Модель оптимальной утилизации в России
Обобщая все приведённые выше выводы, как из теоретической части, так и из аналитической части, можно построить оптимальную модель утилизации в России, в которой будут рассматриваться классические агенты, такие как домохозяйства, фирмы и государство.
Автору работы видится следующая концепция решения проблемы утилизации ТБО в Российской Федерации: домохозяйства, хотя бы 50 % из них, разделяют мусор на опасный и безопасный, органический и неорганический (более глубокое внедрение системы раздельного сбора предполагает деление неорганической неопасной части ТБО на пластик, стекло, металл, макулатуру). Отобранные фракции они в небольших количествах накапливают у себя в квартирах или на лестничных площадках, а затем, выходя из подъезда складывают определённую фракцию в предназначенный для неё контейнер, которые вывозятся около раза в неделю, в зависимости от наполнения, каждая фракция в определённый день. Органическая часть может складироваться через мусоропроводы. В случае обнаружения работниками по вывозу мусора попадания других предметов неорганической природы в мусоропровод, будет выписываться штраф, который налагается на домоуправление, которое, в свою очередь, собирает деньги на уплату с жильцов. Причём данная система должна быть прозрачной, чтобы люди могли видеть и понимать, за что они платят штраф. Далее собранные фракции отвозятся на специальные мусороперегрузочные станции, где их делят при необходимости, а затем пакуют и в крупнометражном транспорте отвозят на заводы по переработке. Опасные фракции, в том числе бытовую технику, люди относят на специальные пункты приёма, которые максимально извлекают полезные части, такие как цветные металлы, запчасти и другие. После обработки всё, что не подлежит переработке отвозят на оборудованный полигон. Что касается органической части, то её отвозят на заводы по переработке, делая из неё удобрения или топливо.
Частный сектор в такой модели предоставляет услуги по сбору и вывозу мусора, согласовано с муниципальными и региональными властями, здесь также может быть применён метод, который пытаются использовать при разработке региональных программ по обращению с отходами - выбор одного регионального оператора на конкурсной основе. Также частный сектор представлен в лице перерабатывающих заводов, которые заинтересованы в привлечении большего количества мусора и заключают договора с фирмами торгового сектора, которые будут также собирать наиболее ценное вторсырьё путём стимулирования населения скидками и различными бонусами - часть прибылей перерабатывающих заводов. При элементарном делении мусора на опасный и не опасный, могут быть использованы технологии, описанные в аналитической части.
Что касается России, то для её разных регионов подходят различные технологии, например, для южных, где развито сельское хозяйство, лучше применять биологические технологии с хорошей очисткой. Для северных же выгодней термические технологии, поскольку они позволяют вырабатывать тепло и электричество из отходов, что крайне необходимо в условиях вечной мерзлоты и длительной зимы.
При элементарном разделении мусора населением сразу возникнет очень действенный эффект: уменьшится количество полигонов, а заводы по сжиганию станут не нужны, но для того, чтобы реализовать эту модель требуется третий агент в лице государства, обладающий силой и властью как во всей стране, так и на местах.
На федеральном уровне должен быть принят ряд постановлений и поправок в законах, направленных на развитие бизнеса в отрасли утилизации, а также стимулировать население к разделению мусора, иными словами, должна быть разработана целая политика, направленная на решение этой проблемы, включающая в себя:
1) Субсидирование и развитие предпринимательства в области утилизации, например, упрощённая система получения лицензии на работу с отходами, освобождение на время от налогов, выделение субсидий и дешёвых кредитов и так далее;
2) Наложение на региональные и муниципальные власти определённых обязанностей по содействию перерабатывающим заводам и компаниям по сбору и вывозу мусора путём развития соответствующей инфраструктуры;
3) Активная работа с населением, включающая агитацию людей через СМИ, создание модной тенденции разделять мусор, разработку системы штрафов за неправильное разделение мусора и поощрений за более глубокое разделение, постепенное внедрение этих мер.
Региональные программы по решению проблем обращения с отходами, которые уже начали появляться, также необходимы. Однако они должны учитывать возможности и перспективы переработки мусора, также дополнительные производственные мощности по переработке ТБО в соседних регионах - возможность получить доход от продажи вторсырья другим регионам.
Здесь представлено примерное решение проблемы, успешность которого зависит от уровня общественного сознания и готовности людей к совместной работе, в первую очередь, друг с другом.