Ленинградское отделение 1985

ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ»

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1985

Карты трудовых процессов разработаны Республиканским центром по научной организации труда и управления производством в соответствии с планом развития науки и техники на 1981 - 1985 гг. и утверждены приказом Минавтодора РСФСР от 02.09.81 № 14. При разработке карт использованы СНиП III -40-78, СНиП III-4-80, материалы Миндорстроя УССР, Минавтодора Казахской ССР.

Предназначены для совершенствования организации труда, внедрения прогрессивной технологии, рациональных приемов и методов труда, подготовки квалифицированных рабочих с целью повышения производительности труда на данном рабочем месте.

Одобрены научно-техническим советом ЦНОТ (протокол от 07.05.82), утверждены и рекомендованы Минавтодором РСФСР (протокол от 14.02.83) для применения в дорожных организациях в порядке, изложенном в письме от 24.12.80 № БВ-4/396.

Предложения и замечания по картам трудовых процессов просьба направлять в ЦНОТ Минавтодора РСФСР по адресу: 125040, Москва, Ленинградский пр., 23.

Ведущие исполнители: В.А. Петров, Я.Н. Пятигорский, В.А. Павлова, научный редактор Ю.С. Буданов, общее руководство Л.Ф. Носков.

Карта трудового процесса Устройство дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) из шлака толщиной 12 см Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ОБЛАСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих, механизмов при устройстве подстилающего слоя из шлака. Методы и приемы, рекомендуемые в карте, обеспечивают следующие показатели производительности труда:

По ЕНиР По карте

Выработка на 1 чел.-день, м2 ................. 175 206

Затраты труда на устройство 100 м2

подстилающего слоя, чел.-ч .................. 4,56 3,88

Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих на 15 % достигается за счет рационального распределения исполнителей и совмещения выполняемых ими операций.

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Перед устройством дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) земляное полотно или корыто должно быть спланировано грейдером (1 - 2 прохода по одному следу), уплотнено самоходным катком массой 8 - 10 т с гладкими вальцами (3 - 4 прохода по одному следу), произведена приемка земляного полотна и корыта и сооружений для отвода воды из него. Россыпь шлака в корыто до устройства воздушных воронок, как правило, не разрешается. Исключение может быть сделано только в сухое время года.

2.2 . На пикетных и переломных точках продольного профиля высотные колышки выставляют по нивелиру, промежуточные - по визиркам.

2.3 . Вывозку и распределение шлака следует производить с учетом коэффициента уплотнения. При применении котельных шлаков содержание частиц крупнее 5 мм должно быть не менее 60 %. Шлаки рассыпают, тщательно уплотняют слоем не более 10 - 12 см в плотном теле, так как он дает весьма неравномерное уплотнение от 1,4 до 1,7 (при среднем коэффициенте уплотнения около 1,5).

2.4 . При устройстве оснований из кислых и нейтральных шлаков работы производятся аналогично устройству щебеночных оснований.

2.5 . При устройстве нижнего слоя основания применяется шлак без разделения его по крупности и без отбора крупных кусков.

2.6 . После россыпи и разравнивания шлака автогрейдером из расчета толщины в плотном теле не более 12 см его увлажняют из расчета 40 - 45 л воды на 1 м3 шлака или подвергают размельчению тяжелым гладким катком, чтобы куски не превышали 75 мм.

2.7 . В жаркую и ветреную погоду во избежание высыхания шлака следует разбивать участок работ на полусменные захватки.

2.8 . Уплотнение шлака после продолжительных дождей, а также в случаях переувлажнения полотна при поливе шлака водой перед уплотнением не допускается.

2.9 . При промежуточной приемке подстилающихся слоев проверяется качество материалов, ширина, толщина слоя, ровность, степень уплотнения, поперечные уклоны. Допустимые отклонения от проектных размеров: по ширине - 10 см, толщине - 10 %, поперечные уклоны - 5 %.

2.10 . Через один-два дня после окончательной укатки шлакового основания его необходимо поливать в течение 10 - 12 дней водой из расчета 2 - 2,5 л/м2.

