Ленинградское отделение 1985
ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ»
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1985
Карты трудовых процессов разработаны Республиканским центром по научной организации труда и управления производством в соответствии с планом развития науки и техники на 1981 - 1985 гг. и утверждены приказом Минавтодора РСФСР от 02.09.81 № 14. При разработке карт использованы СНиП III -40-78, СНиП III-4-80, материалы Миндорстроя УССР, Минавтодора Казахской ССР.
Предназначены для совершенствования организации труда, внедрения прогрессивной технологии, рациональных приемов и методов труда, подготовки квалифицированных рабочих с целью повышения производительности труда на данном рабочем месте.
Одобрены научно-техническим советом ЦНОТ (протокол от 07.05.82), утверждены и рекомендованы Минавтодором РСФСР (протокол от 14.02.83) для применения в дорожных организациях в порядке, изложенном в письме от 24.12.80 № БВ-4/396.
Предложения и замечания по картам трудовых процессов просьба направлять в ЦНОТ Минавтодора РСФСР по адресу: 125040, Москва, Ленинградский пр., 23.
Ведущие исполнители: В.А. Петров, Я.Н. Пятигорский, В.А. Павлова, научный редактор Ю.С. Буданов, общее руководство Л.Ф. Носков.
Карта трудового процесса | Устройство дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) из шлака толщиной 12 см | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ОБЛАСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ
1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих, механизмов при устройстве подстилающего слоя из шлака. Методы и приемы, рекомендуемые в карте, обеспечивают следующие показатели производительности труда:
По ЕНиР По карте
Выработка на 1 чел.-день, м2 ................. 175 206
Затраты труда на устройство 100 м2
подстилающего слоя, чел.-ч .................. 4,56 3,88
Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих на 15 % достигается за счет рационального распределения исполнителей и совмещения выполняемых ими операций.
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . Перед устройством дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) земляное полотно или корыто должно быть спланировано грейдером (1 - 2 прохода по одному следу), уплотнено самоходным катком массой 8 - 10 т с гладкими вальцами (3 - 4 прохода по одному следу), произведена приемка земляного полотна и корыта и сооружений для отвода воды из него. Россыпь шлака в корыто до устройства воздушных воронок, как правило, не разрешается. Исключение может быть сделано только в сухое время года.
2.2 . На пикетных и переломных точках продольного профиля высотные колышки выставляют по нивелиру, промежуточные - по визиркам.
2.3 . Вывозку и распределение шлака следует производить с учетом коэффициента уплотнения. При применении котельных шлаков содержание частиц крупнее 5 мм должно быть не менее 60 %. Шлаки рассыпают, тщательно уплотняют слоем не более 10 - 12 см в плотном теле, так как он дает весьма неравномерное уплотнение от 1,4 до 1,7 (при среднем коэффициенте уплотнения около 1,5).
2.4 . При устройстве оснований из кислых и нейтральных шлаков работы производятся аналогично устройству щебеночных оснований.
2.5 . При устройстве нижнего слоя основания применяется шлак без разделения его по крупности и без отбора крупных кусков.
2.6 . После россыпи и разравнивания шлака автогрейдером из расчета толщины в плотном теле не более 12 см его увлажняют из расчета 40 - 45 л воды на 1 м3 шлака или подвергают размельчению тяжелым гладким катком, чтобы куски не превышали 75 мм.
2.7 . В жаркую и ветреную погоду во избежание высыхания шлака следует разбивать участок работ на полусменные захватки.
2.8 . Уплотнение шлака после продолжительных дождей, а также в случаях переувлажнения полотна при поливе шлака водой перед уплотнением не допускается.
2.9 . При промежуточной приемке подстилающихся слоев проверяется качество материалов, ширина, толщина слоя, ровность, степень уплотнения, поперечные уклоны. Допустимые отклонения от проектных размеров: по ширине - 10 см, толщине - 10 %, поперечные уклоны - 5 %.
2.10 . Через один-два дня после окончательной укатки шлакового основания его необходимо поливать в течение 10 - 12 дней водой из расчета 2 - 2,5 л/м2.
