Глобализация экономики и туризм

В туристском бизнесе, как и в других отраслях экономики, по­явилась тенденция глобализации, отражающая сотрудничество государств и социальных организаций в политической, экономи­ческой, культурной и других областях.

Сегодня туристские услуги предлагают около 150 стран мира, каждая из которых имеет свой характерный образ и может положительно влиять на все более разнообразный спрос и мотивацию поездок туристов. Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов и ниш международного рынка. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль мировой экономики.

Характерной особенностью процесса глобализации в турист­ской отрасли является применение новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют по­вышению эффективности и совершенствованию работы компа­ний, улучшению обслуживания клиентов, ускорению всех опера­тивных процедур, созданию новых маркетинговых методик и рас­пределительных каналов.

В туристском бизнесе активно используются возможности Ин­тернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Однако в процессе глобализации туристской деятельности по­являются и серьезные проблемы. Чрезмерная стандартизация ха­рактеристик потребления и моделей предложения услуг в целом ряде стран оказывает отрицательное влияние на местную культу­ру. Поэтому тенденциям к интернационализации и унификации противостоят тенденции сохранения уникальности и националь­ной самобытности.

Во многих странах ведется разработка и реализация целевой стратегии маркетинга по освоению и сохранению экологической системы и специфических особенностей окружающей среды, па­мятников культуры.

Процессы глобализации сопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний и поглощений ту­ристских компаний. В сферу туризма внедряются промышленные компании, банки, ассоциации и объединения. Многие участники рынка сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий, счита­ющейся более прибыльной. На туристских рынках появились кон­гломераты.

Так, американской компании по недвижимости Cendant, при­сутствие которой зафиксировано более чем в 100 странах, турист­ский бизнес приносит 32 % доходов. Компания занимается недви­жимостью под брендом Century 21 (в среднем каждую минуту про­дается или покупается один объект), является владельцем корпо­рации по аренде машин Avis (парк насчитывает более 700 тыс. ма­шин, каждые две секунды арендуется машина) и мировым лиде­ром гостиничной франшизы и тайм-шера. В 2001 г. компания при­обрела глобальную распределительную систему Galileo и пятое по величине виртуальное агентство Chep Tickets, что обеспечило ей доступ к авиационным перевозкам и предоставило возможность активно использовать новые перспективные возможности турист­ской индустрии.

В 2004 г. компания стала владельцем крупнейшего в мире консолидатора по бронированию отелей в Интернете — Flairview Travel. Другими крупными приобретениями стали виртуальные турагент­ства Orbitz и E-Bookers, что позволило Cendant занять второе место в мире по объему онлайновых бронирований. В 2005 г. завершилось приобретение крупного консолидатора по бронированию отелей Gullivers Travel Associates (GTA), в базе которого представлено свыше 20 тыс. отелей в более чем 100 странах мира, включая Россию.

Руководство туристской деятельностью сосредоточено в спе­циальном подразделении компании — Cendant Travel Distribution Services Division. В этом подразделении собраны разнообразные бренды туристского бизнеса и распределительных систем:

распределительный и обслуживающий бизнес гостиниц (Neat Group, Thor, Trust and WizCom);

' виртуальные турагентства (Cheap Tickets, E-Bookers.com, HotelClub.com, Orbitz, RatesToGo.com);

международная компания туристских технологий и програм­много обеспечения (Travelwire);

руководство международным провайдером дальних воздушных путешествий и консолидатор туристского продукта (Travel 2, Travel 4);

глобальное онлайновое управление корпоративными поездка­ми (Orbiz for Business, Travelport);

фирмы по оптовой продаже гостиничных услуг, организации туристских поездок (Gullivers Travel Associates, OctopusTravel.com, Travel Bound, inc).

Другой пример. В настоящее время немецкий конгломерат Preussag осуществляет три вида деятельности: снабжение и мор­ские перевозки; промышленность (энергетика, строительство, ме­таллургия) и туризм. Preussag объединяет более 500 компаний, включая TUI Group, Thomson Travel Group и Nouvelles Frontieres.

TUI Group скупила в Турции значительное количество гости­ниц, приобрела 75 % компании Gulet Tourism. В середине 1990-х гг. TUI Group стала выходить на рынки стран Восточной Европы, в том числе стран СНГ.

В 1998 г. началось «вторжение» в Польшу — компания предла­гала качественное наземное обслуживание во многих регионах мира. В связи с обострением конкуренции многие польские туропера­торы вынуждены были переквалифицироваться в турагентов. Ком­пания активно инвестирует средства в болгарские курорты Сол­нечный Берег, Албена, молодежный центр «Приморско».

В августе 2004 г. TUI Group пришла и на российский турист­ский рынок, купив 34 % акций у фирмы Мостравел с перспекти­вой в 2006 г. иметь 51 %. Совместное предприятие TUI Mostravel Russia (TMR) — это не первая попытка группы внедриться на российский рынок.

В начале 1990-х гг. на российском рынке появилась испанская «Ультрамар-экспресс» — дочерняя фирма. Однако опыт работы этой фирмы на туристском рынке России оказался неудачным.

