Выбор самоходного стрелового крана.
Для монтажа конструкций малоэтажной застройки (гражданских и промышленных зданий) предпочтение следует отдавать самоходным стреловым кранам, обладающим высокой маневренностью, не требующих больших дополнительных затрат на монтаж, демонтаж и устройство подкрановых путей. На выбор самоходных стреловых кранов большое влияние оказывают габаритные размеры монтируемой конструкции, их вес, требуемая высота подъёма элементов и принятый метод организации монтажных работ: раздельный, комплексный или смешанный.
Грузоподъемность Q определяется по формуле:
, т
где Qэ – масса элемента, т;
Qс – масса строповочной оснастки, т.
Требуемая высота подъема крюка Нкр определяется по формуле:
, м
где h0 – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки монтажного крана, м;
hз – запас по высоте (в соответствии с требованиями по технике безопасности должен быть не менее 0,5 м);
hэ – высота(толщина) элемента в монтажном положении, м;
hс – высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до низа крюка крана, м.
При определении требуемого вылета стрелы самоходного крана необходимо предусмотреть возможное столкновение стрелы крана с поднимаемой конструкцией или с ранее установленными конструкциями, при этом возникают разные ситуации. Рассмотрим некоторые:
1) Самый простой случай это тот, когда монтажному крану ничего не мешает приблизиться к месту монтажа на минимальное расстояние, конструкция устанавливается на отдельно стоящую опору или на край возводимого здания, а размеры устанавливаемой конструкции вдоль оси стрелы незначительны (рисунок 1.4).
В этом случае вылет требуемой стрелы нужно принять не менее минимального вылета стрелы монтажного крана, чтобы место опоры, устанавливаемой конструкции не попало в «мертвую» зону крана.
2) Второй случай возникает тогда, когда размеры устанавливаемой конструкции вдоль оси стрелы вызывают опасность их столкновения со стрелой крана, т.е., монтажному крану ничего не мешает приблизиться к месту монтажа на минимальное расстояние, конструкция устанавливается на отдельно стоящую опору или на край возводимого здания, но размеры устанавливаемой конструкции вдоль оси стрелы значительны. В этом случае нужно принять меры, чтобы зазор между стрелой крана и поднимаемой конструкцией был не менее 1 м (рисунок 1.5).
Требуемый вылет стрелы определяется по формуле:
где hш – высота шарнира;
hп – высота полиспаста;
d – половина длины конструкции;
a – расстояние от пяты стрелы до оси вращения поворотной части крана.
3) Третий случай возникает тогда, когда появляется опасность столкновения ранее смонтированных конструкций со стрелой крана.
В этом случае также нужно принять меры, чтобы зазор между стрелой крана и ранее смонтированными конструкциями был не менее 1м (рисунок 1.6).
Требуемый вылет стрелы определяется по формуле:
где hш – высота шарнира;
hп – высота полиспаста;
d – расстояние от вертикали, проходящей через центр тяжести крюка, до края возводимого здания;
a – расстояние от пяты стрелы до оси вращения поворотной части крана.
Крепление стрелы к поворотной части монтажного крана (шарнир стрелы), в зависимости от конструкции крана может располагаться либо справа, либо слева от оси вращения, поэтому расстояние от оси вращения до шарнира стрелы в формуле может быть со знаком (+) или (-): ± а (рисунок 1.7).
Рисунок 1.4. Случай 1
Рисунок 1.5. Случай 2
Рисунок 1.6. Случай 3
Рисунок 1.7. Крепление стрелы к поворотной части монтажного крана ± а
Вылет стрелы - величина переменная, он уменьшается, когда кран стрелу поднимает и увеличивается, когда стрела крана опускается.
Грузоподъемность и высота подъема крюка, как правило, зависят от изменения вылета стрелы крана.
При увеличении вылета стрелы, грузоподъемность и высота подъема крюка уменьшаются.
Грузовысотные характеристики монтажных кранов, в которых отражена зависимость основных параметров крана от изменения вылета стрелы, приводятся в справочной литературе в табличной или графической форме (рисунок 1.8, 1.9, 1.10). Грузовысотные характеристики башенных кранов приведены в таблице 1.19.
Таблица 1.19.
Технические характеристики башенных кранов.
КБ-100.0 (КБ-100.1)
L, м | |||||||||||
Q, т | |||||||||||
H, м | 32,7 | 32,4 | 27,7 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.5 м, Р= 34 кВт
Примечание: отличие КБ-100.0 от КБ-100.1 в том, что у последнего сплошная трубчатая башня.