2.11 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Вывозка шлака . Водитель самосвала вывозит и сгружает шлак по указанию Д-1, который указывает водителям порядок размещения материалов на земляном полотне.
Укладка шлака в мерный валик . М-1 собирает шлак в мерный валик за 4 - 6 круговых проходов. Валик должен иметь одинаковое поперечное сечение, ширина валика в основании не должна быть более 2 м.
Увлажнение шлака . М-6 увлажняет шлак при норме розлива воды 20 - 25 л на 1 м3 неуплотненного шлака.
Разравнивание шлака . М-1 распределяет увлажненный шлак по основанию равномерным слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения. Затем М-1 планирует подстилающий слой с приданием ему проектного профиля.
Размельчение и подкатка шлака . М-2 катком за 5 - 6 проходов по одному следу размельчает шлак, чтобы куски его не превышали 75 мм. Скорость движения катка 1,5 - 2,0 км/ч. Первые 2 - 3 прохода делают по краям, последующие проходы смещают к оси основания с перекрытием следов на 2/3 ширины барабана.
Исправление дефектных мест . Д-2 и Д-3 после подкатки проверяют ровность покрытия и отмечают участки, подлежащие исправлению. Участки основания, на которых имеются дефекты, М-1 исправляет за 1 - 2 прохода по одному следу. Д-2 и Д-3 подсыпают шлак в местах просадки. М-2 прикатывает за 2 - 3 прохода по одному следу подсыпанный шлак.
Поливка основания и укатка . М-3, М-4, М-5 уплотняют основание за 25 - 30 проходов по одному следу. Скорость движения катка при первых проходах должна быть не более 1,5 - 2,0 км/ч, при последующих - максимальная паспортная рабочая скорость движения катка. Машинисты катков начинают укатку от краев основания с перемещением к середине и перекрытием предыдущего следа на 30 - 40 см. При уплотнении основания тяжелыми катками М-6 увлажняет шлак (норма розлива воды 3 - 4 л/м3).
Контроль качества . Д-1 (бригадир) проверяет качество укладки подстилающего слоя, толщину укладываемого слоя, ровность и соответствие поперечных уклонов проектным.
Карта трудового процесса | Устройство дополнительного слоя основания (подстилающего слоя) из песка толщиной 20 см | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . При корытном профиле россыпь песка в корыто до устройства дренажных воронок, как правило, не разрешается. Исключение может быть сделано только в сухое время года.
2.2 . Перед устройством дополнительного основания (подстилающего слоя) верхняя часть земляного полотна или корыто должны быть спланированы грейдером (1 - 2 прохода по одному следу), уплотнены самоходным катком с гладкими вальцами массой 8 - 10 т (3 - 4 прохода по одному следу), произведена приемка земляного полотна, корыта и сооружений для отвода воды из него.
2.3 . На пикетах и переломных точках продольного профиля высотные колышки выставляют по нивелиру, промежуточные колышки - по визиркам. Высотные колышки выставляют по оси дороги и у кромок проезжей части. Отметки даются с учетом коэффициента уплотнения. Поперечники разбивают через 10 м.
2.4 . Песок на земляное полотно завозят автомобилями-самосвалами и разгружают в конусы, располагаемые по оси дороги или на одной половине проезжей части (вторая половина остается для движения автомобилей). Расстояние между конусами определяется проектом производства работ.
2.5 . Влажность песка должна быть близкой к оптимальной. Сухой песок поливают водой из расчета 4 - 5 л/м2.
2.6 . Песок укатывают по кольцевой схеме с постепенным смещением от обочин к оси дороги или по челночной схеме.
2.7 . Если при первых проходах самоходных катков на пневматических шинах происходит выжимание песка из-под колес, то начинать укатку целесообразно или при движении катка ведущими колесами вперед, или уменьшив давление воздуха в шинах или разгрузив балласт.
2.8 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Прием песка . Д-1 подает сигнал на подход самосвала, принимает песок, песок выгружается в указанном месте. После разгрузки и очистки кузова Д-1 дает сигнал на отход самосвала.
Разравнивание песка . М-1 разравнивает песок по кольцевой схеме за три прохода по одному следу.