2.11 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Вывозка шлака . Водитель самосвала вывозит и сгружает шлак по указанию Д-1, который указывает водителям порядок размещения материалов на земляном полотне.

Укладка шлака в мерный валик . М-1 собирает шлак в мерный валик за 4 - 6 круговых проходов. Валик должен иметь одинаковое поперечное сечение, ширина валика в основании не должна быть более 2 м.

Увлажнение шлака . М-6 увлажняет шлак при норме розлива воды 20 - 25 л на 1 м3 неуплотненного шлака.

Разравнивание шлака . М-1 распределяет увлажненный шлак по основанию равномерным слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения. Затем М-1 планирует подстилающий слой с приданием ему проектного профиля.

Размельчение и подкатка шлака . М-2 катком за 5 - 6 проходов по одному следу размельчает шлак, чтобы куски его не превышали 75 мм. Скорость движения катка 1,5 - 2,0 км/ч. Первые 2 - 3 прохода делают по краям, последующие проходы смещают к оси основания с перекрытием следов на 2/3 ширины барабана.

Исправление дефектных мест . Д-2 и Д-3 после подкатки проверяют ровность покрытия и отмечают участки, подлежащие исправлению. Участки основания, на которых имеются дефекты, М-1 исправляет за 1 - 2 прохода по одному следу. Д-2 и Д-3 подсыпают шлак в местах просадки. М-2 прикатывает за 2 - 3 прохода по одному следу подсыпанный шлак.

Поливка основания и укатка . М-3, М-4, М-5 уплотняют основание за 25 - 30 проходов по одному следу. Скорость движения катка при первых проходах должна быть не более 1,5 - 2,0 км/ч, при последующих - максимальная паспортная рабочая скорость движения катка. Машинисты катков начинают укатку от краев основания с перемещением к середине и перекрытием предыдущего следа на 30 - 40 см. При уплотнении основания тяжелыми катками М-6 увлажняет шлак (норма розлива воды 3 - 4 л/м3).

Контроль качества . Д-1 (бригадир) проверяет качество укладки подстилающего слоя, толщину укладываемого слоя, ровность и соответствие поперечных уклонов проектным.

Карта трудового процесса Устройство дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) из песка толщиной 20 см Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . При корытном профиле россыпь песка в корыто до устройства дренажных воронок, как правило, не разрешается. Исключение может быть сделано только в сухое время года.

2.2 . Перед устройством дополнительного основания (подстилающего слоя) верхняя часть земляного полотна или корыто должны быть спланированы грейдером (1 - 2 прохода по одному следу), уплотнены самоходным катком с гладкими вальцами массой 8 - 10 т (3 - 4 прохода по одному следу), произведена приемка земляного полотна, корыта и сооружений для отвода воды из него.

2.3 . На пикетах и переломных точках продольного профиля высотные колышки выставляют по нивелиру, промежуточные колышки - по визиркам. Высотные колышки выставляют по оси дороги и у кромок проезжей части. Отметки даются с учетом коэффициента уплотнения. Поперечники разбивают через 10 м.

2.4 . Песок на земляное полотно завозят автомобилями-самосвалами и разгружают в конусы, располагаемые по оси дороги или на одной половине проезжей части (вторая половина остается для движения автомобилей). Расстояние между конусами определяется проектом производства работ.

2.5 . Влажность песка должна быть близкой к оптимальной. Сухой песок поливают водой из расчета 4 - 5 л/м2.

2.6 . Песок укатывают по кольцевой схеме с постепенным смещением от обочин к оси дороги или по челночной схеме.

2.7 . Если при первых проходах самоходных катков на пневматических шинах происходит выжимание песка из-под колес, то начинать укатку целесообразно или при движении катка ведущими колесами вперед, или уменьшив давление воздуха в шинах или разгрузив балласт.

2.8 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Прием песка . Д-1 подает сигнал на подход самосвала, принимает песок, песок выгружается в указанном месте. После разгрузки и очистки кузова Д-1 дает сигнал на отход самосвала.

Разравнивание песка . М-1 разравнивает песок по кольцевой схеме за три прохода по одному следу.