КБ-100.0М
L, м | |||||||||||
Q, т | |||||||||||
H, м | 41,8 | 41,5 | 40,7 | 39,7 | 38,6 | 37,2 | 35,3 | 30,5 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.5 м, Р=34 кВт
КБ-100.3 (при 2-х кратной запасовке канатов)
L, м | 12,5 | |||||||||||||
Q, т | 4,9 | 4,6 | 4,3 | 4,2 | 3,8 | |||||||||
H, м | 47,8 | 47,2 | 46,6 | 45,2 | 44,2 | 43,2 | 42,2 | 40,9 | 39,2 | 37,8 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.6 м, Р= 45 кВт
КБ-100.3 (при 4-х кратной запасовке канатов)
L, м | 12,5 | |||||||||||||
Q, т | 7,7 | 7,2 | 6,7 | 6,4 | 5,7 | 5,3 | 4,8 | 4,5 | 4,3 | 4,2 | ||||
H, м | 47,8 | 47,2 | 46,6 | 45,2 | 44,2 | 43,2 | 42,2 | 40,9 | 39,2 | 37,8 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.6 м, Р= 45 кВт
КБ-306 (при 2-х кратной запасовке канатов)
L, м | 12,5 | |||||||||||||
Q, т | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,2 | 4,1 | |||||||||
H, м | 47,9 | 47,4 | 46,8 | 46,3 | 45,6 | 44,8 | 43,9 | 42,9 | 41,8 | 40,5 | 39,0 | 37,2 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.5 м, Р= 50 кВт
КБ-306 (при 4-х кратной запасовке канатов)
L, м | 12,5 | |||||||||||||
Q, т | 7,5 | 6,5 | 6,1 | 5,7 | 5,4 | 4,9 | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,2 | ||||
H, м | 47,9 | 47,4 | 46,8 | 46,3 | 45,6 | 44,8 | 43,9 | 42,9 | 41,8 | 40,5 | 39,0 | 37,2 |
К=4.5 м, В=4.5 м, R=3.5 м, Р= 50 кВт
МСК-5-30
L, м | |||||||||||||
Q, т | |||||||||||||
H, м | 54,8 | 54,6 | 53,4 | 52,8 | 51,8 | 50,7 | 49,3 | 43,5 |
К=6.5 м, В=7.0 м, R=4.5 м, Р= 45 кВт
Q – грузоподъемность, L – вылет стрелы, Н – высота подъема крюка, К – колея, В – база, R – радиус заднего габарита, Р – установленная мощность
Рисунок 1.8. Грузовысотные характеристики крана КС-35715.
Рисунок 1.9. Грузовысотные характеристики крана КС-45721.
Рисунок 1.10. Грузовысотные характеристики крана РДК-25
Рисунок 1.11. Расчет и обозначение подкрановых путей:
а – определение крайних стоянок из условия максимального рабочего вылета стрелы; б – определение крайних стоянок из условия минимального вылета стрелы; в – определение крайних стоянок из условия необходимого вылета стрелы; г – определение крайних стоянок крана; д – определение минимальной длины подкрановых путей; е – привязка подкрановых путей; 1 – крайние стоянки крана; 2 – привязка крайней стоянки к оси здания; 3 - контрольный груз; 4 – конец рельса; 5 – место установки тупика; 6 – база крана.
Привязка монтажного механизма (крана) к зданию для выполнения строительно-монтажных работ.
В проекте производства работ (технологических картах) должны быть выполнены схемы установки и привязки кранов к возводимому сооружению. Схемы производства работ выполняются в масштабах 1:200 или 1:500 отдельно для подземной и надземной частей здания или сооружения. На план подземной и надземной частей здания наносится сетка основных осей и производится привязка самого тяжелого, самого дальнего и ближнего элементов к вылету стрелы. Рельсовые пути кранов привязываются к осям здания с учетом максимально выступающих частей здания.
При продольной привязке подкрановых путей башенных кранов для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке (рисунок 1.11):
- из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану, - раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана;
- из середины внутреннего контура здания – раствором циркуля, соответствующим максимальному вылету стрелы крана;
- из центра тяжести наиболее тяжелых элементов – раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана.
Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении и показывают расположение самых тяжелых элементов.
По найденным крайним стоянкам крана определяют длину подкрановых путей:
Lп.п.=lкр+Hкр+2lторм+2lтуп,
или приближенно
Lп.п≥ lкр+Hкр+4,
где Lп.п – длина подкрановых путей, м; lкр – расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по чертежу, м; Hкр – база крана, определяемая по справочнику, м; lторм – величина тормозного пути крана, принимаемая не менее 1,5 м; lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5 м.
Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25 м. Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет 2 звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию:
Lп.п=6,25nзв≥25 м,
Где 6,25 – длина одного полузвена подкрановых путей, м; nзв – количество полузвеньев.
В случае необходимости установки крана на одном звене, т.е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции, с закреплением крана с подкрановыми путями.