Увлажнение песка . М-3 ведет машину по обочине то с одной стороны, то с другой, увлажняя песок через распылительные сопла из расчета 4 - 5 л/м2.
Предварительное уплотнение . М-2 за 2 - 3 прохода по одному следу укатывает песок по кольцевой схеме, разворачиваясь на концах захватки. Каждый новый проход должен перекрывать предыдущий на 30 - 40 см.
Исправление дефектных мест . После подкатки песка катком Д-2 проверяет ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным, лопатой исправляет отдельные места. М-1 ножом автогрейдера срезает «гребенки» и планирует основание.
Окончательное уплотнение . М-1 за 6 - 8 проходов по одному следу уплотняет песок по кольцевой или челночной схеме. Последние проходы катков целесообразно производить на пониженных передачах.
Контроль качества . Д-2 проверяет: толщину укладки подстилающего слоя, качество планировки и соответствие поперечных уклонов проектным, отсутствие загрязнения грунтом выходов дрен на откосах земляного полотна.
Карта трудового процесса | Устройство однослойного основания из доменных шлаков толщиной 15 см | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . Устройство однослойного основания из шлака толщиной 15 см должно производиться при наличии актов на скрытые работы и на приемку основания.
2.2 . Для однослойных шлаковых оснований следует применять шлак фракциями - до 70 мм, а для заполнения пустот в верхнем слое - до 20 мм.
2.3 . Максимальная толщина уплотняемого слоя в плотном состоянии не должна превышать 0,15 м.
2.4 . Установка бортового камня (если он предусмотрен проектом) должна предшествовать россыпи материалов.
2.5 . Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора.
2.6 . Количество вывозимого шлака определяется расчетом. Вывозку и распределение шлака следует производить с учетом коэффициента уплотнения. Коэффициент уплотнения шлака устанавливается проектом (1,4 - 1,5) и уточняется при пробной укатке. Россыпь шлака во избежание загрязнения не должна оставаться не расклиненной более одних суток.
2.7 . Количество проходов катка по одному следу должно быть определено опытным уплотнением участка (составляется акт).
2.8 . Шлак следует поливать водой перед распределением его по земляному полотну или основанию из расчета 25 - 35 л на 1 м3 неуплотненного шлака.
2.9 . Уплотнение шлака необходимо производить в начале легкими, а затем тяжелыми катками. При уплотнении тяжелыми катками шлак следует поливать водой малыми дозами из расчета 50 - 60 л на 1 м3 неуплотненного шлака.
2.10 . Через один-два дня после окончательной укатки шлакового основания его необходимо поливать в течение 10 - 12 дней водой из расчета 2 - 5 л/м2.
2.11 . В жаркую и ветреную погоду во избежание высыхания шлака участок работ следует разбивать на полусменные захватки.
2.12 . Шлаки, используемые для оснований дорожных покрытий, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3344 -73.
2.13 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 § 6, правилами техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Укладка шлака в мерный валик . М-1 собирает шлак в мерный валик за 4 - 6 круговых проходов. Валик должен иметь одинаковое поперечное сечение, ширина валика в основании не должна быть более 2 м.
Увлажнение шлака . М-2 увлажняет шлак при норме розлива воды 20 - 25 л на 1 м3 неуплотненного шлака.
Разравнивание шлака . Увлажненный шлак М-1 распределяет по основанию равномерным слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения. Затем М-1 окончательно планирует основание с приданием проектного профиля. Д-1 при разравнивании шлака удаляет крупные комья.
Подкатка шлака . М-3 уплотняет шлак за 3 - 5 проходов катка по одному следу при скорости движения 1,5 - 2,0 км/ч. Первые два-три прохода М-3 делает по краям, последующие проходы смещает к оси основания с перекрытием следов на 2/3 ширины барабана.
Выявление дефектных мест и их исправление . Д-1 и Д-2 после подкатки проверяют ровность покрытия и отмечают участки, подлежащие исправлению. Участки основания, на которых имеются дефекты, М-2 исправляет за один-два прохода автогрейдера по одному следу.
