Кто такой инженер сегодня? Специфика инженерной деятельности

Вопросы о личности инженера, о специфике инженерной профессии, содержании и характере деятельности и труда инженера имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое, педагогическое значение, ибо от их решения в значительной, если не в решающей мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям.

Кто такой инженер? В чем состоит специфика его деятельности? Какие он призван выполнять функции? Что значит быть инженером сегодня? На первый взгляд, эти вопросы кажутся не столь уж трудными, но на самом деле дать адекватные и однозначные ответы на них не так просто. Напомним, что слово «инженер»- латинского происхождения, его корень «ingenaire» в переводе означает «творить», «создавать», «изобретать», «внедрять». Оно впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, не ранее III века до н.э. для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах.

Слово «инженер» в русских источниках встречается в середине XVII века в «Актах Московского Государства».

Во многих словарях и справочниках инженер определяется как специалист с высшим техническим образованием. Словом, право называться инженером дает диплом об окончании высшего технического учебного заведения. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста. В этой связи В.Г.Горохов справедливо замечает: «Но на самом деле образование только тогда дает ему право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретенные после её окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства» [22,с. 4].

Как видим, здесь уже говорится не столько об образовании, сколько о конкретной деятельности инженера, его особом виде высококвалифицированного умственного труда.

Заметим, что в литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам, даже об инженерах по пляжу и пр.

В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов верно указывают на то, что в таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие, это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оценивается одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров [14,с.31].

На взгляд автора, заслуживает особого внимания следующее определение: «Инженер - специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений» [61, с.77].

В этом определении инженера довольно удачно схвачены особенности его деятельности, объединены такие его характеристики, как высокий образовательный уровень, знания и отдельные профессиональные черты.

ЮНЕСКО предлагает называть инженером такого работника, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять) производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их «поведение» в определённых условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования[31, с. 58].

Следует особо подчеркнуть, что в самых различных определениях инженерной профессии и инженерной деятельности практически отсутствуют указания на их социально-гуманитарные, антропологические аспекты, социально-гуманитарную составляющую. К сожалению, инженер часто понимается, как чистый «технарь», ограниченный лишь знанием техники.

Ныне же очевиден тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем (критерием) уровня их профессионализма, компетентности и интеллигентности.

Инженерная деятельность охватывает весь род занятий инженера и является родовым понятием по отношению к инженерному труду. Таким образом, трудом инженера является далеко не всякая его деятельность. Им является созидательно-преобразующая и продуктивная деятельность, требующая для своего осуществления определенных затрат интеллектуальных, психофизиологических и физических сил.

Сфера деятельности инженера шире сферы его труда. Инженерная деятельность - это не только труд, но и научно-технический поиск, общение, коммуникативная, информационная, организационно-управленческая деятельность и др. Деятельность инженера не ограничивается только технической деятельностью, хотя она для него и является главной.

Надо заметить, что в литературе встречаются крайне ограниченные трактовки инженерной деятельности. Например, в одном из словарей читаем: «Инженерная деятельность - деятельность, направленная на применение научных знаний для создания технических объектов - сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. - и управления процессом их изготовления» [61,с.77]. Однако в этом определении есть и положительный момент, в нем вкратце схвачена сущность технической деятельности инженера.

Инженерно-техническая деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов считают, что характерными чертами инженерной деятельности являются:

1) принадлежность к материальному производству, технической практике;

2) техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);

3) научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);

4)неотделимость её от технического и научно-технического творчества;

5) её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих) [14,с.47-50].

Несмотря на некоторую близость, сходство научно-исследовательской и инженерной деятельности, между ними имеются существенные различия. Они отличаются объектами, характером и содержанием, средствами, целями, функциями и результатами деятельности.

Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, «овеществление» научных знаний на производстве. Учёный же преследует познавательные цели, в равной степени это относится к техническим наукам, которые составляют теоретическую и методологическую основу инженерной деятельности. Научная деятельность носит прежде всего познавательный характер, направлена на познание законов и закономерностей мира, техники, технологии и инженерной деятельности, а её главный результат - новое научное знание.

Важно заметить, что научно-исследовательская деятельность не является основной для инженера. Правда, если взять инженера-исследователя, инженера-разработчика, то его деятельность уже в значительной мере носит научный характер. Предметом деятельности здесь является содержание технического объекта.

Средствами инженерного труда служат научные знания - результаты научной деятельности, которыми инженер обычно пользуется в «снятом виде», в виде готовых формул, зависимостей различных величин и методов расчета, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. К средствам инженерного труда относятся также социально-технические нормы и информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксируемая в виде каталогов, перечня номенклатуры изделий и т.п.

Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем, программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.

В XX в. инженерия разделилась на множество отраслей и подоотраслей - физическая (электрическая, механическая, радиотехническая и т.п.), химическая (производство искусственных волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическая (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и пр.) и др.

Выделяются три основные категории инженеров: производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации; исследователь - разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством; «универсалист» (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого - организация и управление инженерной деятельностью и создание основных технических систем. Очевидно, сейчас следует расширить эту типологию и включить в неё инженера, занятого социотехническим проектированием, основной целью которого является учёт социокультурных и антропологических аспектов инженерной деятельности и её результатов.

Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

Деятельность инженера, в принципе, носит творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Однако на практике всё это выглядит несколько по-другому, т.к. инженеру зачастую приходится заниматься рутинной, механической, далеко не творческой работой.

Современный инженер – это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется ещё в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции современного общества. Решая свои, казалось бы, узкопрофессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом.

В настоящее время всё чаще говорится о кризисе инженерии. Некоторые исследователи называют по меньшей мере четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-технической картины мира [116,с.152]. Сейчас практически требуется новая, неклассическая инженерия, носящая комплексный характер и имеющая социотехническую направленность.

Важный путь выхода из кризиса инженерии – это её гуманизация, целенаправленный учет её «человеческого измерения» и социокультурных оснований. В силу этого наиболее перспективным является социотехническое, гуманитарное проектирование

Наши рекомендации