Будущее Нейронета создается сегодня

5.1. На технологическом поле, в котором создаются технологии-предшественники Нейронета, уже сегодня активно идет игра. Уже активно создаются и стремительно становятся частью нашей техносреды массовые дешевые нейроинтерфейсы, mind-машины, браслеты для биомониторинга, 3D- и фарма-принтеры, системы семантического перевода и новые типы искусственных интеллектов, социальные симуляторы, модели нейромаркетинга, виртуальная и дополненная реальность, роботы - антропоморфные и нет, беспилотные летающие и наземные дроны, модели живых систем и мозга. Можно предположить, что появление первой полноценной сборки технологий Нейронета – вопрос ближайших 15 лет. Логика этой сборки на наших глазах создается и задается несколькими группами игроков.

5.2. Первая группа игроков – корпорации работающие в области спорта, медицины и сферы развлечений. Для большинства из них приоритетом является удержание позиций в конкурентной борьбе, а не развитие человеческого сознания.В корпоративной среде растет понимание ценности инвестиций в человеческий капитал, возникает представление о лидерстве на основе ценностей и применяются сверхсовременные развивающие образовательные практики, однако очевидно, что смыслы и цель существования этих корпоративных организмов определяются рыночными принципами. Поэтому в ситуациях, когда владельцы и менеджмент корпораций выбирают между совокупными общественными интересами и собственным развитием, выбор почти всегда делается в пользу последнего – и история знает массу примеров, когда корпорации блокировали развертывание эффективных и широко востребованных людьми технологий только потому, что видели в этом угрозу собственному положению на рынке.

5.3. Вторая группа игроков – государственные структуры разного типа, среди которых институты внутреннего управления и внешней политики, а также военно-промышленный комплекс. Для большинства из них приоритетом является внутренняя и внешняя безопасность, и они так же не заинтересованы в эволюции массового коллективного сознания. Реализуемые этими игроками управленческие стратегии в первую очередь направлены на так или иначе понимаемое "обеспечение порядка", что привело за последние 50 лет к многократному возрастанию в развитых странах манипуляции и контроля над гражданами. Баланс сил, предохраняющий государства от скатывания в тоталитарный режим, ныне достигается только тонким взаимодействием разных ветвей власти, работой средств массовой информации и активным участием граждан в общественном контроле над государственными регуляторами. Военно-промышленный комплекс, как еще один игрок в разработке технологий-предшественников Нейронета, заинтересован в первую очередь в задаче максимально эффективного уничтожения или нейтрализации человеческих существ из лагеря противника. Таким образом, индивидуальное психическое развитие человека или эволюция человечества вроде бы не входят в список приоритетов игроков этой группы.

5.4. Мы полагаем, тем не менее, что разумные государства и передовые корпорации могут стать партнерами в деле развития человека.История учит нас, что свободная творческая личность, имеющая максимальный потенциал для самореализации, может принести обществу и стране гораздо больше пользы, чем безвольный тупой раб. Именно поэтому все страны мира отвергли рабство и ведут борьбу с несправедливыми условиями труда, именно поэтому все большему числу уязвимых социальных групп предоставляются равные возможности. Уже сегодня главным условием лидерства государств и корпораций становится забота о человеческом потенциале (узко понимаемом как «человеческий капитал»), партнерство между организацией и личностью, формирование благоприятной среды для жизни и саморазвития. Включение корпораций и государств в эволюционный тренд, направленный на развитие человека, является обязательным для обеспечения их долгосрочной выживаемости и приоритетного развития в ситуации психоэволюционного перехода.

5.5. Некоторые из игроков уже выбрали «сторону эволюции», включая некоторые лидирующие ИКТ-компании, передовые государственные и частные образовательные институты. В частности, образование все больше фокусируется на гармоничном индивидуальном развитии, на развитии команд и кооперативности, на формировании навыков самообучения и саморегуляции. Появление Нейронета даст новому образованию эффективный инструмент, который позволит еще лучше реализовывать свои цели. Аналогичным образом, ИКТ-компании, хотя они часто и не ставят перед собой в явном виде задачи развития человека, предоставляют все больше инструментов, освобождающих человека от рутинности, расширяющих возможности творческой самореализации и саморазвития.

5.6. Существуют и другие, во многом менее организованные группы игроков, в фокусе работы которых находится «развитие человека» -педагоги, психологи, художники и т.д. Они в своей работе часто игнорируют возможности, создаваемые процессом технологического развития, не только лишаясь их, но и выходя из игры за принципы Нейронета. Бездействие или консервативное сопротивление тех, кто играет «за человека» - образования, психотерапии, искусства, духовных практик или новых психопрактик, - в отношении новых технологий повышает вероятность того, что задачи развития человеческого сознания не будут в достаточной степени учтены в архитектуре Нейронета. Проектирование коммуникационной среды будущего – это тот пробный камень, который выявит намерения всех участников этого процесса.

Наши рекомендации