Патерналистское - «Я» - (критическое)
Поведение: автоматически оценивающее, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, указывающее, как правило, проводящее границы.
Формулировки и общее поведение:
«Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как только ты можешь», «Это следует делать, того не следует делать», «Сколько тебе еще говорить одно и то же», «Прекрати это немедленно», «Я не позволю так с собой обращаться».
Интонация и манера говорить:
Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом.
Выражение лица:
Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, сошедшиеся на переносице брови, нос презрительно сморщен, неодобрительное покачивание головой, отчужденное выражение лица.
Жесты и положение тела:
Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены.
Патерналистское «Я» (кормяще-заботливое)
Поведение: доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, поддерживающее, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое.
Формулировки:
«Не ломай себе голову», «Не так все плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Успокойся сначала», «Тебе это по силам», «Бедняга», «Хорошо получилось», «Я могу Вас понять», «Выше голову», «Лучше не делай этого, это может быть опасно», «Иди, я сделаю работу за тебя».
Интонация и манера говорить:
Тепло, успокаивающе, сочувственно.
Выражение лица:
Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно-заинтересованное.
Жесты и положение тела:
Протянутые навстречу руки, поглаживание по голове и другие подобные жесты.
Специалист «Я»
Поведение: раскрепощенное, деловое, объективное, внимательное, заинтересованное, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, концентрированное, понимая друг друга по глазам, открыто задавая вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, независимое, сравнивая, в сотрудничестве с собеседником, задумываясь, впечатляясь.
Формулировки: все вопросы, начинающиеся со слов: как, что, когда, почему, где; высказывания: возможно, вероятно, если сравнивать с..., по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и другие подобные. Способ выражения формулировок допускает возможность дискуссии, практически отсутствуют догмы.
Интонация и манера говорить:
Уверенно, но без высокомерия, по-деловому, с личностной оценкой и окраской, нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко.
Выражение лица:
Лицо обращено к партнеру по общению, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, ненапряженное, внимательное, прислушивающееся к партнеру, частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией.
Жесты и положение тела:
Жесты подкрепляют то, что говорится, корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, голова держится прямо, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед — выражение заинтересованности.
Ученик «Я» (приспосабливающееся)
Поведение: ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, сдержанное, опасливое, с мыслями о последствиях, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, беспомощное, обиженное, покорное, скромное, неуверенное, подавленное, предъявляющее повышенные требования к себе, жалующееся, придерживающееся хороших норм обращения, следующее правилам и договоренностям.
Формулировки: «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы», «Я попробую», «Если ты так думаешь», «Это моя вина», «Я правильно сделал?», «Я хотел только», «Почему всегда я», «Что же мне делать», услышанные от других, и модные слова: «Нужно», «Я должен».
Интонация и манера говорить:
Тихо, нерешительно, прерывающимся шепотом, плаксиво, подавленно, сокрушенно, подобострастно, нудно, жалуясь, привередливо, покорно, бравируя.
Выражение лица:
Глаза опущены вниз, выражение согласия, губы и подбородок дрожат, глаза на мокром месте, нервное, потерянное, с оглядкой на других, онемелое.
Жесты и положение тела:
Поднимает руку, если хочет что-то сказать, опущенные вниз плечи, склоненная голова, поза слуги, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил.
Ученик «Я» (бунтарское)
Поведение: Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, заводящее, строптивое. Грубое, противоречащее другим, гневное, неприязненное, непослушное, агрессивное.
Формулировки: «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье» и другие подобные фразы и слова.
Интонация и манера говорить:
Гневно, громко, угрюмо, упрямо.
Выражение лица:
Жесткое, упрямое, отсутствующее.
Жесты и положение тела:
Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова.
Ученик «Я» (свободное)
Поведение: Не заботясь о реакции окружающих, спонтанное, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, воодушевленное, вялое, раскрепощенное, открытое, веселое, естественное, бесстыдное, забавное, дразнящее, нетерпеливое, эгоистичное, мечтательное, творческое.
Формулировки: «Я хочу», «Мне бы хотелось», «Я бы очень хотел», «Прекрасно», «Великолепно», «Высший класс», «Шикарно», «Мне без разницы», «Так тебе и надо».
