Понятие, сущностные черты и классификация инноваций
ТЕМА 1 Понятие, сущностные черты инновационной сферы
Содержание инновационного процесса
Инновационный процесс рассматривают как процесс последовательного превращения идеи в конечный результат.
Его сущность и содержание можно трактовать с разных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с временными этапами жизненного цикла нововведения от зарождения идеи до её разработки и распространения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта.
Классический жизнециклический подход предполагает, что по своему содержанию инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.
Стадия создания новшества включает следующие этапы:
- фундаментальные исследования (ФИ);
- прикладные научно-исследовательские работы (ПИ);
- опытно-конструкторские разработки и создание опытного образца (прототипа) (ОКР);
- изготовление и испытание установочной партии (серии) продукции на рынке;
-диффузия (распространение инновацийф);
- устаревание новшества.
На большинстве стадий осуществляется инновационный маркетинг.
Схематично это представлено на рис. 2.1.
Инновационная деятельность и маркетинг
Внедрение Рост Замедление роста Спад
Научная и научно-
техническая обоснованность Объём продаж
Объём прибыли
Создание новаций
этап 1 этап 2 этап 3
Инвестиции время Т
Момент возврата инвестиций
НИРНИР ОКРИнновационный
фунд. прикл.лаг
Коммерциализация новаций этап 4
Преимущественно бюджетное
финансирование Рискоинвестиции Инвестиции в производство
Жизненный цикл инноваций
Рис. 2.1. Основные этапы инновационного процесса
Идея инновации |
Новые знания и принципы |
Создание институтов и средств подготовки и профотбора |
Новые знания и принципы |
Новое оборудование |
Новая продукция |
Новые материалы |
Эргономическая экспертиза |
Разработка технической документации, изготовление опытных образцов |
Разработка инженерных предложений, эскизный или технический проект |
Рынок и потребитель |
Производство, тиражирование, модификация, эксплуатация |
Подготовка производства |
Моделирование, испытание опытных образцов |
Макетирование, испытание, эксплуатация оборудования |
Накопленный опыт и рекомендации для новой разработки |
Корректировка технической документации |
Ремонт, модернизация, утилизация |
Рис. 3.1. Обобщённая схема жизненного цикла инноваций
Инновационный процесс – это не разовая акция, а непрерывный циклический процесс развития, качественного совершенствования в какой-либо области техники, производства, носящий эволюционно-революционный характер.
Инновационный процесс всегда носит конфликтный характер. Конфликты между старым и новым, традиционным и прогрессивным возникают на каждой его стадии, что делает необходимым применение знаний конфликтологии в инновационном менеджменте.
Одной из особенностей инновационного процесса является его многоаспектность, необходимость согласования интересов всех участников. Это требует использования нестандартных форм межорганизационного взаимодействия.
Таким образом, исследование особенностей инновационных процессов на разных его этапах лежит в основе повышения результативности инновационного менеджмента.
ТЕМА 1 Понятие, сущностные черты инновационной сферы
Понятие, сущностные черты и классификация инноваций
В научной литературе, различных законодательных и нормативных актах существует достаточно большое количество определений понятия «инновация».
Приведем несколько наиболее распространенных определений.Основоположник теорииинновацийавстрийский ученый Й. Шумпетерсчитал, что инновацияэто изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности В соответствии с руководством Фраскати (1993 г.) инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В законе Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» рассматриваемое понятие определяется как результат научной, научно-исследовательской или научно-технической деятельности, признанной в соответствии с действующим законодательством объектом интеллектуальной собственности. Такая трактовка существенно сужает круг инноваций, но может быть целесообразна с точки зрения государственной поддержки и государственного регулирования.С точки зрения ФЗ от 1996 года (в редакции 2015 года) «О науке и государственной научно-технической политике»-инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Данный подход сводит инновации к проектной и инфраструктурной деятельности и также не исчерпывает всего многообразия инноваций. При всей противоречивости существующих трактовок, отличающихся друг от друга не только по содержанию определений, но и по характеру, направленности их применения, можно выделить и некую общность, позволяющую выявить сущностные черты инноваций.
Анализ различных определений приводит к выводу, что главное содержание инновации составляют изменения, а соответственно главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Практически все авторы определений этого термина сошлись на том, что при создании инновации необходимо руководствоваться таким критерием, как наличие полезного эффекта.
Таким образом, можно отметить следующие характерные черты инноваций:
- инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии какого-либо объекта;
- это изменение должно получить практическое применение;
- предметом этих изменений могут быть изделия, технологии, социальные, экономические процессы и т.п.
- инновации – это важнейшее средство реализации целей развития какого-либо субъекта, они должны положительно воздействовать на повышение эффективности его деятельности.
Практика показывает, что по сути «инновация» и «нововведение» - синонимы, и в равных условиях эти термины используются для обозначения соответствующих процессов и явлений. Несколько иной смысл при этом вкладывается в понятие «новшество». Новшество (новация) представляет собой конкретный результат разработки новой идеи, имеющий форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции и т.п., отличающихся от применявшихся ранее своими качественными характеристиками, позволяющимиповысить эффективность производства. Новшество также может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, т.е. в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера. В свою очередь, нововведения (инновации) представляют собой уже результат внедрения, распространения и использования новшеств. Целью нововведенийявляется непосредственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня, чем применявшиеся ранее.