Поливка основания и его уплотнение . М-4, М-5 и М-6 уплотняют основание за 10 - 15 проходов по одному следу. Скорость движения катка при первых проходах должна быть не более 2 км/ч, при последующих - максимальной, при которой наблюдается перегрузка двигателя. М-4, М-5 и М-6 начинают укатку до краев основания с перемещением к середине с перекрытием предыдущего следа на 30 - 40 см. При уплотнении основания тяжелыми катками М-2 увлажняет шлак при норме розлива 3 - 4 л/м2.
Распределение щебня фракции10 - 20 мм распределителями. Д-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением шлакового щебня (на 100 м2 - 20,4 м3).
Разметание щебня фракции 10 - 20 мм механическими щетками . Водитель поливомоечной машины механическими щетками разметает щебень. Рассыпанный щебень автощеткой наметают в пустоты. Металлическая щетка должна слегка касаться поверхности уплотненного слоя, чтобы происходило наметание щебня в пустоты, а затем от середины к краям. Д-1 и Д-2 жесткими метлами поправляют отдельные места.
Окончательное уплотнение основания после расклинивания . М-4, М-5 и М-6 уплотняют тяжелыми моторными катками за 3 - 4 прохода по одному следу мелкий щебень. Скорость при первых проходах катка 2 - 2,5 км/ч, при последних - до 5 км/ч. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием ряда на 20 - 30 см.
Контроль качества . Д-1 (бригадир) проверяет качество отделки поверхности основания и соответствие поперечных уклонов.
Карта трудового процесса | Устройство оснований из грунтов, укрепленных цементом | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . До начала работ земляное полотно должно быть тщательно спланировано по проектным отметкам и хорошо уплотнено при оптимальной влажности. Недопустима укладка слоя укрепленного грунта на переувлажненное земляное полотно.
2.2 . Земляное полотно, по которому проходило движение автомобилей, должно быть спрофилировано и подкатано.
2.3 . Для обеспечения высокой производительности труда должен быть разработан график работы цементовозов и автоцистерн.
2.4 . Объект должен быть обеспечен инвентарным передвижным складом для цемента и запасными емкостями для воды.
2.5 . Для удобства маневра машин устраиваются съезды с земляного полотна.
2.6 . Грунт, подлежащий укреплению, завозят из резервов скреперами, прицепными тележками и автомобилями на предварительно спланированное и укатанное земляное полотно или заготовляют на обочине, а затем перемещают автогрейдером на готовое земляное полотно.
2.7 . Размельчают и перемешивают грунт с цементом и водой дорожными фрезами ДС-18А, которые являются навесным оборудованием к трактору Т-130 МЗГП, снабженному ходоуменьшителем, позволяющим осуществить поступательное движение фрезы со скоростью 109 - 570 м/ч.
2.8 . Ширина обрабатываемой фрезой полосы составляет 2,5 м, толщина слоя в рыхлом виде - не более 20 см. Количество проходов и скорость движения фрезы зависит от вида укрепляемого грунта и выполняемой работы.
Степень размельчения грунта определяется полевой лабораторией. Размельчение считается достаточным, если количество комков крупнее 5 мм не превышает 25 % общей массы грунта.
2.9 . Для россыпи цемента используют распределитель ДС-9, являющийся прицепной машиной к гусеничному трактору Т-74С9 с ходоуменьшителем. Ширина распределителя цемента составляет 2,45 м. Бункер вместимостью 2,3 м загружают автоцементовозами, в случае необходимости можно также автомобилями-самосвалами.
2.10 . Перемешивание грунта с цементом производят фрезой за два-три прохода по одному следу. Для окончательного смешения грунта с цементом и водой недостающее до оптимальной влажности смеси количество воды разливают через специальную распределительную систему фрезы с одновременным перемешиванием за два-четыре прохода фрезы по одному следу.
2.11 . Окончательную планировку слоя смеси перед уплотнением дефектных мест производят вручную с исправлением.
2.12 . Уплотнять цементно-грунтовую смесь рекомендуется самоходными или прицепными катками на пневматических шинах. У прицепных катков тягач тоже должен быть на пневматических шинах. Укатку ведут от краев к оси дороги с перекрытием следов на 20 - 25 см. Заключительные 2 - 3 прохода рекомендуется выполнять катками с металлическими вальцами на малой скорости движения.
