Промышленный образец и его объекты
Понятие промышленного образца. Промышленные образцы представляют собой самостоятельную разновидность результатов интеллектуальной деятельности, которые подлежат правовой охране. Правовая охрана промышленных образцов в нашей стране в различные исторические периоды ее существования имеет свою специфику, которая обусловлена общим подходом к сфере технического творчества, и в частности к тому ее сектору, который ответствен за внешний вид производимых отечественной промышленностью изделий. Указанный подход отличался непостоянством, что проявлялось в форме наличия либо отсутствия правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом изменениям подвергалось и само понятие промышленного образца, эволюция которого продолжается вплоть до настоящего времени.
По ныне действующему законодательству в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Ключевым признаком промышленного образца, содержащимся в приведенной формулировке, является признак художественно-конструкторского решения. При этом решению подлежит не задача, как это подразумевается в дефиниции изобретения, а изделие. Изделием, в свою очередь, признается любое изделие промышленного или кустарно-ремесленного производства, в частности составное изделие, самостоятельные компоненты для сборки в составное изделие, упаковка, этикетка, эмблема, шрифт.
Художественно-конструкторское решение в современном его звучании - это дизайнерское решение, в результате реализации которого то либо иное изделие обретает своеобразные эргономические качества и (или) эстетические черты, определяющие его внешний вид, в частности форму, контуры, линии, сочетания цветов, текстуру или фактуру материала, декор, в том числе орнаментацию.
Художественно-конструкторское решение характеризуется совокупностью существенных признаков, которые и определяют указанные качества и (или) черты внешнего вида изделия. При этом к существенным признакам относятся форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов, т.е. все то, что создает зрительный образ. Эстетические или эргономические особенности внешнего вида изделия могут выражаться, например, в том, что:
- обеспечена соподчиненность частей относительно доминирующего элемента, способствующая целостному восприятию композиции;
- обеспечена полная досягаемость зон органов управления с учетом последовательности использования и досягаемости каждого;
- упаковка оформлена в виде стилизованного изображения старинной шкатулки, а этикетка имитирует истлевший папирус;
- обеспечены учет и влияние среды и защита от вандализма;
- стилистика формообразования выявляет умеренную потребительскую сложность, репрезентацию дороговизны и безупречное качество;
- выявлены особенности назначения и удобства использования;
- зрительный образ отражает непроизводственный, бытовой характер машины;
- в образной характеристике машины скрыто ее сугубо специальное назначение с целью психологической компенсации физиологической неполноценности субъекта, ее использующего.
Изделие, решенное художественно-конструкторским способом, должно относиться по смыслу легальной дефиниции промышленного образца к сфере промышленного или кустарно-ремесленного производства.
Сфера промышленного производства изделий характеризуется возможностью их множественного создания промышленным способом с минимальными затратами ручного труда.
Сфера кустарно-ремесленного производства изделий характеризуется их созданием преимущественно ручным способом по заказу конкретного потребителя из своего либо давальческого сырья.
Таким образом, промышленный образец можно определить как творческий результат художественного конструирования, сочетающий в себе функциональные и эстетические свойства изделия. По своей юридической природе промышленный образец относится, равно как изобретение или полезная модель, к классу нематериальных благ. Он идеален и фиксирует логическое понятие создаваемого промышленным или кустарно-ремесленным способом изделия.
В отличие от изобретения и полезной модели промышленный образец, как дизайнерское по своей природе решение, имеет своего рода двойника из числа объектов авторского права. Речь идет о произведениях декоративно-прикладного искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Подобная ситуация, порождающая двойную охрану аналогичных по существу объектов, вызывает неоднозначную оценку специалистов, и прежде всего по вопросу о том, имеются ли сущностные отличия между промышленным образцом и произведением декоративно-прикладного искусства.
На наш взгляд, между промышленными образцами и произведениями декоративно-прикладного искусства имеются различия, как сущностного характера, так и по правовым режимам признания, охраны и использования. Различия сущностного характера проявляются в особенностях формирования зрительного образа соответствующих изделий, а также в значимости конструктивного начала сравниваемых объектов. Зрительный образ изделия, воплощающего промышленный образец, создается определенными существенными признаками последнего, в то время как зрительный образ произведения декоративно-прикладного искусства создается фактически неповторимыми изобразительными приемами.
В промышленном образце, кроме того, важно конструктивное начало, проявляющее себя в эргономичности и рациональности формы изделия, которая должна соответствовать выполняемой изделием функции, что не требуется в полной мере для произведения декоративно-прикладного искусства.