Увлажнение песка . М-3 ведет машину по обочине то с одной стороны, то с другой, увлажняя песок через распылительные сопла из расчета 4 - 5 л/м2.

Предварительное уплотнение . М-2 за 2 - 3 прохода по одному следу укатывает песок по кольцевой схеме, разворачиваясь на концах захватки. Каждый новый проход должен перекрывать предыдущий на 30 - 40 см.

Исправление дефектных мест . После подкатки песка катком Д-2 проверяет ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным, лопатой исправляет отдельные места. М-1 ножом автогрейдера срезает «гребенки» и планирует основание.

Окончательное уплотнение . М-1 за 6 - 8 проходов по одному следу уплотняет песок по кольцевой или челночной схеме. Последние проходы катков целесообразно производить на пониженных передачах.

Контроль качества . Д-2 проверяет: толщину укладки подстилающего слоя, качество планировки и соответствие поперечных уклонов проектным, отсутствие загрязнения грунтом выходов дрен на откосах земляного полотна.

Карта трудового процесса Устройство однослойного основания из доменных шлаков толщиной 15 см Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Устройство однослойного основания из шлака толщиной 15 см должно производиться при наличии актов на скрытые работы и на приемку основания.

2.2 . Для однослойных шлаковых оснований следует применять шлак фракциями - до 70 мм, а для заполнения пустот в верхнем слое - до 20 мм.

2.3 . Максимальная толщина уплотняемого слоя в плотном состоянии не должна превышать 0,15 м.

2.4 . Установка бортового камня (если он предусмотрен проектом) должна предшествовать россыпи материалов.

2.5 . Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора.

2.6 . Количество вывозимого шлака определяется расчетом. Вывозку и распределение шлака следует производить с учетом коэффициента уплотнения. Коэффициент уплотнения шлака устанавливается проектом (1,4 - 1,5) и уточняется при пробной укатке. Россыпь шлака во избежание загрязнения не должна оставаться не расклиненной более одних суток.

2.7 . Количество проходов катка по одному следу должно быть определено опытным уплотнением участка (составляется акт).

2.8 . Шлак следует поливать водой перед распределением его по земляному полотну или основанию из расчета 25 - 35 л на 1 м3 неуплотненного шлака.

2.9 . Уплотнение шлака необходимо производить в начале легкими, а затем тяжелыми катками. При уплотнении тяжелыми катками шлак следует поливать водой малыми дозами из расчета 50 - 60 л на 1 м3 неуплотненного шлака.

2.10 . Через один-два дня после окончательной укатки шлакового основания его необходимо поливать в течение 10 - 12 дней водой из расчета 2 - 5 л/м2.

2.11 . В жаркую и ветреную погоду во избежание высыхания шлака участок работ следует разбивать на полусменные захватки.

2.12 . Шлаки, используемые для оснований дорожных покрытий, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3344 -73.

2.13 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 § 6, правилами техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Укладка шлака в мерный валик . М-1 собирает шлак в мерный валик за 4 - 6 круговых проходов. Валик должен иметь одинаковое поперечное сечение, ширина валика в основании не должна быть более 2 м.

Увлажнение шлака . М-2 увлажняет шлак при норме розлива воды 20 - 25 л на 1 м3 неуплотненного шлака.

Разравнивание шлака . Увлажненный шлак М-1 распределяет по основанию равномерным слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения. Затем М-1 окончательно планирует основание с приданием проектного профиля. Д-1 при разравнивании шлака удаляет крупные комья.

Подкатка шлака . М-3 уплотняет шлак за 3 - 5 проходов катка по одному следу при скорости движения 1,5 - 2,0 км/ч. Первые два-три прохода М-3 делает по краям, последующие проходы смещает к оси основания с перекрытием следов на 2/3 ширины барабана.

Выявление дефектных мест и их исправление . Д-1 и Д-2 после подкатки проверяют ровность покрытия и отмечают участки, подлежащие исправлению. Участки основания, на которых имеются дефекты, М-2 исправляет за один-два прохода автогрейдера по одному следу.

