сбалансированное питание - все это в сочетании с гигиеническими факторами служит для активного отдыха юных спортсменов, восстановления их спортивной работоспособности, закаливания, укрепления здоровья растущего организма.
К сожалению, приходится констатировать факт, что на практике учебно-тренировочный процесс в картинге имеет однобокую и неполноценную структуру. Это выражается в доминирующей роли сервисной подготовки, что связано с несовершенством отечественной спортивной техники. Абсолютно недостаточен объем спортивно-технической подготовки, отсутствует широко опубликованная, научно обоснованная методика. Повышение уровня физического развития спортсменов достигается, в лучшем случае, нерегулярными занятиями, популярными спортивными играми на уроках физкультуры в школе.???
Безусловно, все вышеперечисленные факторы отрицательно сказываются на повышении спортивно-технического мастерства юных картингистов, на их физической и психологической подготовленности и, как следствие, на результативности выступлений в соревнованиях, что касаясь региональных соревнований.
Участие в соревнованиях высшего ранга накладывает свой отпечаток, так после успешного участия в Кубке Федераций родители Владислава приняли решение начать выезжать на отдельные этапы Чемпионата России в классе KZ -2, для этого Владислав в перерыв между сезоном увеличил силовую нагрузку, а в летний период прибегли к услугам тренера по ОФП Бочкареву О.М.
Результат не заставил себя долго ждать, так до начала тренировок физическая усталость начиналось примерно через 5 кругов(8 км), то благодаря тренировкам (в основу которых входили: бег на большую дистанцию; упражнения для развития координации, укрепляющие вестибулярный аппарат; силовые нагрузки на группы мышц подверженных статическим нагрузкам; диета) дистанция увеличилась в трое, что дало возможность оказывать активные действия на трассе по всей дистанции заезда.
4.3 Теоретическая подготовка
На первом году подготовки основной объем занятий уделяется теоретической подготовке. Юные спортсмены изучают устройство карта, правила соревнований и правила дорожного движения