Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма
Онтологические проблемы философии техники
Техника и природа. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия.
Природа, сущность и виды техники. Техника, технология и инженерная деятельность в общественном бытии.
Генезис и развитие техники, технологии и инженерной деятельности в человеческой истории. Технические и технологические революции.
Научно-техническая и компьютерно-информационная революция. Новые информационные технологии. Компьютерная виртуальная реальность и её философская интерпретация. Проблемы и перспективы нанотехнологии.
Техника, технология и космос. Техника, социальное пространство и социальное время. Пределы расширения техносферы.
Технико-технологическое и инженерное отношение человека к миру как интегральная характеристика его бытия.
Гносеологические проблемы философии техники
Философско-методологические вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.
Техника, технология и инженерная деятельность как объекты и предметы исследования философии, естественных, технических и социально-гуманитарных наук.
Техника и наука. Техника как «овеществлённое» научное знание. Особенности технического, технологического и инженерного знания. Классические и неклассические научно-технические дисциплины.
Специфика технического, технологического и инженерного творчества. Проблема инноваций.
Инженерное мышление, его сущность, структура и функции.
Когнитивное и ценностное в технических науках и инженерной деятельности.
Социокультурные проблемы философии техники
Техника, технология, техническая наука и инженерная деятельность как социокультурные феномены, их место и роль в обществе и культуре. Социальные функции техники. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и пр.)
Технологический и информационно-технологический детерминизм. Техницизм и антитехницизм.
Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии. Критерии новой техники и технологии. Необходимость гуманистической диагностики и экспертизы. Этика научно-технического специалиста. Инженерная этика.
Кризис современной техногенной цивилизации. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Концепция «информационного общества».
Проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности, высшей технической школы и инженерного образования.
Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе и культуре.
Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма
Целесообразно начать изучение этого вопроса с выяснения и уточнения содержания самого понятия «гуманитарная культура». Сразу же следует заметить, что словосочетание «гуманитарная культура» в литературе встречается относительно редко. Если оно всё же в ней фигурирует, то в довольно узком значении, и, как правило, не определяется.
В определённом смысле можно говорить о «двух культурах» – рационально-технической, естественно-технической (научно-технической) и гуманитарной. Первая из них носит преимущественно утилитарно-прагматический характер, ориентирована на преобразование, «обработку» природы, её веществ, материалов и энергии, на технико-технологическую и экономическую результативность, производительность и эффективность. Она определяет характер технико-технологического отношения человека к миру, обеспечивает научно-технический прогресс, успешное развитие и функционирование материального производства, лежит в основе материальной культуры. Вторая в основном неутилитарна и неинструментальна, ориентирована главным образом на «обработку», изменение, облагораживание и «очеловечивание» социального мира, общества, общественных отношений и самих людей, а также на процессы хранения, трансляции и потребления высших духовных ценностей, отличается подлинной духовностью, единством Истины, Добра и Красоты. Английский ученый, писатель и гуманист Ч.Сноу в книге «Две культуры» говорит о «научной» и «гуманитарной» культуре и противоречии между ними, выражает справедливую озабоченность о спасении высших духовных ценностей и тем самым человека. Здесь же он указывает на столкновение научной и художественной интеллигенции [87,с.20].
Гуманитарная культура потому так и называется, что она антропоцентрична, в своем фокусе имеет именно человека, его сущностные силы, подлинную духовность, человеческие отношения и межличностное общение.
Гуманитарная культура является особым духовно-практическим, ценностно-смысловым способом освоения, преобразования мира, прежде всего, социального. Она представляет собой определенный тип и стиль миропонимания, мировосприятия, мироотношения и миропреобразования.
Гуманитарная культура есть всеобъемлющее, «сквозное» явление, то есть в той или иной мере присутствует в самых различных сферах общественной жизни. Однако она всё же имеет свою специфическую, относительно самостоятельную первоначальную, «источнико-живительную», «генерирующую» область. Она прямо и непосредственно включает в себя философию, обществознание, человековедение, право, мораль, искусство, мифологию, педагогику, религию, филологию, «человеческие» общественные отношения, облагороженное общение, нравственно-эстетическое поведение людей, гуманитарное образование, воспитание и просвещение. Порой вся эта область как раз и называется гуманитарной.
Гуманитарная культура есть «живая душа», мера человеческого в человеке, важнейшая интегральная характеристика степени духовного развития общества и личности, постижения ими ценностно-смыслового содержания своей жизнедеятельности, выражает гуманистический характер образа мыслей, чувств и действий.
Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является её аксиологический компонент (высшие духовные ценности), а основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм.
Ценности гуманитарной культуры как бы венчают всю систему и иерархию человеческих ценностей, занимая здесь ведущее место. Они являются всеобщими, общечеловеческими, «абсолютными» и жизненноориентирующими ценностями. Как говорилось ранее, в них концентрируются и кристаллизируются социально-исторический опыт, духовные достижения человеческого рода, чаяния и желания людей, образцы жизнедеятельности, должное и желаемое.
Гуманитарно-культурные ценности составляют духовно-бытийный фундамент человеческого сообщества, возвышают человеческий дух, обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности - человека. Они имеют не только общественное, но и индивидуально-личностное значение.
Резюмируя, можно сказать, что гуманитарная культура общества - это целостная, интегральная характеристика его духовности и «человечности», способ и мера свободной реализации сущностных сил человека в культурно-историческом процессе, в гуманитарной области и её результатах, есть творение самого человека, производство, распространение и потребление высших духовных ценностей, а также степень духовно-практического преобразования мира, прежде всего, социального, сообразно этим ценностям.
Гуманитарная культура какой-либо социальной группы или отдельной личности в основном характеризует меру овладения и усвоения ими общественной гуманитарной культуры, участия в качестве её социального и нравственного субъекта, в деле «очеловечивания» и одухотворения общественных отношений, в производстве, воспроизводстве и потреблении высших духовных ценностей.
В целостной гуманитарной культуре следует выделять культуру мышления, чувств, языка и речи, общения и поведения, а также культуру общественно-исторического самосознания. А если брать её в более широком плане, то в ней можно выделить и телесно-физическую культуру.
Гуманитарная культура выполняет целый ряд функций (гуманистическую, мировоззренческую, аксиологическую, социально-познавательную, общественно-преобразующую, социально-преемственную, образовательно-воспитательную и др.). Среди них основополагающей, ключевой и определяющей, конечно, является гуманистическая. Она противостоит всему антигуманному и бездуховному, абсолютному рационализму, сциентизму и техницизму, технократическому мышлению, сциентистско-технократической парадигме технического, инженерного образования.
Долгое время считалось, что научно-технический прогресс, «онаучивание», «технизация» всей нашей жизни – это благо. Теперь же многие усомнились в этом. «Люди, несмотря на расширяющийся комфорт жизни, - писал В.В.Налимов, - неожиданно начали утрачивать мотивацию, основное экзистенциальное начало человека. Опасность нарастает и обретает зловещий, т.е. экспоненциальный характер. Теперь со всей очевидностью становится ясно, что научно-технический прогресс далеко не благо» [ 60,с.20].
Люди всё больше понимают, что гуманитарно-культурный дефицит - самый опасный дефицит. Сциентистское и технократическое мышление, которые носят дегуманизированный характер, которым чужды общечеловеческие ценности, представляют серьёзную опасность для человечества.
Следовательно, сейчас крайне актуализировались аксиологические, ценностно-ориентационные и смысложизненные вопросы. А в силу этого гуманитарная культура, направленная всей своей сутью против сциентизма и техницизма, ныне становится просто необходимой, она призвана «окультурить», гуманизировать всю систему общественных отношений, способствовать превращению человека в высшую ценность и цель общественного развития, в подлинного социального и нравственного субъекта, в творца культурно-исторического процесса.
А.Швейцер справедливо замечал: «Для культуры имеют значение три вида прогресса: прогресс познания и практики, прогресс приобщения человека к обществу, прогресс духа. Опьянённые прогрессом теоретического познания и практики, наблюдающегося в наше время, мы забыли позаботиться о прогрессе духа человека» [129, с.329, 334].
Конечно, не следует сдерживать научно-технический прогресс, отказываться от новой техники и технологии, от научной рациональности, компьютеризации и информатизации человеческой жизнедеятельности, однако всему этому надо придать социально ориентированный, гуманистический и гуманитарный характер. Учёным, техническим специалистам и инженерам необходимо освободиться от сциентизма и техницизма, в своей деятельности ориентироваться на гуманитарную культуру и её ценности.
Следовательно, гуманитарная культура - это сама жизненность и судьба человечества, важный фактор гуманизации материального производства, научно-технического прогресса, научной, технической и инженерной деятельности. Именно с ней, а не со сциентизмом и техницизмом, следует связывать переход человечества от техногенного общества к обществу гомогенному, гуманистическому.