Инновационная деятельность в туристских компаниях
На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:
экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);
социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).
Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.
При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:
общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
интенсивность и масштаб конкуренции;
состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);
возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);
период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.
Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:
политика и стратегия туристской компании;
наличие в коллективе работника-инициатора;
безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;
всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;
использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;
наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;
необходимый уровень финансовых возможностей;
развитые коммуникационные системы;
организационно-техническая готовность к реализации новшества.
При разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.
В качестве примера возьмем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) развитию туризма во Владимире, проведенный в 1999 г. фирмой Ernst & Young.
Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
Достопримечательности — Неразвитость инфраструктуры туризма.
Объекты мирового наследия, внесен- Плохое качество гостинниц и низкий уро-
ные в список ЮНЕСКО. вень услуг.
Уникальные музеи.Владимиро-Суздальс- Недостаточная оснащенность для обслу-
кий музей-заповедник в 1988 г. Удостоен живания иностранных туристов.
диплома ''Особая похвала-признание'',во- Проблемы транспортного обслуживания
шел в число 10 лучших музеев Европы. туристов.Отсутствие средств на реконс- Сильные музыкальные традиции,ремесла трукцию исторического ядра города.
Отсутствие стратегии продвижения Вла-
димира как туристского центра.
. Плохое состояние дорог, улиц , парков низ-
кий уровень благоустройства иторического
фольклор. ядра.
Золотое Кольцо –известная торговая мар- Нет туристского путеводителя по городу и
ка.Поддержка со стороны администрации информационных центров.
города ,крепкие международные связи.
Близость к Москве,являющейся крупней-
шим источником туристских потоков.
Суздаль, отмеченный ЮНЕСКО как выда-
ющийся туристический объект, расположен
в 30 км от Владимира.
Отремонтирована автомобильная дорога
Москва-Владимир,пущен скоростной
електропоезд.
Квалифицированные кадры.
Возможности (Opportunities) Опасности( Troubles)
Развитие туризма во Владимире на осно- Конкуренция со стороны других городов
ве исторических, религиозных и природных Центральной России.
достопримечательностей является потенци- Недостаток информации о городе приво-
дит к отвлечению внимания потенциаль-
ально крупным источником доходов для го- ных туристов.
рода и может существенно улучшить его Недостаток собственных финансовых ре-
репутацию. сурсов, направляемых на ремонт досто-.
Развитие туризма может инициировать примечательностей.
экономическое развитие города. Разрушение исторического наследия.
Проведение фестивалей, ярмарок, кон-
ференций и спортивных мероприятий.
. Продвижение города и привлечение
городов-партнеров, расширение сотруд-
ничества Владимира и соседних городов
в развитии туризма.
Использование природного потенциала
региона.
Установление контактов с туристически-
ми агенствами России, СНГ и других стран.
Привлечение инвестиций малого и сред-
Него бизнеса в туристическую индустрию.
Этот анализ способствовал разработке и утверждению муниципальной целевой программы развития туризма во Владимире на 2001-2005 гг.
Одним из примеров целенаправленной инновационной деятельности может служить компания «Капитал Тур», организованная в середине 2003 г.
«Капитал Тур» не занимается продажей своих туров на рынке индивидуальным клиентам. Она является туроператором, поэтому сотрудничает с розничными компаниями. «Капитал Тур» зарабатывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих региональных партнеров и даже конкурентов.
Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руководствуется оптимальным балансом трех показателей: цена — качество — ассортимент.
Отказавшись от практики уполномоченных агентств, «Капитал Тур» открыл за пределами Москвы собственные представительства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), которые обеспечивают информационную и рекламную поддержку местных агентств, консультируют их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и обмен документами между компанией и ее партнерами.
Ближайшие цели компании — освоение региональных рынков высокими темпами. С учетом того, что региональные компании интересует не только широкая география поездок, но и комплектация предлагаемого продукта (одним нужны программы с вылетами из Москвы, другим — только наземное обслуживание без услуг перевозки, третьи хотят включить в пакет туристских услуг местную авиаперевозку), «Капитал Тур» активно использует различные инновации.
На массовых направлениях туризма с зарубежными принимающими структурами создаются совместные предприятия. В Турции создано такое предприятие с управляющей компанией по услугам онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в группу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате «Капитал Тур» получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, включать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предприятие «Капитал Тур Тунис» вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые машины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные контракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental.
Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок, «Капитал Тур» обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоенную в регионах нишу делового туризма. Это обеспечивается путем подключения к международной системе бронирования, осуществляемой Gullivers Travel Agency по специальным тарифам, которые обычно на 30—45 % ниже тарифов, объявленных публично. Особое внимание обращает на себя совместный проект «Капитал Тур» с Транспортной клиринговой палатой (ТКП). В октябре 2004 г. «Капитал Тур» интегрировал свою базу данных в распределительную систему, через которую ТКП бронирует билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаниях России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту «Капитал Тур» в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы complete travel service, когда розничным компаниям предлагается полный спектр туристского продукта — от бронирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позволяет использовать для бронирования пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной распределительной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом.
Стыковку ресурсов ТКП и «Капитал Тур» проводила компания «Мегатек», что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты
туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безвизовых направлений — турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту.
Механизм реализации нововведений зависит от вида инноваций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (программисты, специалисты по обслуживанию системы бронирования), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безусловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие филиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализации нововведений для фирм — разработчиков технологий предполагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т. е. их оформление в патентной форме и получение лицензии.
Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; повышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.
Для анализа эффективности внедрения инноваций в туристской фирме используются как общие методы оценки эффективности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности способствует повышению экономической эффективности.
Контрольные вопросы
1. Назовите инновационные цели компании и средства их достижения.
2. Охарактеризуйте динамическое моделирование бизнеса.
3. Кто заинтересован в проведении инноваций? Дайте характеристику внешних и внутренних заинтересованных лиц.
4. Перечислите основные нелинейные механизмы, влияющие на инновационные процессы.
5. Как «петли взаимного усиления» влияют на развитие туризма?
6. Пути привлечения сотрудников компании к участию в инновационных процессах.
7. Управление знаниями как новое направление в схеме руководства компаниями.
8. Комплексный подход к планированию внедрений новшеств в компании.
9. Назовите способы создания новшеств. Использование латерального маркетинга в туристской деятельности.
10. Дайте характеристику компаний по типу инновационного поведения.
11. Какими характерными чертами отличается инновационная деятельность в туристской компании?
ГЛАВА 6 | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ |
Человеческий фактор
Пункт 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «...каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».
Под творчеством, творческим процессом понимают умственный труд, направленный на создание новых вещей, которые никогда прежде не существовали. Психологи считают, что творческой личности необходимы воображение, вдохновение, оригинальность мышления, умение напряженно работать и размышлять, аналитические способности и др. Сегодня творческий потенциал человека формируют личные способности, информатика, программно-целевые методы и инновационные технологии.
В настоящее время несколько подзабыты уже упоминавшиеся исследования Й.Шумпетера о роли человеческого фактора. Он разработал сложную модель человеческого поведения и считал, что предпринимательская функция выполняется индивидами в определенном общественно-ситуативном контексте. Согласно его социологическому подходу, в рамках институционального индивидуализма человеческая деятельность частично ограничена и частично свободна.
При разработке новых видов продукта и бизнеса их институциональными правами являются патенты, предоставляющие собственнику монополию на коммерциализацию определенной технологии в определенной области в течение установленного времени. Другие права на интеллектуальную собственность связаны с авторством и его разновидностями.
Питер Ф.Друкер пришел к заключению: «Работники умственного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно «портативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Поскольку работники умственного труда владеют своими средствами производства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. Возможно, не обо всех работниках умственного труда можно сказать, что они нужны работе больше, чем работа им. Но в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения работников интеллектуального труда с организацией, обеспечивающей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени».
По мнению П.Друкера, производительность работников умственного труда определяется шестью факторами: ясностью производственного задания; личной их ответственностью и независимостью; включением инновационной деятельности в умственную работу и производственное задание;
постоянным приобретением знаний и обучением коллег; качеством умственного труда, а не его количеством; желанием работать на свою организацию и предпочтением этой работы всем другим.
Видимо, последующее развитие цивилизации на нашей планете пойдет в интеллектуально-гуманистическом направлении. Это обусловлено ограниченностью материальных и сырьевых ресурсов Земли для удовлетворения возрастающих потребностей увеличивающегося населения в условиях экологической безопасности. Существует неразрывная связь инновационных процессов и творчества. Так как знание является основным ресурсом в конкурентной борьбе, то и обучение, поддерживающее его долгосрочную эффективность, превращается в одну из главных забот хозяйствующих субъектов.
Новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работника, получила название «индивидуализированной корпорации». Она действует и развивается, опираясь на творчество одаренных личностей, которым создаются условия для раскрытия и повышения творческого потенциала. В таких корпорациях превалирует обстановка доверия, исключающая жесткое регламентирование, которое гасит творческие порывы. Дисциплинирующим фактором является ответственность творческой личности за свои действия. Расширение круга полномочий и увеличение степени свободы работников порой приводит к отдельным ошибкам, но считается, что издержки этих ошибок меньше просчетов, неизбежных при жестком командном управлении.
Интеллектуальный продукт