Отличие кейса от задач или упражнений
На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны:
Ø Задачи обеспечивают материал, дающий обучающимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов.
Ø Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков.
Ø Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению.
Ø Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Ø Основная функция кейса как метода учить обучающихся решать сложные не структурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
ü описание реальной проблемной ситуации
ü альтернативность решений проблемной ситуации
ü единая цель и коллективная работа по выработке решения
ü функционирование системы группового оценивания принимаемых решений
ü эмоциональное напряжение обучаемых.
Ограничения на использование кейс-технологии:
ü Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
ü В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
ü Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе, экономической географии по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.
ü Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Кейс технологии формируют у учащихся следующие УУД:
- в сфере личностных УУД:
• широкая мотивация учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;
• способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации ;
• уверенность в своих силах;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы
- в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:
• выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
• объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;
• рассуждать логически, включая установление причинно-следственных связей;
• проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций;
• делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
• соотносить свою позицию с мнениями партнеров, сотрудничать с партнерами при выработке общего решения проблемы;
• способность к принятию решений с учетом конкретных условий, то есть умению оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;
• использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;
• осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Виды и содержание кейсов
Практические кейсы | Отражают реальную ситуацию или случай: исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни |
Обучающие кейсы | Основной задачей их выступает обучение, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий |
Научно-исследовательские кейсы | ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. |