Конструкция деревянного мостового полотна балочного металлического моста.
Железнодорожный путь на временных и капитальных металлических мостах укладывается, как правило, на деревянных поперечинах - мостовых брусьях.
Стандартный мостовой брус имеет размеры:
а) при расстоянии между балками до двух метров - 20x24x320 и 20x24x420 см;
б) при расстоянии между балками от 2,1 до 2,2 метров - 22x24x320 и 22x26x420 см.
Допускается применение мостовых брусьев на основании расчета и других размеров, а также из бревен, опиленных на два канта и шпалах (рисунок 1, а, б).
Укладка поперечин производится перпендикулярно оси пути с устройством в них врубок 3-5 см. Укладка производится по эпюре, где в зависимости от применяемого пролетного строения (его строительной высоты)
указывается глубина врубин и расстояние между брусьями.
Не реже, чем через одну поперечину они прикрепляются к металлическим поясам ферм лапчатыми болтами диаметром 26 мм, а к деревянным прогонам - болтами диаметром 19 мм.
Для предотвращения угона мостового полотна на малых мостах укладывается противоугонный брус 15x20 см, а на мостах свыше 25 м противоугонный уголок. Их укладывают с обеих сторон на расстоянии 250-400 мм от наружной грани путевых рельсов; В местах пересечения их с
мостовыми поперечинами в брусьях делают врубки 2 см. .Такие противоугонные брусья скрепляются болтами диаметром не менее 12 мм или корабельными гвоздями с каждой второй поперечиной, а также с поперечинами в конце продольных балок и пролетных строений. Такое крепление применяется и при стыках бруса между собой при его удлинении, устраиваемом в полдерева над поперечиной (рисунок 1, в). Противоугонные уголки крепятся шурупами или костылями.
Болты, скрепляющие противоугонные брусья с поперечинами, должны быть ниже головки путевых рельсов не менее чем на 5 см, поэтому, при необходимости, под головки болтов в брусьях делают врубки.
При укладке мостового полотна на металлических балках или поясах ферм для препятствия смещению вдоль моста в целом применяют, противоугонные уголковые коротыши (рисунок 1, г).
На мостах длиной 25 м, кроме того, устанавливается контруголок, предназначенный для задержания подвижного состава при сходе на мосту, который прикрепляется к мостовому брусу костылями.
На больших и внеклассных мостах в тех же целях укладывается контррельс на один тип легче, чем путевые рельсы. Контруголки и контррельсы выводятся на заднюю грань устоя или закладной щит и сводятся челноком с устройством деревянного башмака.
На всех однопутных больших мостах, а также однопутных средних и мостах на станциях или вблизи их устраиваются боковые тротуары с одной или с двух сторон. Боковые тротуары ограничиваются деревянными или металлическими перилами. Настил состоит из 4 досок 5x80 мм. В целях противопожарной безопасности на мостах с деревянными пролетными строениями между контррельсами или специальными брусками укладывают металлический мост и засыпают песком или щебнем.
Мостовое полотно на деревянных поперечинах имеет ряд существенных недостатков:
- требуется большое количество леса;
- значительный расход рабочей силы и времени на прирубки, укладку поперечин и противоугонного бруса;
- увеличивается вес пролетного строения;
- возгораемость.
а - тротуар на консолях из досок на ребро; тротуар на металлической консоли; в - стык противоугонного бруса; г - прикрепление поперечины к противоугонному уголковому коротышу; 1 - доски настила; 2 - брус 120x120 мм или доска на ребро; 3 - продольный уголок 80x80x10 мм; 4 - поперечина; 5 - перильное заполнение; б - поручень; 7 - перильная стойка; 8 - противоугонный брус; 9 - стяжной болт.
12.Конструкция железобетонного ездового полотна балочного металлического моста.
Более долговечной и надежной является несущая конструкция ездового полотна, выполненная из железобетона. Железобетонная плита проезжей части при надлежащем эксплуатационном надзоре имеет срок службы, сопоставимый со сроком службы металлических конструкций. Какого-либо особого ремонта при эксплуатации моста железобетонная плита не требует. Ремонту подлежит только гидроизоляция.
Одежда ездового полотна на железобетонной плите проезжей части принимается многослойной, так же как и на железобетонных мостах. Таким образом, для транспортных средств при движении по мосту и на подходах к нему создаются одинаковые условия. Железобетонная плита в сравнении с деревянной конструкцией ездового полотна способна перекрыть гораздо большие расстояния между главными несущими элементами, что позволяет уменьшить их число.
Существенным недостатком железобетонной несущей конструкции ездового полотна является ее значительная масса (600-800 кг/м2), что ограничивает применение ее на мостах с большими пролетами. Значительная масса железобетонной плиты требует дополнительного расхода металла для основных несущих конструкций. Этот недостаток частично устраняется включением железобетонной плиты проезжей части в совместную работу со стальными главными несущими конструкциями, что позволяет несколько снизить расход металла. Но следует отметить, что массивность пролетного строения с железобетонной плитой проезжей части делает его менее восприимчивым к динамическому воздействию движущегося транспорта.
Железобетонная плита проезжей части может быть монолитной или сборной. Сборные железобетонные блоки плиты проезжей части, изготовленные на заводах при строгом соблюдении технологических регламентов, имеют высокое качество. Однако большое число стыковых швов, даже в случае незначительных технологических отступлений при их устройстве приводит к нарушению цельности плиты проезжей части, что снижает ее потребительские качества. Очевидно, поэтому с каждым годом увеличивается число мостов, на которых железобетонная плита проезжей части выполняется монолитной. Этому способствует совершенствование технологии изготовления монолитных конструкций. Бетонирование железобетонной плиты осуществляют даже в зимнее время в специальных тепляках при достаточно низкой температуре окружающей среды.
Введение железобетонной плиты проезжей части в совместную работу со стальными балками порождает новый класс металлических пролетных строений – сталежелезобетонные пролетные строения.
13.Конструкция металлического ездового полотна балочного металлического моста.
Ездовое полотно - ортотропная плита.
Настил изготавливают на заводе в виде отдельных монтажных блоков длиной = длине монтажной балки и шириной удобной для транспортировки.
Блоки соединяют м/у собой с обеспечением поперечного уклона проезжей части.
Покрывающий лист крепится к верхним поясам балок с помощью сварки. Покрывающий лист усилен продольными ребрами жесткости – стрингерами, но они не обеспечивают жесткости пролетного строения, поэтому через каждые 4 - 6 метров к покрывающему листу привариваются поперечные ребра жесткости – поперечные балки.
Высота поперечных ребер 45 – 70 см, высота стрингеров 15-25 см. При устройстве покрытия ездового полотна на ортотропном настиле необходимо предусмотреть 2 обстоятельства:
1. Защита покрывающего листа от коррозии.
2. Обеспечение надежного сцепления покрытия с металлическим настилом:
- эпоксидная смола
- сетка или арматура
- современные методы – применение мастичных рулонных битумнополименрых покрытий.
Покрытие ездового полотна асфальтобетон – 110 мм.
Литой асфальтобетон – 80 мм.