DM – технологии относятся к средствам, предназначенным для обработки неструктурированной информации, поступающей в основном в виде текстов на естественном языке.
10. Назначение, особенности и примеры экспертных систем.
В начале восьмидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление, получившее название "экспертные системы" (ЭС). Цель исследований по ЭС состоит в разработке программ, которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз.
Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора.
Отличительные особенности:
1) Экспертиза может проводиться только в одной конкретной области. Так, программа, предназначенная для определения конфигурации систем ЭВМ, не может ставить медицинские диагнозы.
2) База знаний и механизм вывода являются различными компонентами. Действительно, часто оказывается возможным сочетать механизм вывода с другими базами знаний для создания новых ЭС.
3) Наиболее подходящая область применения решение задач дедуктивным методом. Например, правила или эвристики выражаются в виде пар посылок и заключений типа “если-то”.
4) Эти системы могут объяснять ход решения задачи понятным пользователю способом.
5) Выходные результаты являются качественными (а не количественными).
6) Системы, основанные на знаниях, строятся по модульному принципу, что позволяет постепенно наращивать их базы знаний.
11. Возможности и особенности простейших системы поддержки принятия решений в управлении финансами организации на базе технологии обработки данных.
Среди общеметодологических особенностей СППР наиболее важными являются следующие:
· глубокая специализация в определенной области управления: бухгалтерского учета, финансового анализа, планирования или управления, которая описывается уникальной организационной моделью предприятия;
· комплексный охват управленческих процессов (учет, планирование, анализ, контроль);
· возможность настройки на национальные законодательные нормы;
· ориентация на общепринятые международные стандартные форм отчетности;
· обеспечение расчета и мониторинга широкого круга финансовых показателей, возможность оценки показателя стоимости бизнеса;
· обеспечение количественного и качественного анализа финансовых рисков, анализа безубыточности операционной деятельности и анализа чувствительности.
Среди функционально-методических особенностей СППР следует отметить:
· комплексное использование базовых общенаучных аналитико-прогнозных методов, методов корреляционно-регрессионного анализа, прогнозирования, подбора параметров, возможности использования оптимизационных методов и методов имитационного моделирования;
· глубокую детализацию финансово-экономических показателей.
К информационно-технологическим особенностям следует отнести:
· интеллектуальное и интерактивное взаимодействие специалиста (бухгалтера или менеджера) со специализированной СППР;
· возможность сценарного формирования управленческих решений;
· возможность разработки и анализа многовариантных и оптимальных решений;
· органическое соединение табличного, текстового и графического описаний;
· функционально развитую справочную помощь по сущности вычисляемых показателей и методов их расчета;
· автоматическое формирование финансовой отчетности с возможностью выбора необходимого национального языка для документа;
· возможность работы в корпоративной сети предприятия, а также оперативной передачи отчетов по каналам локальной и глобальной сети;
· возможность интеграции с другими программными продуктами для построения комплексных информационных систем в рамках предприятия, фирмы или корпорации.
12. Возможности и особенности универсальных систем поддержки принятия решений (УСППР).
В рамках данной технологии менеджер использует широкий спектр аналитико-прогнозных методов и реализующих их программных надстроек. Данные АИС также и как простейшая технология не ставят задачи создания радикально новой информационной технологии в организационно-технологическом смысле, однако они обеспечивают:
· Проведение одно и двухфакторного анализа методами «что-если».
· Применение широкого спектра статистических методов обработки информации: дисперсионного анализа, корреляционно-регрессионного анализа и т.п.
· Проведение прогнозных расчетов на основе динамических рядов, построение трендов.
· Формирование многовариантных решений и оптимальных по различным параметрам.
· Использование имитационного моделирования.
Для реализации универсальных СППР менеджер может использовать следующие надстройки и инструменты MS EXCEL:
· инструмент «Подбор параметра» и управление при помощи «сценариев», таблицу подстановки с одним и двумя параметрами для реализации одно- и двухфакторных методов анализа «что-если»;
· надстройку «Поиск решения» для разработки многовариантных оптимальных по отдельным параметрам расчетов и дальнейшего анализа сформированных вариантов оптимальных решений;
· набор стандартных статистических функций и различных методов статистического анализа при помощи надстройки MS EXCEL «Пакет анализа» для эффективного выполнения статистических расчетов и методов дисперсионного, корреляционно-регрессионного анализа.