Уплотнение начинают не позднее 4 - 5 ч после внесения в грунт цемента и воды. При уплотнении необходимо систематически контролировать влажность и плотность цементно-грунтовой смеси.
Грунты | Толщина обрабатываемого слоя, см | Измельчение грунтов | Перемешивание | |||
скорость движения фрез, м/ч | количество проходов | скорость движения фрез, м/ч | Количество проходов | |||
грунт с цементом | грунт с цементом и водой | |||||
Песчаные, супесчаные, близкие к оптимальному составу (число пластичности 0 - 6) | 12 - 16 | 1 - 2 | 360 - 570 | 2 - 3 | 2 - 3 | |
Легкие суглинки (число пластичности 7 - 12) | 12 - 16 | 100 - 200 | 2 - 3 | 200 - 360 | 2 - 3 | 3 - 4 |
Тяжелые пылеватые суглинки (число пластичности 13 - 17) без и с добавками песка | 14 - 16 | 100 - 140 | 3 - 4 | 140 - 360 | 2 - 3 | 3 - 4 |
2.13 . На готовом участке цементно-грунтового слоя немедленно после окончания уплотнения устраивают защитную пленку из пленкообразующих материалов: помароля, лака этиноль и различных органических вяжущих. Пленкообразующие материалы распределяют по поверхности цементно-грунтового слоя специальными распылителями, а при их отсутствии - с помощью автогудронатора. Органические вяжущие материалы необходимо подогревать до рабочей температуры: Д-4 до 80 - 90 °С, СГ-25/40 и МГ-25/40 до 60 - 70 °С, СГ-15/25 до 50 - 60 °С. Битумные эмульсин разливают без подогрева.
При отсутствии пленкообразующего вещества цементно-грунтовый слой засыпают песком или мелкой супесью (без комков) слоем 5 - 6 см. В последующем этот защитный слой поливают водой 2 - 3 раза в сутки из расчета 4 - 5 л/м2 в течение 10 дней.
2.14 . Движение транспорта при укреплении оптимальных смесей и связных грунтов открывают не ранее чем через 7 суток, а при укреплении несвязных грунтов - не ранее 14 суток после окончания работы.
2.15 . Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III -40-78 (§ 5), Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог ( СН-25 -74) Госстроя СССР и полностью соблюдать правила техники безопасности и охраны труда рабочих в соответствии с СНиП III-4-80 и с Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Профилирование земляного полотна . М-1 профилирует земляное полотно автогрейдером за 4 круговых прохода.
Подкатка земляного полотна перед устройством основания . М-2 катком на пневматических шинах за 3 прохода по одному следу подкатывает земляное полотно.
Рис. 4 . Устройство оснований из грунтов, укрепленных цементом:
1 - автомобиль-самосвал; 2 - автогрейдер; 3 - фреза дорожная; 4 - цементораспределитель; 5 - каток на пневмошинах; 6 - автогудронатор
Перемешивание завезенного грунта с песком автогрейдером . М-1 разравнивает вывезенный грунт и профилирует его автогрейдером равномерным слоем за 4 прохода по одному следу. Толщина слоя грунта не должна быть более 20 см.
Размельчение грунта . Т-1, Т-2 и Т-3 производят размельчение грунта фрезами на первой или второй скорости. Размельчают суглинистые грунты за 3 - 4 прохода по одному следу с перекрытием следов на 20 - 30 см. Фрезы работают по всей ширине слоя, следуя друг за другом по смежным полосам на расстоянии не менее 10 м и разворачиваются в конце захватки для второго прохода.
Распределение цемента . Т-4 на размельченный грунт распределителем ДС-9 рассыпает цемент. Ширина распределения цемента составляет 2,45 м. Бункер вместимостью 2,3 м3 загружается из автоцементовозов или непосредственно из автомобилей-самосвалов (в случае необходимости). Норма распределения составляет 15 - 20 кг/м2. Регулирование скорости передвижения обеспечивает норму распределения.