Интонация и манера говорить:
Преимущественно громко, быстро, горячо, захлебываясь, печально.
Выражение лица:
Воодушевленное, возбужденное, ошеломленное, открытый рот, блеск в глазах, хитрое, лукавое, любопытное, печальное, слезы.
Жесты и положение тела:
Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность, свободный, усталый, взволнованный.
Приложение 13
Оптимальные тактики поведения, позволяющие выйти из психологической игры и разрешить конфликтные ситуации (ответы к упражнению «Консультативное посредничество: выбор тактики поведения в конфликте») [27, с. 264-268]
Ответ 1:
1. Б находится в роли преследователя. Следует перейти в роль спасителя и понять, что А не готов принять советы, воспринимая их через призму собственных предрассудков и комплексов и отвергая без анализа. Б должен предложить решение в следующей форме: «Я вижу, Вы столкнулись с трудностями и сомневаетесь в эффективности наших предложений. Я предлагаю составить список предложений без обсуждений. Вы потом сами их изучите и сможете воспользоваться».
2. А находится в нервозно-подавленном состоянии, ощущает свою беспомощность и не видит выхода из положения (ученик «Я»). С целью перехода в состояние специалист «Я» следует записать все предложения коллег без исключения и обдумать после совещания в спокойной обстановке. Кроме того, надо обязательно проанализировать свое состояние ученик «Я» на совещании, чтобы научиться сначала контролировать его, а затем избегать.
Ответ 2:
1. Если руководитель поймет, что обращает больше внимания на ошибки, чем на достижения подчиненных, то следует проанализировать достоинства и негативные качества как работы сотрудника, так и его самого как личности. Так активизируется состояние специалист «Я» вместо критического патерналистского «Я» и нормальные коммуникации будут восстановлены.
2. Сотруднику необходимо сознательно активизировать свое состояние специалист «Я» и стимулировать такое же состояние у руководителя четким разграничением достоинств и ошибок в работе и подчеркиванием достоинств. Сотрудник укрепится в состоянии специалист «Я» и конфликт будет улажен.
Ответ 3:
1. Если при разговоре с подчиненными Вы слышите какие-либо аргументы против Вашего решения, то постарайтесь конструктивно с ними разобраться. Помните о том, что многие сотрудники робеют перед начальством, а мнение специалистов должно быть решающим в вопросах, относящихся к их компетенции больше, нежели к компетенции руководителя. Особенно внимательно относитесь к контраргументам и радуйтесь тому, что сотрудник ответственно относится к делу и предупреждает о возможных трудностях. Он может подметить важные моменты и предложить нужные решения.
2. Если Вам не удалось убедить шефа никаким способом, то не старайтесь отомстить ему за невнимание к Вашему мнению, соглашаясь с видимой покорностью с неправильным решением. Скажите шефу, что Вам надо обдумать это задание и запишите все аргументы «за» и «против», а также возможные решения по преодолению недостатков принятого решения. Покажите Ваши записи руководителю в удобное для вас обоих время. Он будет их читать из состояния специалист «Я», а не из бунтарского ученик «Я», как при первом разговоре. И в результате дискуссии будет выработано оптимальное решение и сохранятся добрые отношения руководителя и сотрудника.
Ответ 4:
1. Сотрудница находится в состоянии приспосабливающееся ученик «Я»
Чтобы перевести ее в состояние специалист «Я», следует постоянно спрашивать ее, как она делала свою работу раньше, и ждать конкретного ответа. Для поддержания состояния специалист «Я» применяются следующие вопросы: «Какие у Вас представления об этом? Как это можно сделать, по Вашему мнению? Какой информации Вам недостает, чтобы принять самостоятельное решение? Какой опыт решения подобных вопросов у Вас есть?» И другие.
2. Если Вы видите неадекватную реакцию коллег или начальства на Ваши вопросы, то это означает, что Вы могли бы решить их сами. Проблема заключается в том, что Вы не можете классифицировать недостающую информацию на важную и второстепенную из-за недостаточности опыта. Вопросы о важной информации Вам следует задавать, а касающиеся второстепенной — решать самостоятельно. С приобретением опыта к вам придет уверенность в действиях и Вы будете решать все вопросы сами, не нуждаясь в постоянном подтверждении правильности решений со стороны коллег и руководителя. Записывайте все вопросы и варианты их решения, и Вы увидите, какие из них являются простыми и какие требуют коллективного решения.