· стандартные статистические функции «Тенденция» и «Рост», а также возможности надстройки «Пакет анализа», а именно, инструменты («Скользящее среднее», «Экспоненциальное сглаживание») для построения экономических прогнозов важных финансовых показателей.
Использование технологии универсальных систем поддержки принятия решений в финансовом управлении организацией дает следующие преимущества по сравнению с простейшей технологией поддержки принятия решений:
· обеспечивается более эффективное выполнение финансовых расчетов по скорости и количеству показателей;
· усиливаются возможности проведения многовариантных расчетов;
· проектируется большее количество альтернатив перед принятием решений.
13.Возможности и особенности специализированных функциональных систем поддержки принятия управленческих решений в организации.
Следующий более высокий класс АИТ – специализированные, функциональные системы поддержки принятия решений .
Среди общеметодологических особенностей СППР наиболее важными являются следующие:
· глубокая специализация в определенной области управления: бухгалтерского учета, финансового анализа, планирования или управления, которая описывается уникальной организационной моделью предприятия;
· комплексный охват управленческих процессов (учет, планирование, анализ, контроль);
· возможность настройки на национальные законодательные нормы;
· ориентация на общепринятые международные стандартные форм отчетности;
· обеспечение расчета и мониторинга широкого круга финансовых показателей, возможность оценки показателя стоимости бизнеса;
· обеспечение количественного и качественного анализа финансовых рисков, анализа безубыточности операционной деятельности и анализа чувствительности.
Среди функционально-методических особенностей СППР следует отметить:
· комплексное использование базовых общенаучных аналитико-прогнозных методов, методов корреляционно-регрессионного анализа, прогнозирования, подбора параметров, возможности использования оптимизационных методов и методов имитационного моделирования;
· глубокую детализацию финансово-экономических показателей.
К информационно-технологическим особенностям следует отнести:
· интеллектуальное и интерактивное взаимодействие специалиста (бухгалтера или менеджера) со специализированной СППР;
· возможность сценарного формирования управленческих решений;
· возможность разработки и анализа многовариантных и оптимальных решений;
· органическое соединение табличного, текстового и графического описаний;
· функционально развитую справочную помощь по сущности вычисляемых показателей и методов их расчета;
· автоматическое формирование финансовой отчетности с возможностью выбора необходимого национального языка для документа;
· возможность работы в корпоративной сети предприятия, а также оперативной передачи отчетов по каналам локальной и глобальной сети;
· возможность интеграции с другими программными продуктами для построения комплексных информационных систем в рамках предприятия, фирмы или корпорации.
Применение специализированных СППР существенно изменяет стиль работы экономистов по сравнению с предыдущими технологиями. В настоящее время среди специализированных СППР в области финансов достаточно широко используются программные продукты корпорации «ПРО-ИНВЕСТ-ИТ»: Project Expert, Audit Expert, Marketing Expert, программные продукты других фирм: «Альт-Инвест», «ПАРУС», «1С-Бухгалтерия» и другие программные продукты на базе платформы 1-С ( 1-С- Управление складом, 1-С-Управление персоналом и т.п. ).
14.Понятие бизнес-процесса и примеры. Понятие реuнжuнuрuнга бизнес-процессов.
Бизнес-процесс (БП) включает в себя взаимосвязанные действия, которые реализуют одну (или несколько) из бизнес-целей компании в информационной системе компании.
Бизнес-процесс — это:
-процесс из последовательности операций на предприятии, которые направлены на преобразование неких входных информационно-материальных потоков с целью получения результатов, представляющих ценность для клиента;
-процесс создания добавленной стоимости продукции, удовлетворяющей при этом потребностям клиента;
-упорядоченный процесс преобразования множества входов во множество выходов, который реализует бизнес-функцию предприятия;
От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльностькомпании.
Пример бизнес-процесса "Обслуживание клиента в кафе":
Так же примерами являются:
· План-прогноз бюджета подразделения при планировании бюджета
· Заявка на расходные материалы
· Заявка на использование бюджетных средств
Бизнес-процесс должен быть: а) описанным, б) оптимальным, в) действительно выполняться согласно описанию, и г) совершенствоваться. Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые.
Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование организации и ее важнейших процессов.
Основополагающей целью реинжиниринга бизнес-процессов является гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям запросов потребителей: соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации.