Поливка основания и его уплотнение . М-4, М-5 и М-6 уплотняют основание за 10 - 15 проходов по одному следу. Скорость движения катка при первых проходах должна быть не более 2 км/ч, при последующих - максимальной, при которой наблюдается перегрузка двигателя. М-4, М-5 и М-6 начинают укатку до краев основания с перемещением к середине с перекрытием предыдущего следа на 30 - 40 см. При уплотнении основания тяжелыми катками М-2 увлажняет шлак при норме розлива 3 - 4 л/м2.

Распределение щебня фракции10 - 20 мм распределителями. Д-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением шлакового щебня (на 100 м2 - 20,4 м3).

Разметание щебня фракции 10 - 20 мм механическими щетками . Водитель поливомоечной машины механическими щетками разметает щебень. Рассыпанный щебень автощеткой наметают в пустоты. Металлическая щетка должна слегка касаться поверхности уплотненного слоя, чтобы происходило наметание щебня в пустоты, а затем от середины к краям. Д-1 и Д-2 жесткими метлами поправляют отдельные места.

Окончательное уплотнение основания после расклинивания . М-4, М-5 и М-6 уплотняют тяжелыми моторными катками за 3 - 4 прохода по одному следу мелкий щебень. Скорость при первых проходах катка 2 - 2,5 км/ч, при последних - до 5 км/ч. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием ряда на 20 - 30 см.

Контроль качества . Д-1 (бригадир) проверяет качество отделки поверхности основания и соответствие поперечных уклонов.

Карта трудового процесса Устройство оснований из грунтов, укрепленных цементом Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ земляное полотно должно быть тщательно спланировано по проектным отметкам и хорошо уплотнено при оптимальной влажности. Недопустима укладка слоя укрепленного грунта на переувлажненное земляное полотно.

2.2 . Земляное полотно, по которому проходило движение автомобилей, должно быть спрофилировано и подкатано.

2.3 . Для обеспечения высокой производительности труда должен быть разработан график работы цементовозов и автоцистерн.

2.4 . Объект должен быть обеспечен инвентарным передвижным складом для цемента и запасными емкостями для воды.

2.5 . Для удобства маневра машин устраиваются съезды с земляного полотна.

2.6 . Грунт, подлежащий укреплению, завозят из резервов скреперами, прицепными тележками и автомобилями на предварительно спланированное и укатанное земляное полотно или заготовляют на обочине, а затем перемещают автогрейдером на готовое земляное полотно.

2.7 . Размельчают и перемешивают грунт с цементом и водой дорожными фрезами ДС-18А, которые являются навесным оборудованием к трактору Т-130 МЗГП, снабженному ходоуменьшителем, позволяющим осуществить поступательное движение фрезы со скоростью 109 - 570 м/ч.

2.8 . Ширина обрабатываемой фрезой полосы составляет 2,5 м, толщина слоя в рыхлом виде - не более 20 см. Количество проходов и скорость движения фрезы зависит от вида укрепляемого грунта и выполняемой работы.

Степень размельчения грунта определяется полевой лабораторией. Размельчение считается достаточным, если количество комков крупнее 5 мм не превышает 25 % общей массы грунта.

2.9 . Для россыпи цемента используют распределитель ДС-9, являющийся прицепной машиной к гусеничному трактору Т-74С9 с ходоуменьшителем. Ширина распределителя цемента составляет 2,45 м. Бункер вместимостью 2,3 м загружают автоцементовозами, в случае необходимости можно также автомобилями-самосвалами.

2.10 . Перемешивание грунта с цементом производят фрезой за два-три прохода по одному следу. Для окончательного смешения грунта с цементом и водой недостающее до оптимальной влажности смеси количество воды разливают через специальную распределительную систему фрезы с одновременным перемешиванием за два-четыре прохода фрезы по одному следу.

2.11 . Окончательную планировку слоя смеси перед уплотнением дефектных мест производят вручную с исправлением.

