Контрольный список характеристик креативности

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии для решения проблемы (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способность к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность, продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость и стандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Варианты оценивания (в баллах): никогда – 1; редко – 2; иногда (качество проявляется не всегда и выражено недостаточно) -3; часто (качество заметно выражено, проявляется постоянно) – 4; постоянно (качество проявляется ярко, в течение всего обучения – в ходе объяснения, закрепления и контроля за усвоением знаний, а также творческого использования) – 5.

Общая оценка является сумой баллов по восьми пунктам и отражает уровень креативности:

Очень низкий: 8-14 баллов;

Низкий: 14-19 баллов;

Средний: 20-26 баллов;

Высокий: 27-33 баллов;

Высший: 34-40 баллов.

Данные заносятся в таблицу.

№ п/п Ф.И. Характеристика креативности
                   
                   
                   

Приложение 12

Выявление уровней сформированностипроектной компетентности

у будущих специалистов швейного производства

Таблица 1

Оценка уровня сформированности показателей проектной компетентности

  № п/п   Ф.И.О. обучающихся Показатели     Уровень
                            Средний балл
1.                              
2.                              
3.                              
4.                              
5.                              


Таблица 2

Таблица обозначений показателей проектной компетентности

у будущих специалистов швейного производства

№ п/п Наименование показателей  
Позитивный интерес к проектированию, удовлетворяющий личностные потребности
Личностное отношение к проектированию как социально значимой деятельности
Устойчивость мотивации к проектной деятельности
Степень проявления креативности в процессе проектирования
Сформированность знаний об этапах решения проектных задач
Степень творческой самореализации в выполнении проектов
Степень умения организовать проектную деятельность
Степень использования междисциплинарных знаний в разработке дизайн-проекта
Степень проявления самостоятельности для успешной проектной дизайн-деятельности
Степень проявления самоанализа и самооценки результатов проектирования
Степень умения осуществлять рефлексию проектной деятельности
Способность нести ответственность за результат дизайн-деятельности

Приложение 13

Уровни сформированности проектной компетентности

у будущих специалистов швейного производства

Крите рии     Показатели     Уровни
Высокий (креативный) Средний (продуктивный) Низкий (репродуктивный)
Мотивационно-личностный Позитивный интерес к проектированию, удовлетворяющий личностные потребности Взгляды к будущей проектной деятельности позитивные (продуктивные) Взгляды к будущей проектной деятельности не продуктивные Взгляды к будущей проектной деятельности не сформированные
Личностное отношение к проектированию как социально значимой деятельности Проектирование образа будущей дизайн - деятельности как продукта самосозидания, выстраивания жизненной перспективы продуктивное Проектирование образа будущей дизайн-деятельности как продукта самосозидания, выстраивания жизненной перспективы не продуктивное   Проектирование образа будущей дизайн-деятельности как продукта самосозидания, выстраивания жизненной перспективы не сформированно
Устойчивость мотивации к проектной деятельности Преобладание мотивов дизайн-проектирования устойчивое Мотивы дизайн-проектирования являются сопутствующими Мотивы дизайн-проектирования выражены слабо или отсутствуют
Когнитивно-креативный     Степень проявления креативности в процессе проектирования Преобладание креативных идей, отражающих идею дизайнерской концепции, сформирован индивидуальный стиль дизайн-проектирования Выражение появления креативности, авторской дизайнерской концепции ситуативно, поиск форм перехода от репродуктивного уровня на продуктивный Проявление стандартности в работе над дизайн-проектом по ранее известному алгоритму, отсутствие авторской точки зрения
Сформированность знаний об этапах решения проектных задач   Преобладание знаний владения приемами решения проектных задач Знания владения приемами решения проектных задач выражены ситуативно Знания владения приемами решения проектных задач отсутствует
Степень творческой самореализации в выполнении проектов Самостоятельная способность получения продукта проекта, сформирован индивидуальный стиль в работе Самостоятельность предложения творческих идей, выражения своей точки зрения Построение деятельности по ранее известному алгоритму, отсутствие точки зрения, использование чужих идей
Деятельностно-технологический Степень умения организовать проектную деятельность Преобладание самостоятельных действий по организации дизайн-проектирования Самостоятельность в действиях по организации дизайн-деятельности выражена ситуативно Самостоятельность в действиях по организации дизайн-деятельности отсутствует
Степень использования междисциплинарных знаний в разработке дизайн-проекта Отношение к изучению дисциплин профессионального цикла устойчивое Отношение к изучению дисциплин профессионального цикла не устойчивое (ситуативное) Выражен слабо или отсутствует интерес к изучению дисциплин профессионального цикла
Степень проявления самостоятельности для успешной проектной дизайн-деятельности Преобладание самостоятельности в проектной деятельности, к решению проектного замысла Самостоятельность в проектной деятельности, к решению проектного замысла выражена ситуативно Самостоятельность в проектной деятельности, к решению проектного замысла отсутствует
Рефлексивно-аналитический   Степень проявления самоанализа и самооценки результатов проектирования Глубокая характеристика и адекватный самостоятельно выполненный анализ и контроль результатов проектирования Достаточно успешное определение собственных позитивных и негативных личностных проявлений анализа и контроля результатов проектирования Не способность глубоко анализировать и контролировать результаты проектирования  
Степень умения осуществлять рефлексию проектной деятельности Рефлексия этапов проектной деятельности стабильная Рефлексия этапов проектной деятельности выражена ситуативно Рефлексия этапов проектной деятельности отсутствует
Способность нести ответственность за результат дизайн-деятельности Осознание важности социальной значимости и личной ответственности за результат дизайн-деятельности Понимание социальной значимости и личной ответственности за результат дизайн-деятельности Не понимание важности социальной значимости и личной ответственности за результат дизайн-деятельности


Приложение 14

Наши рекомендации