Оценка эффективности инноваций.

С целью анализа эффективности иннов.деят-ти является изучение ее механизма и определение отдачи ложных инвестиций. Объектами анализа ее оценки могут выступать как иннов. деят-ть в целом так и отдельные проекты. К критериям принятия управленческих решений яв-ся экон.эффективность. Эффект от реализации проекта и относит. Эффект-ть проета определяется след. характеристиками:

- чистый дискотированный доход;

-индексы доходности;

-срококупаемости;
-внутренняя норма доходности;

28. Анализ спроса на научно-техническую продукцию.

Направления анализа спроса на нововведение:

-анализ потребности в выпускаемом и (или) реализуемом новшестве или новой услуге;

-анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов;

-анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия;

-определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с учётом решения первых трёх задач, а также производственных возможностей фирмы.

Особенности анализа спроса на инновации

Особенности развития нововведений и различие их видов во многом предопределяет специфику анализа спроса на них в каждом конкретном случае.

Прежде всего, необходимо уточнить к каким нововведениям - базисным или усовершенствованным относится продукция, спрос на которую подлежит изучению. Такую идентификацию можно осуществить двумя способами: во-первых, с помощью построения кривых жизненных циклов продукции на основе данных об объемах длительности ее и предложения или сбыта на рынке. Если цикличная волна укладывается в более высокую и срок жизни продукции невелик относительно "большой" волны, речь идет об эволюционных или частичных нововведениях.

В результате такого анализа новую продукцию можно сгруппировать в три группы: первая, которая ранее не существовала (например, лазерные диски); вторая, которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу или конструкционному решению (например, электрочайник с элементом питания, вмонтированным в подставку); третья, получившая только новое оформление (например, зубная паста в аэрозоли).

Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь (например, станки, товары для населения) или не иметь натурально-вещественную форму (ноу-хау, патенты, лицензии), различаться по назначению (для целей производства или конечного потребления), видам продукции и т.д.

Закон спроса

Спрос отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных цене в течение определенного времени на конкретном рынке.

Основные направления анализа спроса:

-объем спроса;

-наличие потенциальных покупателей;

-потребность в товаре;

-возможность приобретения товара;

-цена предлагаемой продукции;

-время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;

-направления, рынки, сбыта продукции.

29. Значение и задачи анализа спроса на инновации. Особенности развития нововведений и различие их видов во многом предопределяет специфику анализа спроса на них в каждом конкретном случае. Инновац. продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь натур. пищев. форму или не иметь ее вовсе. Различ-ся видом, назначением. Основные направления: объем спроса, наличие потенц-х покупателей, возможность приобрет. товара, цена предлаг.продукции, время реализ-ии продукта на рынке, направл-е сбыта. В основе закона спроса лежит:

-психология покупателя(закл-ся в том, что больше объема конкр. товара покуп. по более низким ценам)

- потребл-е единицы конкрет.товара приносят все меньш. удовлетв-ть)

-связь с эффект. Дохода

30.Факторы спроса на новую продукцию.Для управл. спросом предприятию, произв.нов.продук. необходимо знать факторы, воздейств. на величину и характер спроса, и назыв. детермин-ми спроса. Все факторы спроса на новую продукцию м/о раздел.на внутр. (относящ-ся к деятельн. предприятия объекта анализа) и внешний (связанный с функц. внешней среды).

Внутренние факторы.

1) соответствие отрасл.стандартам

2) соответствие тенденции моды

3) высокое кач-во новой продукции (безотказность работы нов. техники,отсутств.деффектов)

4) обеспеч. гарантии и сервисн. обслуж. нов. продук.

5)величина расходов на научное исследование

6) техническ. уровень предприят.изготовителя

7) скорость освоения нововвед.

8) транснацион. уровень отрасли

9) цена может яв-ся барьером для проникнов. на рынок новых фирм

10) авторитет покупателя

11) сегмент рынка(выбор рыноч. сегмента способст.целенапр.формиров. спроса)

12) коммуникация(фирмы, производ. нов. прод. м/т характ-ся открытостью или закрыт-ю контактов. в первом случ.,еще до вывед-я нов. прод. на рынок, они знакомят с ней потребителя, формируя спрос. Во втором случ. при отсутств. информ.о нов. товаре, его появл-е на рынке м/т быть встречано потребит. осторожно)

13) затраты на рекламу

14) уровень профессион. подгот. кадров.

Внешние детерминанты.

1) состояние экономики:

- общ. эконом. состояние госуд-ва

- уровень инфляций

- технич. база предпр., её обновление

2) полит.обстановка (данная ситуация яв-ся стимулом для военно-техн. продук.)

3) правовая база (важ.знач. имеет для стимул-я разработок предлож. и спроса на инновац. прод.)

4) эколог. обстановка (неблаг. экол. обстановка в регионе яв-ся стимулом спроса на нов. прод.)

5)технич. прогресс (с его ускор. происх. быстрое моральн. устарение больш. числа видов продукции)

6) соотнош-е на рынке старой и новой продукции(спрос на рынке на стар. прод. со врем. затухает и вызыв. спрос наее нов. виды)

7) повышение эффект. работы потребителя

8) действит-ть рекламы

9) доходы потребителя

10) неопред-ть научно-технич. продукции.

