Основные виды дефектов асфальтобетонных покрытий, устраняемых при текущем ремонте, и причины их возникновения
Виды дефектов | Характерные особенности дефектов | Причины возникновения дефектов | Иллюстрации |
Трещины: одиночные | Трещины произвольного очертания и направления относительно оси дороги. Обычно расположены друг от друга на значительном расстоянии без соблюдения какой-либо закономерности | Возникают вследствие низкого качества смеси, нарушения технологии укладки | |
Отдельные | Поперечные трещины, расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами не менее 10 м | Возникают над деформационными швами в бетонном основании от совместного действия нагрузки и температуры. Вертикальные - от нагрузки и горизонтальные - от температуры; смещения бетонных плит вызывают напряжения в слое асфальтобетонного покрытия | |
редкие | Поперечные и косые трещины, не связано между собой. Среднее расстояние между трещинами 4-10 м | Образование этих трещин связано с устройством покрытия на недостаточно уплотненном щебеночном основании | |
в виде крупной сетки | Трещина произвольного очертания, образующие замкнутые фигуры Расстояние между трещинами менее 1 м | Крупная сетка трещин образуется в местах укладки пористой смеси или смеси с недостаточным количеством вяжущего | |
в виде мелкой сетки, напоминающей паутину, выдавливанием воды на поверхность | Пучинистые места. Недостаточная прочность земляного полотна в расчетный период | Возникает в местах, подверженных морозному лучению грунта земляного полотна в расчетный период | |
Колейность | Плавное искажение поперечного профиля покрытия в полосе наката | Образуется в результате недостаточного уплотнения слоя при укладке, применения пористых смесей, смесей с недостаточным содержанием щебня | |
Сдвиги с образование наплывов и волн | Смещение покрытия из-за недостаточной его сдвигоустойчивости, образуются в местах торможения транспорта (на подходах к остановочным пунктам спускам и перекресткам) | Обусловлены низкой прочностью материала покрытия, применением песчаных или малощебенистых смесей, а также смесей, содержащих маловязкий битум | |
Выбоины | Во все стороны от пролома заметна сетка трещин. Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями | Образуется в результате укладки смеси: тонким слоем; на мокрое основание; на необработанное горячим битумом или эмульсией основание, а также неоднородных плохо промешанных смесей | |
Просадки | Резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краям. На покрытиях, устроенных с применением вяжущего, просадки сопровождаются сеткой трещин, которая нередко охватывает такие непосредственно прилегающие к ним зоны покрытия | Образуется в местах развитий восстановление которых выполнено с нарушением технологии | |
Выбоины в путах трамвая | Во все стороны от пролома заметна сетка трещин. местные разрушения покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями | Образуется в результате воздействия динамических нагрузок на конструкции дорожной одежды пути; недостаточная прочность конструкции | |
Вспучивания покрытия в путях трамвая | Резко выраженные гребни на покрытии у рельсов и в середине пути с разрывом слоя | Образуется в результате температурного расширения материала покрытия | |
Просадка (перекос) люка колодца, трещин, выбоины | Люк колодца находится не в плоскости покрытия; вокруг люка трещины, выбоины | Исчерпан ресурс прочности конструкции колодца |
Приложение 4