Вместе с тем следует констатировать, что множество исследований, посвященных инновациям, не привело к появлению единого понятия. Имеет смысл отказаться от попыток поиска единообразного определения понятия «инновации» и при рассмотрении его в контексте управления инновационным развитием предприятия применять мультиподход.
В соответствии с данным подходом, применительно к разным уровням управления инновационным развитием экономических систем могут быть предложены следующие определения:
- инновация в системе государственной и региональной поддержки инновационного развития – результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, позволяющий создать дополнительную ценность для экономики, общества, предприятия. Данный подход, с одной стороны в определенной степени сужает круг инноваций, а с другой обеспечивает должную четкость понятийного аппарата.
- инновация на уровне хозяйствующего субъекта (конкретного предприятия) – результат научной, исследовательской, технической и иной целенаправленной деятельности, характеризующийся новизной, наличием полезного эффекта, обеспечивающий интенсивное развитие данного субъекта.
При этом следует обратить внимание на существенное противоречие. Инновация определяется как позитивное изменение (в противном случае «инновация» и «изменение» становятся инвариантами), но «позитивность» имеет смысл только в рамках конкретной системы ценностей, то есть с точки зрения, например, частного инвестора, решение некоторых важнейших государственных проблем – неоправданные затраты. Данное противоречие так же снимается в рамках предложенного мультиподхода, так как позволяет отказаться от попыток оценки явления согласно некой абсолютной ценностной шкалы и не противоречит тому, что в разновременных и разносистемных координатах одно и то же явление одно и то же явление рассматривается с разных позиций. Являясь ключевой категорией инновационной теории, инновации определяют суть, специфику инновационных процессов и, соответственно, особенности управления ими. Поэтому вопросы их типологии очень важны как для теории, так и для практики управления.
Как в зарубежной, так и в отечественной практике достаточно много работ, в которых авторы касаются рассматриваемых вопросов. Результатом этого является достаточно широкий круг мнений и точек зрения на структуру совокупности инноваций, состав и характеристику классификационных признаков.
Прежде всего, следует рассмотреть наиболее важные признаки, лежащие в основе известных классификаций. Большинство их базируется на типологии, то есть на научном методе, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Однако, видимо, общих, единых классификационных оснований не может быть много. Выделение большого числа видов инноваций отдельными авторами свидетельствует лишь о том, что они подменяют понятие общего типологического признака характеристикой их видовых различий внутри типологических групп.
Среди встречающихся в экономической литературе подходов наибольшего внимания, заслуживают разработки Г.Менша, Х.Фримена, А.И. Пригожина, Б.Санто, а также ряд исследований российских ученых. Несмотря на имеющиеся различия, исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й.Шумпетера, составившая основу его теории экономического развития.
Изучив различные подходы, можно предложить следующую классификацию и выделить следующие ключевые признаки:
- предмет и сфера приложения (инновации-продукты, инновации-процессы, сервис - инновации, инновации-рынки);
- причины возникновения (реактивные и стратегические);
- место и роль в процессе производства (основные и дополняющие);
- характер удовлетворяемых потребностей (ориентированные на существующие потребности или создающие новые);
- направленность воздействия на процесс производства (расширяющие, рационализирующие и замещающие);
- степень новизны (базисные, радикальные, улучшающие, псевдоинновации);
- характер проявления эффекта для предприятия (запаздывающие, своевременные, опережающие);
- приоритетность реализации (первоочередные инновации, инновации ближайшего будущего, среднесрочные инновации, «терпящие» инновации);
- влияние на интенсивность инновационного развития экономической системы (значительно повышающие темп инновационного развития предприятия, повышающие темп инновационного развития предприятия, сохраняющие темп инновационного развития).
1.2. Инновационная деятельность: содержание, видыКак с теоретической, так и с практической точек зрения также очень важно дать четкую формулировку инновационной деятельности. Уже упоминавшийся ФЗ от 1996 года (в редакции 2015 года) «О науке и государственной научно-технической политике» трактует инновационную деятельность как деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной, инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Это суженное определение, не охватывающее все многообразие инновационной сферы.
С точки зрения микроэкономической системы инновационная деятельность представляет собой целенаправленный творческий процесс, направленный на создание, практическое освоение, внедрение и распространение технических, технологических, организационно-управленческих и экономических нововведений, включая маркетинг, а также разработку нового подхода к организации информационных, консалтинговых и других видов услуг.
