Организационно - мыслительные и др.
Охарактеризуем кратко особенности основных видов деловых игр.
Инновационная игра - деловая игра, базовым процессом которой выступает отрыв от прежнего понимания производственной ситуации и порождение нового знания, действия, метода, технологии и т.п. Главная специфика инновационной игры - творческий поиск новых путей, креативность. В ходе такой игры минимизируется звено критической оценки творческих продуктов, поскольку ведущая направленность игры заключается в порождении как можно большего числа нетривиальных, неожиданных проектных решений, направленных на снятие существующих (или прогнозируемых) проблем. Как правило, критическая оценка творческих продуктов инновационной игры осуществляется после ее окончания специально создаваемой аналитической группой из числа наиболее компетентных и опытных специалистов. Одной из наиболее популярных форм инновационной игры является «мозговой штурм», который акцентируется на создание банка новых нестандартных проектных идей, без конкретизации этих идей в рамках «мозгового штурма».
Имитационная игра - вид деловой игры учебного характера, в основе которой заложен процесс повторения, воспроизводства («имитации») ранее зафиксированных действий, с целью их освоения.
Организационно - деятельностная игра- вид деловой игры, конструирующий модель взаимодействия деятельностных персонажей (в рамках организации, предприятия и т.п.) в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельности, коллектива организации и т.п. Основной акцент организационно - деятельностной игры состоит в организации критериально - обеспеченной рефлексии моделируемой на сцене производственной ситуации межперсонажного взаимодействия. Каждый ролевой персонаж деятельности представлен группой участников, которые самоопределяются к своей позиции в ролевой структуре игры и действуют в ходе игры от имени этой позиции. В ролевую структуру включаются реально существующие и наиболее важные, с точки зрения темы игры, деятельностные позиции (например, «группа управленцев», «группа экономистов», «группа маркетологов» и т.п.)
Организационно - коммуникативная игра - одна из разновидностей деловой игры, моделирующая производственные коммуникативные взаимодействия, с целью повышения уровня организованности коммуникативных процессов и развития коммуникативных качеств участников. Орг-коммуникативная игра, как правило, включает в себя следующие ролевые группы участников: группа «ЗА» (тезис); группа «ПРОТИВ» (антитезис); группа «Арбитр» и группа «Организатор коммуникации».
Организационно - мыслительная игра - вид деловой игры, демонстративно конструирующей логико-мыслительные процессы, характерные для моделируемой деятельности, в целях их критического переосмысления и совершенствования. Принципиальным отличием орг-мыслительной игры от орг-деятельностной является то, что в ролевую структуру игры вводятся такие мыслительные позиции, которые явно не представлены в моделируемой деятельности (например, группа «субъекта мысли» (эмпирический аспект); группа «предиката мысли» (теоретический аспект) и т.п.); группа «концептолог»; группа «проблематизатор» и т.п. За счет демонстративного взаимодействия на сцене ролевых групп появляется возможность добиться экстериоризации (внешней представленности) внутренних и скрытых мыслительных процессов с целью их коррекции.
Поскольку деловая игра может решать только производственную (прагматичную) задачу, только учебную или и ту, и другую, нами предлагается различать типы деловой игры по учебно-прагматическому критерию:
а) производственный;
б) учебный,
в) учебно-производственный.
К производственным играм следует, по нашему мнению, отнести «мозговой штурм» и инновационную игры. Эти типы деловых игр за счет особой организации игропроцесса помогают решать реальные проблемы, сложившиеся в деятельности предприятия. Продуктом здесь выступает «проект» снятия проблемы в практической деятельности. Этот тип деловой игры не имеет отношение (или весьма косвенное) к повышению квалификации кадров, поэтому в дальнейшем мы опустим его из «зоны» нашего рассмотрения.
К учебным играм относится тип деловой игры, направленный на развитие в первую очередь производственно-значимых качеств участников игропроцесса. Здесь продуктом являются новые умения и навыки участников, которые необходимы им для успешной трудовой деятельности. Учебные задачи более эффективно решаются в имитационных (воспроизводство модельной производственной ситуации), организационно-деятельностных (моделирование деятельности кооперативной системы), организационно-коммуникативных (моделирование коммуникативных взаимодействий) и организационно-мыслительных (моделирование совместного принятия решений).
К более сложному варианту деловой игры относится учебно-производственный тип (или: учебно-прагматический тип), который преследует две цели одновременно: принятие решения по снятию актуальной (для фирмы) проблемы и учебный эффект (для участников). Однако, решение прагматичной задачи в процессе деловой игры входит в относительное противоречие с решением учебной задачи, в рамках которой качество продукта работы - вторично, поскольку она (учебная задача) ориентированна на формирование умений и навыков. Указанное внутреннее противоречие учебно-производственной игры повышает уровень требований к игротехнической команде и макроигротехнику, обслуживающим подобную игру. От игротехников требуется поддержание в работе групп разумного баланса между процессом «оспособления» участников и процессом разработки практически значимых решений.
Наивысшего качества обучающее консультирование достигает, применяя в качестве базового инструмента организационно-деятельностные игры (ОДИ). Разработчики ОДИ заявляют, что в настоящее время происходит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления - методологического. В соответствии с ним в «...процессе мышления человек постоянно меняет свои позиции и точки зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с другой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает определенное представление, а затем стремится синкретически (соединение разнородных элементов) объединить их друг с другом». Но поскольку «такого рода…комплексы очень далеки от реальности и ее процессов...встает специальная задача произвести разработки этих…комплексов и задать правила логически строгого и объективно-содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смыслов и представлений».
Организационно - деятельностные игры завоевывают в настоящее время все больше сторонников.С 1979 г. в России проведено более 200 такого рода игр. В основе конструкции ОДИ лежит утверждение, что методологию нельзя передавать как набор инструментов от одного человека к другому - ее можно лишь выращивать, включая людей в новую для многих из них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им при этом полную и целостную жизнедеятельность. Каждая игра строится как уникальная система, в которой живет и действует коллектив исследователей, решающий определенные проблемы.