Различия в правовых режимах признания, охраны и использования между промышленными образцами и произведениями декоративно-прикладного искусства проявляются в следующем.
Промышленные образцы признаются охраняемыми объектами по результатам экспертной оценки и официального признания в качестве таковых, а не с момента их выражения в объективной форме, что характерно для произведений декоративно-прикладного искусства.
В промышленном образце юридически значимой выступают как функциональная (утилитарная), так и эстетическая (художественная) сторона, в то время как в произведении декоративно-прикладного искусства, представляющем разновидность произведений изобразительного искусства, инкорпорированную в утилитарное изделие, юридически значима лишь художественная сторона. Утилитарная же сторона юридически безразлична.
Еще одно отличие промышленных образцов от произведений декоративно-прикладного искусства связано со сроками действия правовой охраны. Для промышленных образцов этот срок равняется 15 годам, исчисляемым со дня подачи заявки на выдачу патента. Что касается произведений декоративно-прикладного искусства, то авторское право на них действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
В отношении правовых режимов использования сравниваемых результатов интеллектуальной деятельности необходимо отметить следующее. Содержание исключительного права на использование результатов художественно-конструкторского творчества зависит от того, что вкладывает законодатель в само понятие "использование", делая его юридически значимым. Под использованием промышленного образца следует понимать:
- действия, имеющие своим содержанием акты реализации (воплощения) идеального художественно-конструкторского решения в соответствующий материальный носитель (изделие) (абз. 2 п. 3 ст. 1358 ГК РФ);
- действия, имеющие своим содержанием акты применения материального носителя, в котором реализовано (воплощено) то либо иное художественно-конструкторское решение (п. 2 ст. 1358 ГК РФ).
Содержание исключительного права на произведение декоративно- прикладного искусства наполнено совершенно иным смыслом. Оно раскрывается законодателем в п. 2 ст. 1270 ГК РФ и не предполагает деление осуществляемых с охраняемым объектом действий.
Кроме того, коль скоро доктрина признает произведения декоративно-прикладного искусства разновидностью произведений изобразительного искусства, к ним в полной мере применимы нормы о праве доступа (ст. 1292 ГК РФ) и о праве следования (ст. 1293 ГК РФ), которых не знает патентное право.
Несмотря на существующие различия между промышленным образцом и произведением декоративно-прикладного искусства, между ними наблюдаются и многие сходные черты, обусловленные главным образом совпадающими художественными сторонами сравниваемых объектов. Указанное обстоятельство порождает вопрос о возможности одновременной охраны художественно-конструкторского решения как с помощью авторско-правового механизма, так и с помощью патентно-правового инструментария. Законодательство разных стран отвечает на него неодинаково. Существуют системы охраны промышленных образцов, основанные на механизме кумуляции законов и на механизме сосуществования законов .
Но следует ли из указанной ситуации, что правообладатель может обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения как к законодательству об авторском праве, так и к патентному законодательству, или будет иметь место замена режима авторско-правовой охраны на режим патентной охраны? Действующее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос.
Объекты промышленного образца. Родовым объектом промышленного образца как художественно-конструкторского решения является изделие. Изделия, в свою очередь, могут быть объемными или плоскостными. Объемные изделия представляют собой композицию с трехмерной структурой. Плоскостные изделия являются композицией с двухмерной структурой.
К объемным изделиям относятся изделия, обладающие:
- сложной композицией, в основе которой лежит развитая объемно-пространственная структура, например станок, сельскохозяйственная машина, мотоцикл;
- моноблочной композицией, например телевизор, радиоприемник, щитовой прибор, шкатулка.
К плоскостным изделиям относятся изделия, обладающие плоскостной композицией, например ткани, косынки, платки.
В качестве изделий как объектов промышленного образца могут выступать:
- одежда;
- обувь;
- комплекты (наборы) изделий;
- печатная продукция (обложки, этикетки, ярлыки, наклейки и т.п.);
- изделия, внешний вид которых определяется двумя состояниями: закрытым (сложенным) и открытым (шкафы, холодильники, телефонные будки, приборы в закрытом корпусе).
Более детальная классификация изделий, которые могут использоваться в качестве объектов промышленных образцов, содержится в Международной классификации промышленных образцов (МКПО), учрежденной Локарнским соглашением от 8 октября 1968 г.
Каждое из художественно-конструкторских решений, воплощаемых в тот либо иной объект - изделие, обладает определенными признаками.