Инновационная деятельность включает в себя:
1) научно- исследовательские работы (НИР) Научные исследования
подразделяются на три вида:
а) фундаментальные
Результатами данных исследований являются:
- расширение существующих теоретических знаний;
- получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях,'
существующих в исследовательской области;
- научные основы, методы и принципы исследований;
Фундаментальные исследования выполняются персоналом очень высокой квалификации, работающим в академических научных учреждениях, вузах, в крупных научно-технических организациях промышленности. Результаты фундаментальных исследований материализуются в виде публикаций (диссертаций, научных статей, монографий, научных отчётов). Основным источником финансирования этого этапа в нашей стране являются средства государственного бюджета. Приоритетное значение фундаментальной науки состоит в том, что она выступает генератором идей, открывает пути в новые области знаний.
б) поисковые НИР (научно-исследовательские работы)
Результатами данных исследований являются:
- увеличение объёма знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета;
- разработка прогнозов развития науки и техники;
- разработка путей применения новых явлений и закономерностей;
в) прикладные НИР
Результатами данных исследований являются:
- разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий, технологий;
- получение рекомендаций, инструкций, расчётно-технических материалов, методик;
- определение возможности в проведении конструкторских работ по тематике НИР.
Прикладные исследования (ПИ) направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов (5 – 10 % результатов фундаментальных исследований находят продолжение в виде прикладных исследований). Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных исследований занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов. При проведении научных исследований широко применяются специальные методы поиска новых идей, к которым относятся метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач.
В 80-х гг. ХХ века сформировалось целое направление работ, посвящённых проблеме соотношения фундаментальных и прикладных исследований, выяснению механизма их взаимодействия, поиску оптимальной организации такого взаимодействия. С позиций полного удовлетворения спроса необходимо, чтобы объём фундаментальных знаний всегда превышал масштабы прикладных знаний, а последние перекрывали бы с запасом практические запросы.
2) проектные и опытно-конструкторские работы (ОКР) в ходе которых разрабатывается конструкция будущего изделия, разрабатывается полный пакет конструкторской и проектной документации. Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов ПИ для создания, модернизации или усовершенствования образцов новой техники, технологии, материалов. Это завершающий этап научных исследований, связанный с переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических и прикладных исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс.
Технический прототип – это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик производственным требованиям. На данном этапе описываются всевозможные методы производства с указанием основных материалов, условий эксплуатационной и экологической безопасности, уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок.
3) техническая подготовка производства новой продукции - разрабатываются технологии изготовления изделия, изготавливаются технологические оснастки; организационная подготовка производства новой продукции - разработка и реализация проекта организации основного производства, разработка проекта технического обслуживания основного производства, разработка и реализация системы организации и оплаты труда работающих, материальная подготовка производства, создание нормативной базы планирования будущих периодов производства.
4) маркетинг (в части обеспечения инноваций);
5)рационализаторство и изобретательская деятельность;
6) освоение производства и производство новой продукции;
7) трансфер технологий;
8) аналитическая деятельность (в части обеспечения инноваций);
9) деятельность по организации диффузии (распространения) инноваций.
Следует отметить, что в зависимости от типа инноваций доминирующими могут быть те или иные виды деятельности и не все они могут осуществляться.
В машиностроении основными типами инноваций являются продуктовые (производство новой продукции), технологические (разработка, приобретение, освоение новых технологий), для их обеспечения осуществляются организационно-управленческие, маркетинговые, экономические инновации.
Существенным отличием инновационной деятельности является качественные изменения всех видов и форм хозяйственной деятельности, обусловленные динамикой внешних изменений и внутренних возможностей повышения эффективности в достижении стратегических целей. Инновационная деятельность ориентирована не на количественные параметры, а на качество продуктов (услуг) и технологических процессов, качество организации и управления производственными процессами. Инновационная деятельность формируется на основе реализации системно-процессного подхода. Суть его заключается в том, что в организации как целой системе, существуют системные взаимосвязи между функциональными элементами и качество этих связей влияют на качественные изменения самих элементов единой системы (организации). Во всех функциональных элементах осуществляются свои технологические процессы. Результаты этих процессов рассматриваются в качестве взаимодействие входных и выходных параметров, которые создают так называемые цепочки ценностей, результатом чего становится приобретение новых качеств конечного продукта.
Осуществление инновационной деятельности предполагает наличие соответствующего механизма реализации ее целей и задач. Поэтому для эффективной организации инновационной деятельности необходима соответствующая система инновационного менеджмента на предприятии.
Содержание инновационного процесса
Инновационный процесс рассматривают как процесс последовательного превращения идеи в конечный результат.
Его сущность и содержание можно трактовать с разных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с временными этапами жизненного цикла нововведения от зарождения идеи до её разработки и распространения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта.
Классический жизнециклический подход предполагает, что по своему содержанию инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.
Стадия создания новшества включает следующие этапы:
- фундаментальные исследования (ФИ);
- прикладные научно-исследовательские работы (ПИ);
- опытно-конструкторские разработки и создание опытного образца (прототипа) (ОКР);
- изготовление и испытание установочной партии (серии) продукции на рынке;
-диффузия (распространение инновацийф);
- устаревание новшества.
На большинстве стадий осуществляется инновационный маркетинг.
Схематично это представлено на рис. 2.1.
Инновационная деятельность и маркетинг