33. Методы анализа спроса.Анализ спроса на нововведения по времени может быть предварительным, текущим и последующим относительно периода, когда продукция считается новой. Предварительный анализ спроса на новую научно-техническую продукцию один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции. Проведение предварительного анализа осуществляется на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, если продукция находится в стадии подготовки опытного образца, запуска в производство, а иногда на этапе выведения ее на рынок. Если информация о продукции уже имеется у потребителя, и начато ее производство, то для изучения спроса могут быть использованы данные журналов учета спроса или заказов на новую продукцию В анализе спроса на новую продукцию могут применяться различные методы. Один из них – анализ чувствительности спроса. Он позволяет определить изменение величины спроса в зависимости от изменения какого-либо из его факторов. С этой целью рассчитывают коэффициент эластичности спроса (Е), показывающий, на сколько изменится спрос при однопроцентном изменении какого-либо его фактора (9.7):

Оценка эффективности инноваций. - student2.ru

Оценка эффективности инноваций. - student2.ru – средние значения соответственно спроса (натуральных единиц) и влияющего на него фактора (натуральных единиц);

Оценка эффективности инноваций. - student2.ru – изменения соответственно величины спроса и влияющего на него факторного признака в отчетном периоде по сравнению с базисным.Данная формула позволяет определить эластичность спроса по способу дуговой эластичности. Если коэффициент ценовой эластичности спроса равен нулю, спрос абсолютно неэластичен. Иначе говоря при любом изменении цены спрос остается постоянным. Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы свидетельствует об относительно неэластичном спросе. При Е = 1 говорит о единичной эластичности спроса. Это случается, когда процентное изменение спроса равно процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос относительно эластичен.При коэффициенте эластичности спроса по цене, стремящийся к бесконечности, спрос считается абсолютно эластичным. Это происходит в том случае, когда при неизменной цене спрос неограниченно растет, что является следствием действия неценовых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, экологической обстановки и др.Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объем реализации его продукции и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.

34.Международная инновационная деятельность

В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий. Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. Если в начале 90-х годов годовой объем мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального содержания. По размаху научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие главные инновационные технологические направления начала XXI-го века:

· информационные и телекоммуникационные технологии

· медицина и здравоохранение,

· защита окружающей среды.

Именно эти направления разработки и реализации новейших технологий имеют самые высокие рейтинги в оценках мультипликативного эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности, именно они опираются на высокий уровень потребительского спроса и государственной поддержки, а также обеспечены в настоящее время прикладными и фундаментальными исследованиями. Особое внимание остается за информатикой как технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и отличающаяся наивысшим мультипликативным эффектом. Формирование здравоохранения как одного из наиболее перспективных инновационных контуров обеспечивается долгосрочным действием целого ряда факторов: демографических, экономических, политических. Повышение требований к защите окружающей среды привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению. Наибольшим научно-техническим и технологическим потенциалом в мире в настоящее время располагают три центра - США, Япония и Европейский союз. Из 50 самых передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий.

35.Типы стратегий инновационного развития

Инновационная стратегия – это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения системы отбора и реализации нововведений, как в технологическом смысле, так и в управлении технологическим развитием в соответствии с общественной ориентацией развития. Опыт стран с развитой рыночной экономикой и развивающихся стран позволяет выделить основные типы стратегий инновационного развития национальных экономик.

Стратегия «наращивания», которой придерживаются страны с высоко развитой рыночной экономикой, прежде всего, США, Великобритания, Германия, Франция. Стратегия состоит в следующем: используя собственный научно-технический потенциал, привлекая зарубежных ученых, интегрируя фундаментальную науку университетов и прикладные разработки частных фирм идет непрерывное создание новых технологий, которые реализуются в производстве и в социальной сфере, то есть происходит постоянное наращивание инновационного потенциала.

Стратегия «переноса» заключается в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и перенесении нововведений в собственную экономику. Эта стратегия была использована, например, Японией в послевоенный период, и заключается в покупке патентов на новые технологии с последующим созданием и развитием собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечившего в последующем весь инновационный цикл.

Стратегия «заимствования» - заключается в том, что, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивается выпуск продукции, производившейся ранее в развитых странах с последующим наращиванием собственного инженерно-технического сопровождения производства и возрождением научно-технического потенциала, способного производить собственные НИОКР. Сочетание государственной и рыночной форм экономики дает возможность активизировать инновационную деятельность. В качестве примеров реализации подобной стратегии можно привести Китай, страны Юго-Восточной Азии.

36. Формы международной торговли результатами инновационной деятельности.

В современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства. Часто экспорт технологий становится одним из наиболее значительных источников получения валютных средств.
Международная торговля лицензиями является основной формой научно - технического обмена между странами. Анализ мировой практики обмена научно - техническими достижениями, изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами и товарными знаками между странами свидетельствует о том, что в основе возникновения и развития современной международной торговли лицензиями лежат объективные экономические факторы.
В международной и отечественной практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо – лицензиар – владелец исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак или другие научно – технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, - разрешает другого лицу – лицензиату – за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности.
Предметами лицензии являются:
1.запатентованные изобретения;
2. промышленные образцы;
3. товарные знаки;
4. ноу-хау.
Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному техническому новшеству - прототипом. Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов - документов, удостоверяющих государственное признание технического решения изобретением и закрепляющих за лицом, которому они выданы(патентообладателем), исключительное право на это изобретение. Промышленным образцом признается новое художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленных образцов устанавливается монополия на форму продуктов труда. На них также выдаются патенты. К Ноу-хау относятся непатентованные научно - технические достижения и производственный опыт конфиденциального характера. Ноу-хау не пользуются правовой охраной, поэтому лучший способ их защиты - коммерческая тайна. В международной практике более 80% торговли лицензиями – это торговля ноу-хау.

Наши рекомендации