Так, художественно-конструкторское решение изделий, обладающих сложной композицией, характеризуется, в частности:
- составом и взаимным расположением композиционных элементов;
- форматом, включая пластическую проработку композиционных элементов.
Решение изделий с моноблочной композицией характеризуется, в частности:
- составом и взаимным расположением композиционных элементов;
- пластическим, графическим, цветовым, фактурным решением элементов, находящихся, как правило, на фронтальной поверхности изделия.
Решение изделий с плоскостной композицией характеризуется, в частности:
- композиционным построением;
- ритмической организацией, линейно-графическим соотношением элементов, мотивами орнамента;
- проработкой мотивов орнамента;
- колористическим решением;
- характером фактуры (переплетением нитей ткани).
Решение одежды характеризуется, в частности:
- формой, являющейся объемной характеристикой модели;
- пропорциями, определяющими зрительно воспринимаемые соотношения частей между собой;
- силуэтом, выступающим в качестве плоскостной характеристики модели;
- ритмом, определяющим соразмерное чередование каких-либо элементов;
- деталями, т.е. элементами, накладываемыми на поверхность одежды на любом ее участке, их формой;
- отделкой, т.е. элементами, не имеющими функционального значения с точки зрения утилитарного применения изделия;
- фурнитурой, входящей в структуру изделия для соединения и разъединения его отдельных частей, а также являющейся декоративным элементом;
- материалом с его декоративными особенностями.
Решение обуви характеризуется, в частности:
- формой, являющейся объемной характеристикой модели, включающей в том числе форму колодки;
- конструкцией верха и низа;
- составом, формой и взаимным расположением элементов конструкции;
- материалом с его декоративными особенностями;
- деталями отделки;
- фурнитурой;
- колористическим решением.
Решение комплектов (наборов) изделий, помимо признаков, используемых для характеристики художественно-конструкторских решений соответствующих изделий, характеризуется, в частности:
- особенностями взаимодействия частей;
- соподчиненностью элементов;
- пропорциональностью строя как самих исходных элементов, так и всего комплекта (набора) в целом.
Решение печатной продукции характеризуется, в частности:
- композиционным построением;
- проработкой графических элементов, изобразительных мотивов, орнаментом;
- расположением и выполнением шрифтовой графики (без смыслового и (или) фонетического содержания надписей);
- колористическим решением.
Решение изделий, внешний вид которых определяется двумя состояниями - закрытым (сложенным) и открытым, характеризуется признаками как наружного, так и внутреннего вида.
Сложное художественно-конструкторское решение в случае невозможности словесной описательной характеристики признака может характеризоваться посредством указания на совпадение внешнего вида изделия или его элемента с общеизвестным изделием иного назначения.
Результаты интеллектуальной деятельности, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца. Согласно п. 5 ст. 1352 ГК РФ не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:
- решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;
- объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм);
- промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;
- объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
К числу изделий, обусловленных исключительно технической функцией, относятся, например, гайки, болты, винты и т.п. продукция технического назначения.
К объектам архитектуры согласно ст. 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" относятся здания, сооружения, комплексы зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Следует отметить, что если объект архитектуры является объективированной формой архитектурного произведения, то он охраняется нормами законодательства об авторском праве (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Что касается промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений, то все они представляют собой недвижимое имущество.
Требование стационарности объектов архитектуры, исключаемых из охраны в качестве патентоспособных художественно-конструкторских решений, позволяет отнести к последним решения промышленно применимых фрагментов архитектурных объектов. Исключения из охраны не распространяются также на движимые архитектурные формы, например телефонные будки, киоски, сборно-разборные домики, передвижные вахтовые сооружения.
К объектам, не образующим устойчивых форм, относятся фонтаны, пневмооболочки, ледовые и песчаные скульптурные сооружения и т.п. изделия, тиражирование которых в широких масштабах бессмысленно.
Тема 6. Содержание патентных прав.
План лекции:
1. Общие положения о содержании патентных прав
2. Неимущественные права авторов
3. Иные права
4. Имущественные права авторов, заявителей и патентообладателей
5. Ограничения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец
Общие положения о содержании патентных прав
В теории интеллектуальной собственности принято считать, что структуру субъективных прав на большинство результатов интеллектуальной деятельности (исключение составляют средства индивидуализации) образуют два самостоятельных вида субъективных гражданских прав: личные неимущественные права, характеризующие связь личности с созданным ею техническим или биологическим новшеством, и имущественные права, дающие управомоченному лицу юридическую возможность экономической эксплуатации новшества.