Перемешивание грунта с цементом . Перемешивание грунта с цементом производится фрезами за 2 - 3 прохода по одному следу. Три фрезы двигаются по полевой полосе со скоростью 500 м/ч, затем переходят на середину и заканчивают перемешивание по правой стороне.
Увлажнение смеси с одновременным перемешиванием . Фрезы переходят снова на левую сторону и начинают увлажнение смеси с одновременным перемешиванием ее. Воду вводят первые две фрезы, а третья фреза, идущая вслед за ними только перемешивает смесь. После выполнения работ на первом участке фрезы переходят на второй участок.
Рис. 5 . Схема движения фрез Т-1, Т-2, Т-3 при перемешивании грунта с цементом
Разравнивание и планирование цементно-грунтовой смеси . М-1 окончательно разравнивает и планирует цементно-грунтовую смесь автогрейдером за 4 - 6 круговых проходов.
Окончательная планировка основания, контроль качества . Д-1 проверяет толщину цементно-грунтовой смеси, ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным. Д-1 и Д-2 исправляют отдельные места. Д-2 лопатой добавляет свежую смесь на впадинах, снимая излишки на возвышениях. Д-1 граблями разравнивает и исправляет дефектные места.
Уплотнение цементно-грунтовойсмеси. Уплотнение цементно-грунтовой смеси производится за 10 - 12 проходов по одному следу. Первые два прохода каток должен делать на первой скорости, последующие на второй и 2 - 3 последних прохода снова на первой скорости. Укатка ведется от краев к оси дороги с перекрытием следов на 25 - 30 см. На краях слоя следует сделать 2 - 3 дополнительных прохода катка. При уплотнении необходимо систематически контролировать влажность и плотность цементно-грунтовой смеси.
Устройство защитной пленки . Работы ведутся согласно п. 2.13.
Карта трудового процесса | Устройство однослойного основания (покрытия) из гравийных оптимальных смесей | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
2.2 . Гравийные основания (покрытия) следует устраивать в любое время года при полной готовности земляного полотна.
2.3 . Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора.
2.4 . Для улучшения укатки и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 - 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.
2.5 . Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.
2.6 . С целью создания прочной и плотной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 - 3 л/м2).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Прием гравийной смеси и ее распределение . Д-2 дает сигнал на подход самосвала, водитель сгружает гравийную смесь в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части. М-1 разравнивает гравийную смесь за 9 - 11 круговых проходов.
Подготовка основания к укатке . Д-1 и Д-2 выравнивают края основания и заполняют образовавшиеся пустоты на стыках полос гравием.
Подкатка и выявление дефектных мест с их исправлением . М-2 за 2 - 3 прохода по одному следу подкатывает гравий легким катком. Д-1 проверяет шаблоном поперечные уклоны, ровность покрытия и толщину уплотненного слоя. Д-2 исправляет дефектные места.
Укатка гравийной смеси . После исправления дефектных мест М-2 производит подкатку (3 - 6 проходов), а М-3 и М-4 укатывают основание (покрытие) за 10 - 25 проходов. Гравийную смесь укатывают, начиная от обочины, за 3 - 4 прохода по одному следу с последующим приближением катков к оси дороги, перекрывая предыдущие следы на 30 - 40 см и сокращением числа проходов по оси дороги до одного. При уплотнении тяжелыми катками скорость движения в начальные периоды укатки 1,5 - 2 км/ч, а в конце укатки проходы производятся при максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения материал увлажняется поливомоечной машиной.
Распределение гравийной мелочи навесными распределителями . Д-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи.
Распределение гравийной мелочи механическими щетками . Машинист автополивочной машины механическими щетками разметает гравийную мелочь. Д-1 и Д-2 жесткими щетками поправляют отдельные места.
Укатка основания (покрытия) тяжелыми катками . М-3 и М-4 за 3 - 4 прохода по одному следу при максимальной рабочей скорости движения катков производят укатку основания (покрытия) и подкатку обочин. При укатке гравий увлажняют.
Контроль качества . Д-1 проверяет качество готового однослойного основания (покрытия).
