Глава 3 Базовые понятия мнемотехники

От частей - к целому

Все вокруг состоит из частей. Слова состоят из букв. Предложения строятся из слов. Текст состоит из предложений. Любое вещество в природе содержит в себе ограниченный набор элементов. Музыкальное произведение - это набор сочетаний и последовательностей всего 12 нот. Любые числовые сведения описываются всего десятью цифрами.

Комбинируя ограниченный набор простейших элементов, меняя СВЯЗИ между элементами и их ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, можно получать бесконечное разнообразие КОМБИНАЦИЙ ЭЛЕМЕНТОВ - новой информации. ИНФОРМАЦИЯ - ЭТО КОМБИНАЦИЯ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Информация не может состоять из одного элемента. Информация содержит как минимум два СВЯЗАННЫХ элемента. И смысл запоминания заключается именно в запоминании этих связей.

Чтобы научиться запоминать сложные сведения (таблицы, списки, тексты), необходимо сначала научиться запоминать простейшие элементы, из которых состоит информация. Не умея запоминать отдельные числа, вы не сможете запоминать телефонные номера. Не умея запоминать отдельные названия, вы не сможете запомнить списки географических названий и понятий. Чтобы точно запоминать текстовую информацию, нужно научиться запоминать простейшие элементы, из которых строятся тексты.

Основной принцип мнемотехники - запоминание от частей к целому. Чтобы запомнить список телефонных номеров, сначала нужно запомнить отдельные числа, затем отдельные телефонные номера, и только потом - список телефонных номеров. При запоминании текста, сначала фиксируется в памяти последовательность абзацев текста, затем в каждом отдельно взятом абзаце запоминаются точные сведения, содержащиеся в нем.

Поэтому, прежде чем приступать к изучению техники запоминания разных видов информации, обязательно отработайте методы преобразования в образы простейших элементов, из которых строится любая информация. Это двузначные и трехзначные числа, слоги, слова, бессмысленные буквосочетания, фамилии и имена, названия месяцев и дней недели, названия, термины и понятия и многое другое. Только преобразовав простейшие элементы в зрительные образы, мы получаем возможность запомнить их, то есть, образовать связи.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации - это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами - это сигнал к запоминанию.

Естественные ассоциации используются в следующих приемах запоминания.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещения или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Прием свободных ассоциаций. Человек никогда не воспринимает образы изолировано. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически, при их регулярном восприятии. Например, чашка всегда связана с блюдцем и чайной ложкой. Монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой. Посудная полка всегда связана с тарелками.

Прием выделения частей образов.Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг "разбирает" его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов). Приемник состоит из корпуса, антенны, шкалы настройки, регуляторов, ремешка, сеточки динамика.

Прием выделения невидимых частей образов. Человек часто разбирает устройства и знает, что находится внутри того или иного предмета. Так как разные элементы внутренностей предметов имеют взаимосвязи, эти взаимосвязи фиксируются мозгом автоматически. Например, внутри приемника есть: печатная плата, динамик, провода, батарейки, микросхемы, транзисторы, резисторы, конденсаторы.

Естественные ассоциации НЕ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Они уже имеются в мозге. Задача описанных выше приемов - систематизировать имеющиеся в мозге связи, чтобы потом использовать их для запоминания другой информации.

Метод выделения отличительного признака. Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В частности, с таким методом вы познакомитесь в технике запоминания лиц людей. Метод запоминания лиц очень простой. Необходимо несколько секунд разглядывать фотографию, обращая внимание на выделенный вами ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК. Никаких специальных действий при этом делать не нужно. Так как ваши глаза воспринимают уже соединенные образы - связь между ними фиксируется автоматически. И в дальнейшем, по отличительному признаку мозг воспроизведет образ лица. Вот так все просто. Таким же способом, используя механизм автоматического запоминания воспринимаемых взаимосвязей, можно запоминать последовательность иллюстраций в учебнике.