Сегодня сосуществуют две концепции в понимании характера взаимосвязи между личными неимущественными правами и имущественной их разновидностью.
Первая концепция, в основу которой положена монистическая теория исключительного права, исходит из отсутствия жесткого разграничения между неимущественной и имущественной составляющими, образующими различные проявления унитарного права исключительного характера.
В основу второй концепции положена дуалистическая теория исключительного права, базирующаяся на жестком разграничении неимущественной и имущественной составляющих и исходящая из различия целей защиты персональных интересов и целей удовлетворения экономических интересов имущественного характера.
В настоящее время российский законодатель отказался от двучленной структуры исключительного права и ввел в обиход категорию интеллектуальных прав (ст. 1226 ГК РФ). Норма указанной статьи кардинально меняет структуру прав на результаты интеллектуальной деятельности. Институт интеллектуальных прав был известен давно. Его родоначальником считается бельгийский юрист Е. Пикард, который еще в 1908 г. выдвинул идею о том, что традиционная классификация прав, включающая вещные права, личные права и права обязательные, недостаточно полная. В новейшее время теория интеллектуальных прав в несколько модифицированном виде получила развитие в работах В.А. Дозорцева и, будучи еще раз переработанной разработчиками части четвертой ГК РФ, оказалась воплощенной в федеральном законодательстве об интеллектуальной собственности.
В целом поддерживая идею об институализации интеллектуальных прав, нельзя не отметить их декоративный характер и ряд некорректных подходов законодателя к схеме включения института интеллектуальных прав в нормативный массив ГК РФ.
Во-первых, структура интеллектуальных прав представляется не вполне удачной. По смыслу ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают:
- исключительное право, являющееся имущественным правом;
- личные неимущественные права;
- иные права (права следования, право доступа и др.).
Предлагаемая законодателем структура интеллектуальных прав не вписывается в общепринятую модель гражданских правоотношений, которая, исходя из характера объекта правоотношения, строится на различении имущественных и личных неимущественных правоотношений. В этой связи возникает вопрос о том, в рамках каких правоотношений могут реализовываться иные права, поскольку законодатель прямо не оговаривает их природу.
Во-вторых, представляется весьма произвольным решение законодателя о лишении качеств исключительности личных неимущественных прав и выведении последних из структуры исключительного права.
В-третьих, институт интеллектуальных прав опосредует отношения, объектом которых являются далеко не все охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В связи с этим возникает вопрос о степени универсальности института интеллектуальных прав и положительном эффекте от его введения в практику нормотворчества.
Как личные неимущественные, так и имущественные права, а равно иные права неоднородны по своему содержанию и могут быть дезагрегированы на отдельные права (правомочия).
Неимущественные права включают в себя:
- право авторства;
- право на авторское имя.
К иным правам относятся:
- право на получение патента;
- право на отзыв заявки и иные процедурные права;
- право приоритета.
Имущественные права представлены:
- правом автора на вознаграждение;
- исключительным правом на использование охраняемого патентом изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения.
Основанием возникновения изменения либо прекращения субъективных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения как неимущественного, так и имущественного характера являются определенные факты общественной жизни, которым нормы патентного законодательства придают юридическое значение.
Следует отметить, что в ряде случаев достаточно сложно провести грань между неимущественными и имущественными правами участников отношений, складывающихся по поводу результатов технического и селекционного творчества. Сказанное относится прежде всего к праву на получение патента. По своей природе оно сродни праву на обнародование, которое известно законодательству об авторских и смежных правах и относится к категории личных прав неимущественного характера. Действительно, автор технического или биологического решения, подавая заявку, раскрывает сущность последнего, выводя, так сказать, это решение из сферы сугубо личной в сферу общественную.
И в этом смысле судьба продукта творческой деятельности автора должна находиться исключительно в руках последнего. Следовательно, право на получение патента - это прежде всего право на принятие решения самим автором, т.е. личное право, не имеющее экономического содержания.
С другой стороны, законодатель презюмирует уступку права на получение патента, например на служебное изобретение, от автора-работника к работодателю, а от последнего - к третьим лицам. А заявка, согласно п. 1 ст. 1374 ГК РФ, может быть подана лицом, обладающим правом на получение патента. В рамках такой юридической схемы происходит переход права на подачу заявки от одного лица к другому. Это свидетельствует, во-первых, о том, что данное право не рассматривается законодателем как неотчуждаемое личное право и, во-вторых, оно наделяется товарными свойствами, поскольку автору за передачу права полагается вознаграждение (абз. 3 п. 4 ст. 1370 ГК РФ).