2.12 . Уплотнять цементно-грунтовую смесь рекомендуется самоходными или прицепными катками на пневматических шинах. У прицепных катков тягач тоже должен быть на пневматических шинах. Укатку ведут от краев к оси дороги с перекрытием следов на 20 - 25 см. Заключительные 2 - 3 прохода рекомендуется выполнять катками с металлическими вальцами на малой скорости движения.

Уплотнение начинают не позднее 4 - 5 ч после внесения в грунт цемента и воды. При уплотнении необходимо систематически контролировать влажность и плотность цементно-грунтовой смеси.

Грунты Толщина обрабатываемого слоя, см Измельчение грунтов Перемешивание
скорость движения фрез, м/ч количество проходов скорость движения фрез, м/ч Количество проходов
грунт с цементом грунт с цементом и водой
Песчаные, супесчаные, близкие к оптимальному составу (число пластичности 0 - 6) 12 - 16 1 - 2 360 - 570 2 - 3 2 - 3
Легкие суглинки (число пластичности 7 - 12) 12 - 16 100 - 200 2 - 3 200 - 360 2 - 3 3 - 4
Тяжелые пылеватые суглинки (число пластичности 13 - 17) без и с добавками песка 14 - 16 100 - 140 3 - 4 140 - 360 2 - 3 3 - 4

2.13 . На готовом участке цементно-грунтового слоя немедленно после окончания уплотнения устраивают защитную пленку из пленкообразующих материалов: помароля, лака этиноль и различных органических вяжущих. Пленкообразующие материалы распределяют по поверхности цементно-грунтового слоя специальными распылителями, а при их отсутствии - с помощью автогудронатора. Органические вяжущие материалы необходимо подогревать до рабочей температуры: Д-4 до 80 - 90 °С, СГ-25/40 и МГ-25/40 до 60 - 70 °С, СГ-15/25 до 50 - 60 °С. Битумные эмульсин разливают без подогрева.

При отсутствии пленкообразующего вещества цементно-грунтовый слой засыпают песком или мелкой супесью (без комков) слоем 5 - 6 см. В последующем этот защитный слой поливают водой 2 - 3 раза в сутки из расчета 4 - 5 л/м2 в течение 10 дней.

2.14 . Движение транспорта при укреплении оптимальных смесей и связных грунтов открывают не ранее чем через 7 суток, а при укреплении несвязных грунтов - не ранее 14 суток после окончания работы.

2.15 . Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III -40-78 (§ 5), Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог ( СН-25 -74) Госстроя СССР и полностью соблюдать правила техники безопасности и охраны труда рабочих в соответствии с СНиП III-4-80 и с Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Профилирование земляного полотна . М-1 профилирует земляное полотно автогрейдером за 4 круговых прохода.

Подкатка земляного полотна перед устройством основания . М-2 катком на пневматических шинах за 3 прохода по одному следу подкатывает земляное полотно.

ленинградское отделение 1985 - student2.ru

Рис. 4 . Устройство оснований из грунтов, укрепленных цементом:

1 - автомобиль-самосвал; 2 - автогрейдер; 3 - фреза дорожная; 4 - цементораспределитель; 5 - каток на пневмошинах; 6 - автогудронатор

Перемешивание завезенного грунта с песком автогрейдером . М-1 разравнивает вывезенный грунт и профилирует его автогрейдером равномерным слоем за 4 прохода по одному следу. Толщина слоя грунта не должна быть более 20 см.

Размельчение грунта . Т-1, Т-2 и Т-3 производят размельчение грунта фрезами на первой или второй скорости. Размельчают суглинистые грунты за 3 - 4 прохода по одному следу с перекрытием следов на 20 - 30 см. Фрезы работают по всей ширине слоя, следуя друг за другом по смежным полосам на расстоянии не менее 10 м и разворачиваются в конце захватки для второго прохода.

Распределение цемента . Т-4 на размельченный грунт распределителем ДС-9 рассыпает цемент. Ширина распределения цемента составляет 2,45 м. Бункер вместимостью 2,3 м3 загружается из автоцементовозов или непосредственно из автомобилей-самосвалов (в случае необходимости). Норма распределения составляет 15 - 20 кг/м2. Регулирование скорости передвижения обеспечивает норму распределения.