Ответ 5:
1. Проанализируйте свое отношение к работнику А: выказываете ли Вы ему признательность за хорошую работу или принимаете это как должное. Во втором случае начните поощрять его хорошую работу одновременно с тщательным контролем. Обязательно соизмеряйте интенсивность контроля с частотой допущенных ошибок. Чем меньше ошибок, тем меньше контроля. Скажите А о своем двойственном отношении к его работе: с одной стороны, Вам нравится качество его работы, а с другой — очень раздражают нелепые погрешности. Спросите, что он собирается предпринять, чтобы избегать подобных ситуаций. Если эта тактика после многократного применения не дает никакого результата, то в спокойном и деловом тоне укажите сотруднику на возможные последствия его поведения в форме: «Как Вы считаете, что может предпринять администрация, если Вы и впредь будете допускать такие ошибки?» Если этот последний стимул состояния специалист «Я» не действует на работника, то стоит подумать о его должностных или иных перемещениях.
2. При возникновении конфликтов с руководством из-за ошибок в Вашей работе проверьте правильность выполняемых действий. Если Вы все делаете правильно, но, тем не менее, совершаете ошибки, то проанализируйте из состояния специалист «Я» ситуацию в целом для выявления сопутствующих работе обстоятельств, которые вызывают ошибки. Разработайте систему самоконтроля для избежания спешки и перегрузок в работе, научитесь дружески, но твердо пресекать попытки отвлечь Вас от прямых обязанностей. Подумайте о том, что позитивная оценка Вашего труда важна не только для руководителя, но и для Вас. С укреплением внутренней дисциплины пройдет напряженность во время труда, вызывающая ошибки, и качество работы повысится.
Ответ 6:
1. Проясните для себя, какие мотивы есть у Вас для того, чтобы играть в эту игру, оцените для себя распекаемого сотрудника. Если Ваша оценка положительна, то, выражая свое недовольство его поведением, Вы, прежде всего, должны подчеркнуть его значимость, а затем критиковать: «Господин А, я ценю Вас как ответственного и надежного работника, но вынужден констатировать, что на этой неделе Вы трижды опоздали на работу. Мне хотелось бы, чтобы в будущем наша совместная работа была более приятной. Что Вы собираетесь в дальнейшем предпринять, чтобы исключить опоздания?» Таким образом, стимулируется состояние специалист «Я» у Вас и Вашего подчиненного.
2. Ваш начальник формально прав, только он слишком импульсивно реагирует, задевая Ваше достоинство. Разрешение ситуации зависит только от Вас и Ваш ответ должен быть из состояния специалист «Я», а не ученик «Я», спокойным и конструктивным: «Вы правы, я действительно трижды опаздывал на этой неделе, но уже предпринял определенные меры, чтобы в будущем быть пунктуальным».
Ответ 7:
1. Ваш опыт подсказывает Вам правильное решение, но не позволяйте себе высказываться по этому поводу. Переведите дискуссию в деловое русло, и велика вероятность того, что противники придут к согласию и без Вас. Если же Вы займете одну из позиций, то получите победителя, который будет постоянно апеллировать к Вам, и проигравшего, который будет мстить и провоцировать новые игры. Предложите спорящим взвесить все «за» и «против» в прямом диалоге, в Вашем присутствии как нейтрального советчика. В конце беседы оба участника сформулируют приемлемое для обоих решение.
2. Если Вы твердо уверены, что Ваши аргументы убедительнее, но Ваш коллега не замечает этого, избегайте призывать руководителя в союзники. Это подорвет ваш авторитет как специалиста в своей области. Следует активизировать состояние специалист «Я»: позитивно взглянуть на аргументы коллеги и конструктивно воспринять его предубеждения. Не цепляйтесь за свою позицию из соображений престижа, и напряженность атмосферы спадет сама.
Приложение 14
Этапы технологии посредничества в конфликте [14, с. 208]
Таблица