Результатом реинжиниринга является улучшение важнейших количественно измеряемых показателей.
15. Назначение, особенности и примеры корпоративных информационных систем (КИС). Понятие и состав обязательных и опциональных модулей КИС. Преимущества и недостатки зарубежных и отечественных КИС.
Одной из форм АИС, реализующих подход к управлению на предприятии, ориентированный на бизнес-процессы, являются интегрированные или корпоративные информационные системы (КИС).
Интеграция программ обеспечивает сквозную передачу данных от одной программы к другой, интеграция функций (операций обработки данных) позволяет избежать повторного выполнения программ.Интеграция ИС обеспечивает информационное сопровождение всех процессов на предприятии.
КИС в отличие от других обладают:
- горизонтальной интеграцией, обеспечивающей взаимосвязь частей системы
- вертикальной интеграцией, объединяющей информационные технологии, обслуживающих различные уровни системы управления;
- функциональной интеграцией, обеспечивающей ликвидацию дублируемых работ за счет использования одних и тех же исполнителей в различных бизнес-процессах;
- объектной интеграцией, обеспечивающей ликвидацию дублируемых данных, технических и программных средств за счет использования корпоративных информационных сетей.
Одной из форм реализации процессного подхода и примером КИС является класс ЕRP-систем (Eпterprise Resources Plaппiпg, или планирование ресурсов предприятия). Особенности ERP-систем: высокие технические характеристики, большое число функциональных модулей, большие затраты на внедрение.
Созданы стандарты для АИС данного класса, в которых указан состав обязательных и опциональных функциональных модулей.
К обязательным функциональным модулям относятся:
1) планирование продаж и производства;
2) управление спросом;
3) составление плана производства (главный календарь производства);
4) планирование материальных потребностей;
5) Подсистема спецификаций продуктов;
6) управление складом;
7) плановые поставки;
8) Оперативное управление на уровне производственного цеха;
9) планирование производственных мощностей;
10) контроль входа/выхода;
11) материально-техническое снабжение;
12) планирование распределения ресурсов;
13) планирование и контроль производственных операций;
14) управление финансами;
15) моделирование;
16) оценка результатов деятельности предприятия.
К операционным модулям могут относиться:
1)основной производственный план;
2)детальное планирование загрузки производственных мощностей;
3)прогнозирование сбыта и спроса; итд.
Сегодня на Российском рынке корпоративных программных продуктов известны и популярны: немецкая фирма SAP и их продукт R/3, американские Computer Associates, Platinum, ORACLE и их ERP-система «Oracle E-Business Suite (интегрированная среда управления эффективностью бизнеса)», голландская Baan, Российские «Галактика», «1-С УПП», «Парус», «Цефей», «Атлант-Информ», Росэкспертиза» и другие.
Преимущества зарубежных ERP-систем:
·
хорошо зарекомендовали себя во всем мире и эксплуатируются длительное время;
·
полностью удовлетворяют международным стандартам управления и финансовой отчетности.
·
Содержат подсистемы для автоматизации всех основных процессов: производства, сбыта, снабжения, финансов, персонала и др.
·
Все подсистемы работают в реальном масштабе времени и взаимоувязаны между собой.
Недостатки зарубежных ERP-систем:
1. Для нормальной эксплуатации ERP-систем необходима высоко формализованная и стабильная внешняя и внутренняя среда.
2. Необходимость коренной реорганизации бизнес-процессов предприятия под общепринятые международные стандарты управления и учета.
3. Несоответствие условиям функционирования предприятия в России.
4. Высокая стоимость самой системы.
5. Необходимость длительных работ по настройке и внедрению системы.
6. Отсутствие достаточно опытных консультантов на российском рынке.
7. Высокие издержки на консалтинговые услуги при внедрении.
8. Высокие издержки на обучение персонала.
9. Высокая стоимость сопровождения системы.
10. Отсутствует возможность заказа разработки новых специфических модулей и подсистем.
12. Система имеет уже солидный возраст, наблюдается тенденция к старению.
В использовании отечественных КИС наблюдаются такие преимущества, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей; лучшее соотношение цена/качество; возможность создания смешанных КИС, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных систем.
Недостатками отечественной продукции является несоответствие международным стандартам, что делает их невозможными для применения крупными компаниями(как правило в нефтегазовой отрасли).