Перемешивание грунта с цементом . Перемешивание грунта с цементом производится фрезами за 2 - 3 прохода по одному следу. Три фрезы двигаются по полевой полосе со скоростью 500 м/ч, затем переходят на середину и заканчивают перемешивание по правой стороне.

Увлажнение смеси с одновременным перемешиванием . Фрезы переходят снова на левую сторону и начинают увлажнение смеси с одновременным перемешиванием ее. Воду вводят первые две фрезы, а третья фреза, идущая вслед за ними только перемешивает смесь. После выполнения работ на первом участке фрезы переходят на второй участок.

ленинградское отделение 1985 - student2.ru

Рис. 5 . Схема движения фрез Т-1, Т-2, Т-3 при перемешивании грунта с цементом

Разравнивание и планирование цементно-грунтовой смеси . М-1 окончательно разравнивает и планирует цементно-грунтовую смесь автогрейдером за 4 - 6 круговых проходов.

Окончательная планировка основания, контроль качества . Д-1 проверяет толщину цементно-грунтовой смеси, ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным. Д-1 и Д-2 исправляют отдельные места. Д-2 лопатой добавляет свежую смесь на впадинах, снимая излишки на возвышениях. Д-1 граблями разравнивает и исправляет дефектные места.

Уплотнение цементно-грунтовойсмеси. Уплотнение цементно-грунтовой смеси производится за 10 - 12 проходов по одному следу. Первые два прохода каток должен делать на первой скорости, последующие на второй и 2 - 3 последних прохода снова на первой скорости. Укатка ведется от краев к оси дороги с перекрытием следов на 25 - 30 см. На краях слоя следует сделать 2 - 3 дополнительных прохода катка. При уплотнении необходимо систематически контролировать влажность и плотность цементно-грунтовой смеси.

Устройство защитной пленки . Работы ведутся согласно п. 2.13.

Карта трудового процесса Устройство однослойного основания (покрытия) из гравийных оптимальных смесей Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

2.2 . Гравийные основания (покрытия) следует устраивать в любое время года при полной готовности земляного полотна.

2.3 . Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора.

2.4 . Для улучшения укатки и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 - 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.

2.5 . Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.

2.6 . С целью создания прочной и плотной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 - 3 л/м2).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Прием гравийной смеси и ее распределение . Д-2 дает сигнал на подход самосвала, водитель сгружает гравийную смесь в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части. М-1 разравнивает гравийную смесь за 9 - 11 круговых проходов.

Подготовка основания к укатке . Д-1 и Д-2 выравнивают края основания и заполняют образовавшиеся пустоты на стыках полос гравием.

Подкатка и выявление дефектных мест с их исправлением . М-2 за 2 - 3 прохода по одному следу подкатывает гравий легким катком. Д-1 проверяет шаблоном поперечные уклоны, ровность покрытия и толщину уплотненного слоя. Д-2 исправляет дефектные места.

Укатка гравийной смеси . После исправления дефектных мест М-2 производит подкатку (3 - 6 проходов), а М-3 и М-4 укатывают основание (покрытие) за 10 - 25 проходов. Гравийную смесь укатывают, начиная от обочины, за 3 - 4 прохода по одному следу с последующим приближением катков к оси дороги, перекрывая предыдущие следы на 30 - 40 см и сокращением числа проходов по оси дороги до одного. При уплотнении тяжелыми катками скорость движения в начальные периоды укатки 1,5 - 2 км/ч, а в конце укатки проходы производятся при максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения материал увлажняется поливомоечной машиной.

Распределение гравийной мелочи навесными распределителями . Д-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи.

Распределение гравийной мелочи механическими щетками . Машинист автополивочной машины механическими щетками разметает гравийную мелочь. Д-1 и Д-2 жесткими щетками поправляют отдельные места.

Укатка основания (покрытия) тяжелыми катками . М-3 и М-4 за 3 - 4 прохода по одному следу при максимальной рабочей скорости движения катков производят укатку основания (покрытия) и подкатку обочин. При укатке гравий увлажняют.

