Государственная политика в области правовой охраны и защиты результатов ИД.

Важность правового регулирования отношений в облас­ти ИС сегодня глубоко осознана всеми ветвями государственной власти и обществом. В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Для достижения данной цели должны быть решены такие задачи, как:

создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере.

В рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» коллективом ученых РНИИИС разработана Стратегия развития интеллектуальной собственности в России на 2007-2012 годы, в которой выделены следующие основные направления развития ИС:

определение и охрана прав и интересов государства (публичных образований) в сфере ИС;

совершенствование системы государственного управления и контроля в области ИС;

создание системы государственного учета результатов ИД;

охрана прав на объекты ИС сети Интернет;

эффективность зашиты ИС, защиты от недобросовестной конкуренции и борьба с пиратством;

повышение образовательного уровня в сфере ИС специалистов высшей и средней квалификации;

гармонизация российского и международного законодательства об ИС.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» закрепил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, включая охрану прав интеллектуальной собственности.

Государственное регулирование отношений в сфере ИС в зависимости от характера результатов ИД осуществляют несколькоуполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Так, нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав осуществляет Министерства культуры Российской Федерации.

Контроль за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах в сфере массовых коммуникаций осуществляет входящая в состав Министерства Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Она вправе выдавать лицензии (разрешения) на право деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

В ведении Министерства находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов ИС, патентов и товарных знаков и результатов ИД, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдению интересов России, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты ИД, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Данный орган осуществляет юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на указанные результаты ИД и на средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов ИД и средств индивидуализации.

В соответствие со статьями 1401-1405 ГК РФ ряд федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России, Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное агентство по промышленности) уполномочены Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно".

Наши рекомендации