График 5
Карта трудового процесса | Устройство двухслойного основания (покрытия) из гравийных оптимальных смесей | Разработана ЦНОТ и УМ Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
2.2 . Устройство двухслойного гравийного основания (покрытия) должно производиться при наличии актов на скрытые работы и приемку основания.
2.3 . Для лучшего уплотнения и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 - 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.
2.4 . Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.
2.5 . Гравийные основания (покрытия) можно устраивать в любое время года при полной готовности земляного полотна и соблюдении правил производства работ.
2.6 . С целью создания плотной и прочной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 - 3 л/м2).
2.7 . Окончательное уплотнение происходит под действием проходящих автомобилей.
2.8 . В процессе уплотнения тяжелыми катками возможно появление на поверхности гравийного слоя волнистости («гребенки»). В этих случаях укатку следует приостановить, выяснить и устранить причины, вызвавшие образование «гребенки». Участок с появившейся «гребенкой» следует исправить автогрейдером и снова укатать катком.
2.9 . В начале смены машинист устанавливает самоходный распределитель щебня в рабочее положение и производит регулировку разравнивающего бруса и вибрирующих плит. Зазор между нижней плоскостью разравнивающего бруса и основания должен составить 1/3 толщины слоя щебня в плотном теле.
ПРИЕМЫ ТРУДА
Прием гравийной смеси и ее распределение . Дорожный рабочий (Д-2) дает сигнал на подход самосвала, доставляющего гравийную смесь. Д-2 наблюдает за тем, чтобы в бункер не попали посторонние предметы, которые могут вызвать поломку рабочих органов распределителя щебня, дает сигнал на отход самосвала, ведет учет поступающего гравия. Машинист М-1 рассыпает и уплотняет гравий.
Подготовка нижнего слоя основания (покрытия) к укатке . Дорожные рабочие (Д-2 и Д-3) выравнивают края основания и заполняют гравием образовавшиеся пустоты на стыках двух полос после распределителя гравийной смеси. Дорожный рабочий (Д-1) контролирует ровность основания, поперечные уклоны и толщину уплотненного слоя, исправляет дефектные места.
Укатка нижнего слоя основания (покрытия) . После исправления дефектных мест машинисты (М-2 и М-3) укатывают тяжелыми катками (за 10 - 25 проходов) основание. Гравийную смесь укатывают, начиная с обочины, с приближением к оси дороги, перекрывая предыдущие следы на 30 - 40 см. Скорость движения в начальные периоды укатки должна быть 1,5 - 2 км/ч, а в конце укатки проходы катков должны проводиться на максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения (2 - 3 прохода) материал увлажняют поливомоечной машиной.
График 6
Прием гравийной смеси для верхнего слоя и ее распределение . Работы выполняются аналогично п. 4.
Подготовка верхнего слоя в укатке . Работы выполняются аналогично п. 2.
Укатка верхнего слоя . Работы выполняются аналогично п. 3.
Распределение гравийной мелочи навесными распределителями . Дорожный рабочий (Д-2) регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи (5 - 10 мм) в количестве 1,5 - 2 м3 на 100 м2.
Распределение гравийной мелочи механическими щетками . Водитель поливомоечной машины механическими щетками разметает гравийный материал. Дорожные рабочие (Д-2 и Д-3) жесткими щетками поправляют отдельные места.
Окончательная укатка основания (покрытия) . Машинисты (М-3 и М-4) за 3 - 4 прохода по одному следу на максимальной рабочей скорости движения тяжелых катков производят укатку покрытия. При укатке гравий увлажняют.
Контроль качества . Дорожный рабочий (Д-1) проверяет качество гравийной оптимальной смеси и качество подготовки основания, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов проектным.
Карта трудового процесса | Устройство битумно-грунтовых покрытий методом смешения на дороге дорожными навесными фрезами | Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР |
ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА
2.1 . Битумно-грунтовые покрытия дорожными фрезами допускается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15 °С.
2.2 . Наилучшее перемешивание грунта с битумом фрезой Д-530 достигается при толщине слоя в плотном теле до 16 см.