В основном, в мнемотехнике естественные ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации.

Искусственные ассоциации

Искусственные ассоциации (также как и естественные) бывают одномодальными и разномодальными.

Под одномодальными ассоциациями мы будем понимать связи только между зрительными образами - связи, образованные в пределах зрительной анализаторной системы.

Под разномодальными ассоциациями в мнемотехнике подразумеваются связи между разными анализаторными системами. Как вы уже знаете, связь между разными анализаторными системами носит автоматический характер и называется рефлексом. Поэтому сознательно такие связи образуются при запоминании лишь некоторых видов информации: иностранных слов, знаков и образных кодов. Такие связи образуется путем сознательного "вывода" в сознание в один момент времени сигналов зрительного, речевого, двигательного анализаторов. Другие анализаторы (модальности) как правило не используются для сознательного запоминания.

Искусственная ассоциация - это искусственная связь. Каждый человек способен управлять процессом записи связи в мозг. Если речь идет о зрительных образах, то для включения процесса "память" достаточно соединить в воображении два или более зрительных образов. При этом происходит очень быстрая синхронизация электрической активности одновременно работающих нервных клеток, тех клеток, которые генерируют эти образы в ваше воображение. Время, необходимое для образования искусственной ассоциации равно времени фиксации связи в электрической памяти. Это примерно от 1 до 6 секунд.

Обратите внимание на то, что в искусственной ассоциации на самом деле нет ничего искусственного. Для запоминания используются естественный (и единственный) механизм быстрой фиксации связи. По существу, создавая связь между образами у себя в воображении, вы просто ИМИТИРУЕТЕ процесс естественного восприятия соединенных образов. Представляете их так, как будто раньше видели соединенными. Мозг оказывается "обманутым". Ведь вашему мозгу все равно: видите ли вы соединенные образы в реальности, или соединяете их в воображении. И в том и в другом случае сигнал поступает на вход зрительного анализатора. А наличие связи между разными контурами - это сигнал к запоминанию этой связи.

Для закрепления в памяти иностранных слов, знаков, образных кодов используются разномодальные искусственные ассоциации. Для образования связей между сигналами разных анализаторных систем, необходимо заставить работать эти анализаторные системы одновременно на протяжении примерно 3-4 дней. Так, представляя зрительный образ, необходимо одновременно называть его и мысленно прописывать запоминаемое слово.

Понятие "Искусственная ассоциация" - центральное понятие в мнемотехнике. В большинстве случаев для запоминания создаются связи только между зрительными образами.

Часто в литературе по тренировке памяти можно прочитать о логичных и нелогичных связях. Авторы пишут, что для лучшего запоминания следует создавать нелогичные связи. Эти авторы, по-видимому, не совсем понимают значение слова "логика".

Как вы уже знаете, любая связь является логичной. Логика - это и есть связь: из одного следует другое.

Другое дело, ПРИВЫЧНЫЕ для нас связи, которые мы можем встретить между объектами окружающего нас мира, или НЕПРИВЫЧНЫЕ для нас связи - не встречающиеся в реальном мире. Примером привычной связи может быть бутерброд (хлеб с колбасой). Примером непривычной связи может быть яичница с гвоздями.

Связь может быть правильной (адекватной) или неправильной (ложной). Но это уже не относится к теме запоминания. Это относится к теме воспитания. Например, связь "Если кошка перешла дорогу, то будет неприятность" скорее всего, является ложной. Может быть, этот смысл подразумевают авторы, пишущие о логичных и нелогичных ассоциациях? Может быть, они понимают под словом "нелогичные" неправильные, ложные связи? Во всяком случае, они не утруждают себя дать определение слову "логика" хотя бы в их понимании.

Для вашего мозга не играет абсолютно никакого значения характер образуемой связи. Зрительная анализаторная система выделяет и фиксирует связи. Есть связь - фиксируется. Нет связи - нечего запоминать.