В конце марта 2003 г. третий по величине немецкий туристский концерн LTU Touristik GmbH объявил, что в России начинает работу фирма «И-Турс» под брендом ITS. 70 % акций этой фирмы принадлежат LTU Touristik GmbH, a 30% — российскому ЗАО «Авиакомпания «Авиалинии 400».

LTU Touristik GmbH входит в холдинг Rewe Trading Group. Хол­динг занимается розничной торговлей продовольственными и спортивными товарами, объединяя более 10 тыс. магазинов в 14 странах, а также ведет туристский бизнес. Годовой оборот хол­динга в 2004 г. составил 40,8 млрд евро, из которых 11,3 млрд евро приходится на магазины. В планы холдинга входит организация в России сети небольших магазинов, работающих под его брендом BILLA.

Холдинг объединяет шесть туроператорских компаний: ITS Reisen, Jahn Reisen, Tjaereborg, ADAC Reisen, Dertour, Meier's Weltreisen. Первые три из перечисленных компаний входят в кон­церн LTU Touristik.

В 2002 г. в составе холдинга была организована компания Rewe Touristik Hotels & Investments GmbH, которая занимается гости­ничным бизнесом. В нее включены три международные сети оте­лей Calimera, PrimaSol и LTI.

Процессы глобализации оказывают влияние и на развитие ту­ристского рынка России. На рынке происходят слияния и погло­щения, создание деловых альянсов, внедрение новейших техно­логий и телекоммуникаций, активизируется участие других сек­торов экономики, растет присутствие представителей туристско­го бизнеса других стран.

Внедрение в туристский бизнес России компаний из других сфер экономики началось в 2001 г. Одной из первых была частная инвестиционная компания ЗАО «Центр финансовых операций «Тантьема», которая управляет рядом предприятий: Детченским деревообрабатывающим комбинатом, Сочинским заводом по про­изводству минеральной воды, гостиницей «Бриз» (Сочи), компа­нией оптовой и розничной торговли стройматериалами «Евро­пейский дом», холдингом «Туральянс». Первой турфирмой, при­обретенной «Тантьемой» была «Destinations of the world», затем «Лагуна тур».

В конце 2001 г. была приобретена сеть турагентств «Куда.гс». В феврале 2006 г. холдинг «Туральянс» продал 25 % акций ОАО «Академ Альянс М», управляющей фирмы «Куда, ш» немецкому инвестиционному банку Deutshe UFG. Полученные средства бу­дут направлены на расширение сети «Куда, ш» в регионах Рос­сии.

Деловое партнерство

Одной из распространенных форм делового партнерства явля­ются стратегические альянсы, которые в секторе услуг создаются гораздо чаще, чем в сфере производства. В конце прошлого века 29 % деловых альянсов создавалось в сфере продаж и маркетинга, 25 % — в сфере производства продукции, 17 % — в области иссле­дований и развития.

Главным условием стратегического альянса является сотруд­ничество между предприятиями с целью повышения конкурен­тоспособности участников. Стратегические альянсы могут иметь различные формы — от договора о сотрудничестве до совместно­го предприятия. Партнерство осуществляется путем согласования эффективных стратегических направлений деятельности, обмена представляющими взаимный интерес ресурсами (технологии, профессиональные навыки и др.) и информацией.

Компании объединяются для достижения определенных целей, сохраняя независимость; компании совместно контролируют вы­полнение поставленных задач и делят преимущества, полученные в результате объединения; вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (технологии или продукты).

Такие альянсы не являются застывшими конструкциями — они изменяются в зависимости от ситуации на рынке: часто наблюда­ются случаи выхода участников из этих альянсов, перехода из одного объединения в другое и создание новых альянсов.

Процессы делового партнерства затрагивают и сферу туризма. Удовлетворить потребности клиентов можно лишь используя ре­сурсы многих компаний. Ни один производитель туристских услуг (средства размещения, транспортные компании, индустрия раз­влечений, туристские фирмы) не в состоянии в одиночку предо­ставлять все многообразие услуг, а также обеспечить комплексное развитие центров, посещаемых туристами.

Деловое партнерство в туризме приводит к различным формам сотрудничества:

для борьбы с конкурентами;

объединение с участниками бизнеса из других сфер деятельно­сти;

создание «клубов» для совместной работы по реализации спе­цифического туристского продукта на рынках других стран;

для совместной перевозки туристов;

создание франчайзинговых сетей;

внедрение инноваций.

В связи со спецификой работы на туристских рынках стали по­являться альянсы, хорошо знающие специфику отдельных регио­нов. В 2001 г. был основан «Универсальный туристский альянс» (Universal Tourism Alliance — UTA), членами которого на сегодняшний день являются восемь туристских компаний из Болгарии, Чехии, Египта, Финляндии, Греции, Италии, Мальты и Слова­кии. Благодаря многолетнему опыту сотрудничества на россий­ском рынке, все члены UTA знают специфику работы и гаранти­руют высокий уровень обслуживания. Все члены альянса поддер­живаются национальными правительственными организациями.

Наши рекомендации