Контроль качества . Д-1 проверяет качество готового однослойного основания (покрытия).

График 5

ленинградское отделение 1985 - student2.ru

Карта трудового процесса Устройство двухслойного основания (покрытия) из гравийных оптимальных смесей Разработана ЦНОТ и УМ Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

2.2 . Устройство двухслойного гравийного основания (покрытия) должно производиться при наличии актов на скрытые работы и приемку основания.

2.3 . Для лучшего уплотнения и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 - 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.

2.4 . Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.

2.5 . Гравийные основания (покрытия) можно устраивать в любое время года при полной готовности земляного полотна и соблюдении правил производства работ.

2.6 . С целью создания плотной и прочной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 - 3 л/м2).

2.7 . Окончательное уплотнение происходит под действием проходящих автомобилей.

2.8 . В процессе уплотнения тяжелыми катками возможно появление на поверхности гравийного слоя волнистости («гребенки»). В этих случаях укатку следует приостановить, выяснить и устранить причины, вызвавшие образование «гребенки». Участок с появившейся «гребенкой» следует исправить автогрейдером и снова укатать катком.

2.9 . В начале смены машинист устанавливает самоходный распределитель щебня в рабочее положение и производит регулировку разравнивающего бруса и вибрирующих плит. Зазор между нижней плоскостью разравнивающего бруса и основания должен составить 1/3 толщины слоя щебня в плотном теле.

ПРИЕМЫ ТРУДА

Прием гравийной смеси и ее распределение . Дорожный рабочий (Д-2) дает сигнал на подход самосвала, доставляющего гравийную смесь. Д-2 наблюдает за тем, чтобы в бункер не попали посторонние предметы, которые могут вызвать поломку рабочих органов распределителя щебня, дает сигнал на отход самосвала, ведет учет поступающего гравия. Машинист М-1 рассыпает и уплотняет гравий.

Подготовка нижнего слоя основания (покрытия) к укатке . Дорожные рабочие (Д-2 и Д-3) выравнивают края основания и заполняют гравием образовавшиеся пустоты на стыках двух полос после распределителя гравийной смеси. Дорожный рабочий (Д-1) контролирует ровность основания, поперечные уклоны и толщину уплотненного слоя, исправляет дефектные места.

Укатка нижнего слоя основания (покрытия) . После исправления дефектных мест машинисты (М-2 и М-3) укатывают тяжелыми катками (за 10 - 25 проходов) основание. Гравийную смесь укатывают, начиная с обочины, с приближением к оси дороги, перекрывая предыдущие следы на 30 - 40 см. Скорость движения в начальные периоды укатки должна быть 1,5 - 2 км/ч, а в конце укатки проходы катков должны проводиться на максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения (2 - 3 прохода) материал увлажняют поливомоечной машиной.

График 6

ленинградское отделение 1985 - student2.ru

Прием гравийной смеси для верхнего слоя и ее распределение . Работы выполняются аналогично п. 4.

Подготовка верхнего слоя в укатке . Работы выполняются аналогично п. 2.

Укатка верхнего слоя . Работы выполняются аналогично п. 3.

Распределение гравийной мелочи навесными распределителями . Дорожный рабочий (Д-2) регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи (5 - 10 мм) в количестве 1,5 - 2 м3 на 100 м2.

Распределение гравийной мелочи механическими щетками . Водитель поливомоечной машины механическими щетками разметает гравийный материал. Дорожные рабочие (Д-2 и Д-3) жесткими щетками поправляют отдельные места.

Окончательная укатка основания (покрытия) . Машинисты (М-3 и М-4) за 3 - 4 прохода по одному следу на максимальной рабочей скорости движения тяжелых катков производят укатку покрытия. При укатке гравий увлажняют.

Контроль качества . Дорожный рабочий (Д-1) проверяет качество гравийной оптимальной смеси и качество подготовки основания, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов проектным.

Карта трудового процесса Устройство битумно-грунтовых покрытий методом смешения на дороге дорожными навесными фрезами Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Битумно-грунтовые покрытия дорожными фрезами допускается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15 °С.