Часто авторы книг по тренировке памяти пишут об эмоциях. Мол, чем эмоциональнее запоминаемый материал, тем лучше и быстрее он запоминается. Это неверно.

Когда вы будете запоминать последовательность ста чисел на время, вам некогда будет размышлять об эмоциях. Любые отвлечения от процесса образования связей будут резко снижать скорость и качество запоминания. Любые эмоции (читай - отвлечения внимания) следует подавлять при запоминании.

Забудьте о "логичных" и "нелогичных" связях, а также об эмоциях при запоминании. Это предрассудки. Ваш мозг при запоминании интересуют только связи.

Навык запоминания

Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются внутренние связи объектов. Самопроизвольно образуются связи между образами и словами, их обозначающими, при многократном восприятии связи в течение жизни.

Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов, мозг не может образовывать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.

При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка.

Когда речь идет о навыке запоминания, имеется ввиду сознательное запоминание. То есть запоминание такой информации, которая мозгом автоматически не запоминается. Поэтому далее в этой статье, говоря о навыке запоминания, я буду иметь ввиду именно запоминание точной информации, при восприятии которой в мозге не возникают зрительные образы.

Итак, сознательное запоминание - это действие. Действие, требующее от человека концентрации внимания, затраты энергии. Это работа. Точная информация сама собою запоминаться не будет, даже если вы владеете мнемотехникой. Навык запоминания подразумевает автоматизацию мыслительных операций, с помощью которых осуществляется запоминание. Если навык запоминания сформирован в недостаточной степени, то операции по запоминанию информации будут осуществляться медленно и некачественно. Доведение действий по запоминанию до нужного уровня автоматизма обеспечивает скорость запоминания, его качество, и процесс запоминания не вызывает трудностей и напряжения.

Примером может служить навык письма на клавиатуре компьютера. Первоначально, когда навык письма не доведен до автоматизма, человек испытывает трудности, печатая на клавиатуре, скорость недостаточная, делается много ошибок. Когда навык письма автоматизируется, человек может печатать быстро и без ошибок, и сам процесс письма на клавиатуре не вызывает трудностей. Даже наоборот, человек получает удовольствие от применения навыка. Профессиональная машинистка, у которой навык полностью автоматизирован, может перепечатывать текст и одновременно разговаривать по телефону, при этом она даже не улавливает смысла перепечатываемого материала.

С мнемотехникой все обстоит также. Когда навык запоминания доведен до автоматизма, он не только хорошо работает и обеспечивает быстрое и качественное запоминание, но и доставляет удовольствие человеку, который использует свой навык.

Навык запоминания включает в себя несколько составляющих.

· Наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию достаточно быстро.

· Способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации.

· Способность быстро соединять образы в воображении.

· Способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в течение одного часа.

· Высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без утомления.

· Способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их закрепления в памяти.

· Наличие в памяти системы опорных (стимулирующих) образов, позволяющих запоминать последовательность информации.

Важно понимать отличие мнемонического запоминания (сверхпроизвольного) от обычного (произвольного). Мнемоническое запоминание - это запоминание с однократного восприятия в объеме одной - двух сотен элементов информации.

Для сравнения, без специального обучения человек способен запомнить всего лишь пять элементов информации при условии ее однократного предъявления. Разумеется, при этом подразумевается точная фиксация последовательности запоминаемых сведений.

Проверка навыка запоминания

Качество сформированного навыка запоминания можно определить с точностью до сотых. С появлением точной системы оценки навыка запоминания закончились времена "ловли рыбки в мутной воде", когда считалось, что тема памяти - это обширное поле для философствования, потому что никто не знает, как она (память) работает, и никто не знает, как ее проверить.

Теперь любого, кто утверждает, что умеет запоминать, можно посадить перед компьютером и быстро определить чего стоят его утверждения. Благодаря существованию точной системы оценки сформированного навыка запоминания в системе "Джордано", мнемотехника из ранга "дополнительного образования" может быть переведена в ранг "учебной дисциплины".