7. Понятие автоматизированной информационной технологии (АИТ), технологического процесса, этапа, операции обработки экономической информации.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, поиск, обработку, хранение, распространение и отображение информации на базе применения развитого программного обеспечения (ПО), средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Технологический процесс (ТП) обработки информации представляет собой комплекс взаимосвязанных операций по преобразованию информации в соответствии с поставленной целью с момента ее возникновения (входа в информационную систему) до момента ее потребления пользователями. Сложность и многообразие вариантов технологических процессов обусловливают необходимость их деления на этапы и операции.
Технологический процесс обработки данных — это совокупность методов и средств, организованных в логическую последовательность этапов обработки и выдачи информации пользователю для решения экономических задач. Этап ТПОД — это совокупность взаимосвязанных процедур, реализующих определенную функцию технологического процесса. Процедура ТПОД — это совокупность технологических операций , обеспечивающая реализацию логической части этапа технологического процесса обработки данных. Операция ТПОД — это элементарное действие, обеспечивающее промежуточный логический результат процедуры технологического процесса обработки данных.
Этапы технологического процесса
Технологический процесс можно разделить на 4 укрупненных этапа :
1.- начальный или первичный (сбор исходных данных, их регистрация и передача на ВУ);
2.- подготовительный (прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель);
3.- основной (непосредственно обработка информации );
4.- заключительный (контроль, выпуск и передача результатной информации , ее размножение и хранение).
Технологические операции обработки экономической информации классифицируются в зависимости от функций, выполняемых преобразователем, и разделяются на следующие классы типовых операций : сбор и регистрация; перенос на машинные носители; ввод, компоновка и контроль; сортировка; обработка ; корректировка; накопление; вывод; реструктуризация. Охарактеризуем каждую типовую технологическую операцию .
1.Сбор и регистрация данных. Сущность этого этапа заключается в определении и регистрации на носителе данных количественных и качественных значений показателей, отражающих состояние объекта управления. При этом также могут выполняться измерение, подсчет, взвешивание. Этот этап отличается большой трудоемкостью, требует участия многих специалистов. Операции могут выполняться как вручную, так и с использованием техники. При использовании техники различают автоматизированный и автоматический способы. Автоматизированный способ – ввод связан чаще всего с интерактивным взаимодействием человека и ЭВМ, т.е. через терминал. Автоматический способ позволяет формировать исходные данные без участия человека. Для этого используют различные регистраторы информации , датчики и т.д. Он особенно широко используется в автоматизированных системах управления технологическими процессами. 2. Ввод данных. Под ним будем понимать совокупность операций , включающих перенос данных на машинный носитель, ввод, компоновку и контроль. При переносе данных на машинный носитель контролируется достоверность.
После операций подготовки данных на машинном носителе выполняются операции ввода данных в ЭВМ. При вводе данных обязателен программный контроль: логический контроль; структуры информационного образования; по каталогу (полная номенклатура);логических ограничений и соотношений; по типу данных.Следует отметить, что деление на эти операции в настоящее время весьма условно, так как нередко они совмещены
3. Обработка данных. Операции внутримашинной обработки данных – сортировка, корректировка, накопление и собственно обработка – являются основными в процессе функционирования системы. Различают следующие виды сортировки: упорядочение; распределение – процесс разнесения записей сортируемого файла по группам; объединение (слияние).Сортировки подразделяются также на внутренние и внешние. Но с введением виртуальных систем такое деление теряет свою актуальность. Обычно сортировки входят в состав операционных систем. Корректировка – процесс, позволяющий поддерживать файлы данных в актуальном состоянии. При корректировке могут выполняться следующие действия: добавление, исключение, изменение. Объектами корректировки могут быть записи файлов или отдельные поля записи. Корректировка автономных файлов существенно отличается от корректировки базы данных; во втором случае корректировка осуществляется по соответствующим связям файлов. Корректировка производится по принципу «исходный файл (родитель) и файл корректуры и откорректированный файл (потомок)». Защита информации от несанкционированного доступа производится путем введения системы паролей и ключей защиты.Собственно обработка информации – выполнение арифметических операций . При обработке экономической информации наибольший удельный вес имеет получение итогов.
Накопление данных – добавление информации .
Вывод информации . По способу отображения информации различают: - вывод данных на бумагу, машинные носители; вывод на видеотерминалы.В зависимости от способа формирования выходных данных различают: - пакетный; интерактивный.