2.2 . Наилучшее перемешивание грунта с битумом фрезой Д-530 достигается при толщине слоя в плотном теле до 16 см.

2.3 . Укреплять органическими вяжущими рекомендуется грунты, близкие к крупнозернистым оптимальным смесям, содержащим не более 50 % частиц от 2 до 5 мм. Пригодны также пылеватые супеси и легкие суглинки с числом пластичности от 3 до 12; не пригодны жирные глины с числом пластичности более 27. Состав смеси и расход вяжущего определяется лабораторией перед началом работ.

2.4 . Влажность минеральных материалов обрабатываемой смеси должна быть в пределах 1 - 4 %. При большей влажности смесь необходимо просушить, перемешивая автогрейдером.

2.5 . В качестве вяжущих материалов применяются жидкие битумы и дегти в подогретом состоянии (МГ-25/40; МГ-40/70; МГ-70/130; СГ-25/40; СГ-40/70 СГ-70/130) или битумные эмульсии. Вяжущие вводят в грунт через распределительное устройство фрезы за один прием.

2.6 . Земляное полотно, на котором устраивают битумно-грунтовое покрытие (основание) должно иметь проектный профиль и быть уплотненным.

2.7 . Длину сменных захваток, в км, определяют по формуле:

ленинградское отделение 1985 - student2.ru

где Ф - число фрез на участке работ;

t - продолжительность рабочей смены, ч;

К в - коэффициент использования фрез по времени в течение смены;

Р - общее число проходов фрезы, необходимое для выполнения данной операции (см. табл.);

v - рабочая скорость фрезы при выполнении данной операции.

Значение отношения Р/ v в зависимости от числа проходов и рабочей скорости фрезы

Передача Рабочая скорость фрезы, км/ч Общее число проходов
0,109 27,5 36,7 45,9 73,4 82,6 91,7 137,6 146,7 183,4
0,173 17,3 23,1 28,9 34,7 46,2 57,8 69,4 86,7 92,4 115,6
0,207 14,5 19,3 24,2 38,6 43,5 48,3 72,5 77,3 96,6
0,3 13,3 16,7 26,7 33,3 53,3 67,7
0,36 8,3 11,1 13,9 16,7 22,2 27,8 33,3 41,7 44,4 55,6

2.8 . Окончательное число проходов по одному месту и оптимальная скорость устанавливается на месте работ после пробных проходов фрезы.

2.9 . Степень размельчения грунта определяется полевым лабораторным настом. Размельчение считается достаточным, если количество комков крупнее 5 мм не превышает 25 % общей массы грунта.

2.10 . При устройстве покрытий (оснований) способом смешения на дороге устройство поверхностной обработки является обязательным. Ее устройство в настоящую карту не включено.

2.11 . Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III -Д.40-80, Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог ( СН-25 -74) Госстроя СССР, полностью соблюдая правила техники безопасности и охраны труда рабочих в соответствии с СНиП III -40-78, и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ПРИЕМЫ ТРУДА

Разравнивание и профилирование грунта . М-1 разравнивает вывезенный грунт и профилирует его автогрейдером равномерным слоем за 2 - 3 прохода по одному следу. Толщина слоя грунта не должна превышать 20 см.

Размельчение грунта . Т-1, Т-2, Т-3 производят размельчение грунта фрезами на первой или второй скорости. Фрезы размельчают легкие супесчаные грунты за 1 - 2 прохода фрезы по одному следу, тяжелые суглинистые грунты за 3 - 4 прохода с перекрытием следов на 20 - 30 см. Фрезы работают по всей ширине слоя, следуя друг за другом по смежным полосам на расстоянии не менее 10 м и разворачиваются в конце захватки для второго прохода.

Перемешивание грунта с битумом . Т-1, Т-2, Т-3 перемешивают грунт с битумом или эмульсией за 1 - 2 прохода по одному месту на 1 - 2 скорости с перекрытием следов на 20 - 30 см. Битумовоз перемещается впереди фрезы, вяжущие вводятся в грунт через распределительное устройство фрезы за один прием. Одновременно с распределением вяжущие пере

Наши рекомендации