Анализ информации в Интернете говорит о том, что мнемотехника в последнее время получает все большее и большее распространение. Во многих городах России учебные центры не только обучают всех желающих мнемотехнике, но и подготавливают психологов-мнемонистов. Поэтому стандартизация методов мнемотехники и введение четких методов контроля результатов обучения этой дисциплине становятся жизненно необходимыми задачами.

Ниже приводится краткое описание программы "Мастер запоминания". Программу вы можете скачать на сайте или найти в рубрике "Тестирование".

Описание программы "Мастер запоминания"

Экзаменационная программа "Мастер запоминания" разработана для точного контроля результатов обучения мнемотехнике.

Может использоваться:

· в качестве тренажера для обучающихся технике запоминания;

· для определения навыка запоминания у лиц, прошедших специальное обучение;

· для определения начальной способности запоминания у "новичков";

· для аттестации преподавателей курсов, ориентированных на развитие способности запоминания;

· для проведения соревнований по мнемотехнике. С помощью программы "Мастер запоминания" вы можете сравнить скоростные возможности своей памяти с официально зарегистрированными результатами.

Программа тестирует:

· объем запоминания;

· надежность запоминания;

· скорость запоминания.

Эти характеристики автоматически обобщаются в показателе "Увеличение способности запоминания" (по сравнению с нормой).

Тестирование проводится на двузначных числах, предъявляемых программой в случайном порядке. Числовая информация является наиболее простой для запоминания методами мнемотехники. Ввод чисел в программу не требует специальных навыков работы с клавиатурой.

Программа "Мастер запоминания" имеет три режима работы:

· "Вводный тест";

· "Тренировка";

· "Экзаменационный тест"

Вводный тест"

Объем запоминаемой информации не изменяется и равен двадцати двузначным числам. Числа предъявляются по одному автоматически со скоростью 6 секунд.

Применение.

· Определение начальной способности запоминания у "новичков" (лиц, не обучавшихся технике запоминания).

· Допуск к экзаменационному тесту. Обученные технике запоминания должны успешно пройти вводное тестирование (коэффициент 3,6 - 4).

"Тренировка"

Объем запоминаемой информации от 20 до 1000 двузначных чисел (по выбору). Вывод чисел осуществляется вручную кнопкой "Следующее число" при помощи мыши.

Тест не ставит оценку. Просто выводит результат запоминания (объем, скорость, ошибки) и дает возможность сравнить его с нормативными показателями и мировым рекордом скорости запоминания.

Применение:

· Отработка разных приемов и методов запоминания.

· Возможность постепенного наращивания объема и скорости запоминания.

· Закрепление в памяти системы опорных образов.

"Экзаменационный тест"

Объем запоминаемой информации от 20 до 1000 двузначных чисел (по выбору). Вывод чисел осуществляется вручную кнопкой "Следующее число" при помощи мыши.

Введены жесткие ограничения по скорости запоминания и по количеству ошибок.

Тест показывает ваш коэффициент "Увеличения способности запоминания" (по сравнению с нормой) и в соответствии с этим коэффициентом выставляет оценку (см. таблицу).

Зависимость оценки от объема:

Нормативные показатели

· "Норма" - коэффициент увеличения способности запоминания равен 1 (запоминание 5-ти чисел из 20). Это средний результат запоминания на "Вводном тесте" людей, не владеющих техникой запоминания.

· "Объем запоминания" - количество двузначных чисел, "заказанных" вами перед тестированием.

· "Надежность запоминания" - количество ошибок при введении чисел в программу. Чем меньше ошибок, тем выше показатель надежности.

· "Скорость запоминания" - среднее время запоминания одного двузначного числа.

· "Норматив скорости запоминания" - равен 6-ти секундам на запоминание одного двузначного числа. Если ваша скорость больше 6 секунд, программа будет занижать коэффициент. Если ваша скорость меньше 6 секунд, коэффициент будет увеличиваться.