2.3 . Укреплять органическими вяжущими рекомендуется грунты, близкие к крупнозернистым оптимальным смесям, содержащим не более 50 % частиц от 2 до 5 мм. Пригодны также пылеватые супеси и легкие суглинки с числом пластичности от 3 до 12; не пригодны жирные глины с числом пластичности более 27. Состав смеси и расход вяжущего определяется лабораторией перед началом работ.
2.4 . Влажность минеральных материалов обрабатываемой смеси должна быть в пределах 1 - 4 %. При большей влажности смесь необходимо просушить, перемешивая автогрейдером.
2.5 . В качестве вяжущих материалов применяются жидкие битумы и дегти в подогретом состоянии (МГ-25/40; МГ-40/70; МГ-70/130; СГ-25/40; СГ-40/70 СГ-70/130) или битумные эмульсии. Вяжущие вводят в грунт через распределительное устройство фрезы за один прием.
2.6 . Земляное полотно, на котором устраивают битумно-грунтовое покрытие (основание) должно иметь проектный профиль и быть уплотненным.
2.7 . Длину сменных захваток, в км, определяют по формуле:
где Ф - число фрез на участке работ;
t - продолжительность рабочей смены, ч;
К в - коэффициент использования фрез по времени в течение смены;
Р - общее число проходов фрезы, необходимое для выполнения данной операции (см. табл.);
v - рабочая скорость фрезы при выполнении данной операции.
Значение отношения Р/ v в зависимости от числа проходов и рабочей скорости фрезы
Передача | Рабочая скорость фрезы, км/ч | Общее число проходов | ||||||||||
0,109 | 27,5 | 36,7 | 45,9 | 73,4 | 82,6 | 91,7 | 137,6 | 146,7 | 183,4 | |||
0,173 | 17,3 | 23,1 | 28,9 | 34,7 | 46,2 | 57,8 | 69,4 | 86,7 | 92,4 | 115,6 | ||
0,207 | 14,5 | 19,3 | 24,2 | 38,6 | 43,5 | 48,3 | 72,5 | 77,3 | 96,6 | |||
0,3 | 13,3 | 16,7 | 26,7 | 33,3 | 53,3 | 67,7 | ||||||
0,36 | 8,3 | 11,1 | 13,9 | 16,7 | 22,2 | 27,8 | 33,3 | 41,7 | 44,4 | 55,6 |
2.8 . Окончательное число проходов по одному месту и оптимальная скорость устанавливается на месте работ после пробных проходов фрезы.
2.9 . Степень размельчения грунта определяется полевым лабораторным настом. Размельчение считается достаточным, если количество комков крупнее 5 мм не превышает 25 % общей массы грунта.
2.10 . При устройстве покрытий (оснований) способом смешения на дороге устройство поверхностной обработки является обязательным. Ее устройство в настоящую карту не включено.
2.11 . Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III -Д.40-80, Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог ( СН-25 -74) Госстроя СССР, полностью соблюдая правила техники безопасности и охраны труда рабочих в соответствии с СНиП III -40-78, и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).
ПРИЕМЫ ТРУДА
Разравнивание и профилирование грунта . М-1 разравнивает вывезенный грунт и профилирует его автогрейдером равномерным слоем за 2 - 3 прохода по одному следу. Толщина слоя грунта не должна превышать 20 см.
Размельчение грунта . Т-1, Т-2, Т-3 производят размельчение грунта фрезами на первой или второй скорости. Фрезы размельчают легкие супесчаные грунты за 1 - 2 прохода фрезы по одному следу, тяжелые суглинистые грунты за 3 - 4 прохода с перекрытием следов на 20 - 30 см. Фрезы работают по всей ширине слоя, следуя друг за другом по смежным полосам на расстоянии не менее 10 м и разворачиваются в конце захватки для второго прохода.
Перемешивание грунта с битумом . Т-1, Т-2, Т-3 перемешивают грунт с битумом или эмульсией за 1 - 2 прохода по одному месту на 1 - 2 скорости с перекрытием следов на 20 - 30 см. Битумовоз перемещается впереди фрезы, вяжущие вводятся в грунт через распределительное устройство фрезы за один прием. Одновременно с распределением вяжущие пере