· "Зависимость оценки от коэффициента". Диапазон от 0 до 60 разбит на равные части, каждой из которых соответствует оценка от "2" до "Мастер запоминания".

· Зависимость оценки от объема запоминаемой информации смотрите в таблице.

· Зависимость оценки от допущенных ошибок. Допускаемые ошибки при припоминании (в пределах 10%) будут уменьшать коэффициент.

· Ограничение времени запоминания. При превышении норматива средней скорости запоминания более чем на 6 секунд, программа прерывает тестирование без сообщения результатов ("Тест не пройден").

· Ограничение по ошибкам. Если в экзаменационном тесте при вводе чисел допущено более 10% ошибок, программа прерывает тестирование без сообщения результатов ("Тест не пройден").

"Мастер запоминания" - специализированная программа и может использоваться для оценки способности запоминания только у лиц, прошедших специальное обучение технике запоминания. Нормативные показатели получены путем апробирования заложенной в программу системы оценки на большом количестве людей. Оценку до "4" может получить практически каждый, окончивший курсы техники запоминания. Для получения высших оценок ученикам необходимо проявить настойчивость в выполнении тренировочных заданий.

Показатель "нормы" (коэф. 1) легко проверяется на вводном тесте. Разумеется, люди, не обученные мнемотехнике, не смогут запоминать числа. И тем более они не смогут запомнить последовательно однократно предъявляемые термины, телефоны, исторические даты и другие аналогичные сведения.

Данная программа тестирует сформированный навык запоминания в чистом виде (исключается этап кодировки в образы) и отражает динамику процессов внимания и визуального мышления.

Так как в основе любой техники запоминания лежит одна и та же мыслительная операция "Соединение образов", то способность эффективно запоминать числовой ряд с однократного восприятия свидетельствует о том, что и другие виды информации будут запоминаться столь же эффективно.

Необходимо отметить, что нормативные показатели, заложенные в программу тестирования навыка запоминания, достаточно жесткие. Я считаю, что после первичного прохождения курса мнемотехники ученику достаточно получить оценку 3 - такая оценка может рассматриваться как "отлично". Преподаватель хорошего уровня обязан набирать на этом тесте оценку 4. Если человек показывает на тесте "Мастер запоминания" высшие оценки, он может смело ехать на отборочные соревнования по мнемотехнике в Кембридж, так как высшие оценки теста "Мастер запоминания" соответствуют результатам запоминания, которые демонстрируют рекордсмены мнемотехники (вид соревнований - произносимые числа).

Проверка скорости узнавания (проверка рефлекса)

При запоминании образных кодов, знаков, символов и иностранных слов недостаточно обычного припоминания. В отношении этих элементов информации припоминание должно быть автоматическим. Например, при восприятии ряда двузначных чисел, соответствующие им образы должны возникать в вашем сознании очень быстро и без волевого контроля. Также как ваша рука отдергивается от горячего утюга, хотите вы этого или нет.

Для проверки скорости узнавания используются карточки или специальная программа, предъявляющая образные коды в случайном порядке и определяющая скорость их узнавания (возникновения в сознании образа). При определении скорости узнавания необходимо предъявлять образные коды именно в случайной последовательности, чтобы исключить дополнительные взаимосвязи, образованные при первичном запоминании образных кодов (в последовательности).

Чтобы определить скорость узнавания по карточкам, проконтролируйте время начала и окончания узнавания образных кодов. Затем разделите это время на количество карточек. Тест используется для самоконтроля, поэтому никто не будет завышать результаты, так как нет никакого смысла обманывать самого себя.

При оценке качества закрепления образных кодов, вы можете ориентироваться на время, равное 0,35 секунды. Это средняя скорость возникновения образов при восприятии двузначных чисел, замеренная у человека, который хорошо владеет мнемотехникой (предварительное тестирование на "Мастер запоминания"), при скорости реакции 0,14 сек.

Наши рекомендации