Включение, проверка работоспособности и выключение комплекса БЛОК

Общие положения

Перед включением БЛОК на локомотивах (МВПС) машинист должен убедиться, что:

- давление воздуха в главных резервуарах не менее 0,7 МПа (7 кгс/см2);

- краны, соединяющие ЭПК с тормозной и напорной магистралями, находятся в открытом положении;

- на разобщительный кран тормозной магистрали ЭПК надет фиксатор его открытого положения и кран опломбирован;

- ключ в замке ЭПК повернут по часовой стрелке до упора;

3.3.2 Порядок включения БЛОК

3.3.2.1 Перед включением БЛОК на локомотивах (МВПС) машинист должен установить кассету в кассетоприемник блока БР. Запись информации должна производиться на разные кассеты при движении по разным маршрутам. Затем установить автомат питания БЛОК во включенное положение (между выключением и включением БЛОК выдерживать время не менее 30 с). После включения питания на БИЛ ( в соответствии с Приложением Б настоящего РЭ) в активной кабине будет индицироваться:

– координата пути;

– текущее время;

– давление в тормозной магистрали (при наличии «7» в конфигурации по команде К71, включения УКТОЛ);

– давление в уравнительном резервуаре, только для БИЛ-М (при наличии «7» в конфигурации по команде К71, включения УКТОЛ);

– давление в тормозном цилиндре (при наличии «7» в конфигурации по команде К71, включения УКТОЛ);

– фактическую скорость 0 км/ч;

– ускорение;

– готовность кассеты регистрации (при наличии кассеты);

– несущую частоту канала АЛСН (активность канала АЛС-ЕН);

– режим работы (Поездной);

– номер пути;

– индикатор связи с носимой частью ТСКБМ (при условии включения ТСКБМ-Н);

– сигнал «ВНИМАНИЕ» (кратковременно);

– номер карты (кратковременно на 4 с);

– запрет отпуска;

– тормозной коэффициент.

На блоке БИЛ-ИНД (при его наличии) должна появиться индикация значения фактической скорости зеленого цвета, соответствующая индикации на БИЛ.

3.3.2.2 Включить ЭПК поворотом ключа против часовой стрелки (В момент включения ключа ЭПК допускается кратковременное появление свистка ЭПК и сигнала “ВНИМАНИЕ!” на блоке БИЛ. Для исключения данного явления, включение ключа ЭПК рекомендуется производить через время не менее 10 с после включения питания БЛОК). После чего раздастся кратковременный звуковой сигнал. При этом:

- на БИЛ-ПОМ (при его наличии) появится сигнал светофора “Б” на некодируемом участке пути или на кодируемом участке (через время не более 6 с после включения БЛОК) сигнал светофора, соответствующий коду АЛСН или АЛС‑ЕН данного участка пути, или сигнал светофора, принимаемый по радиоканалу;

- на БИЛ ( в соответствии с Приложением Б настоящего РЭ) появится следующая информация:

- сигнал светофора “Б” на некодируемом участке пути или на кодируемом участке (через время не более 6 с после включения БЛОК) сигнал светофора, соответствующий коду АЛСН или АЛС-ЕН данного участка пути или сигнал светофора, принимаемый по радиоканалу;

- точка красного цвета на аналоговой (круговой) шкале скорости – значение допустимой скорости VДОП (на БИЛ-М треугольником красного цвета).[2]

- точка желтого цвета на аналоговой (круговой) шкале скорости - значение целевой скорости Vцел (на БИЛ-М треугольником желтого цвета на аналоговой шкале);

На БИЛ-ИНД должна включиться индикация VДОП красного цвета соответствующая индикации на БИЛ.

Далее индикация на блоках БИЛ-ПОМ, БИЛ-ИНД, должна соответствовать индикации на блоке БИЛ ( в соответствии с Приложением Б настоящего РЭ).

3.3.2.3 Включение аппаратуры БЛОК контролируется по индикации отображения информации на блоке БИЛ.

3.3.2.4 Помощник машиниста обязан убедиться, что аппаратура БЛОК включена в соответствии с пунктами 3.3.2.1 – 3.3.2.3 настоящего РЭ, а так же убедиться в функционировании регистрирующих и контролирующих устройств и доложить об этом машинисту во время выполнения регламента «Минута готовности».

3.3.2.5 Порядок включения подсистемы ТСКБМ. Для включения ТСКБМ необходимо:

1) Надеть ТСКБМ-Н на запястье руки (контактами датчика к внутренней стороне запястья).

2) Включить ТСКБМ-Н кратковременным нажатием острым предметом на кнопку включения с левой стороны корпуса (кроме шариковой авторучки, т. к. паста, по мере высыхания, выводит кнопку из строя!) и убедиться, что засветился светодиодный индикатор на корпусе ТСКБМ-Н.

Включение ТСКБМ-Н, не имеющих часового циферблата, происходит автоматически не более чем через 16 секунд поле контакта электродов датчика с кожным покровом. Включенное состояние прибора отображается светящимся индикатором включения на его корпусе.

3) Включить комплекс БЛОК. Включение подсистемы ТСКБМ происходит автоматически. При этом подсистема ТСКБМ должна индицировать свое включение свечением индикаторов «Приём» на ТСКБМ-ПCAN и БЛОК в соответствии с таблицей 3.1. Готовность ТСКБМ наступает примерно через (1 – 2) с после включения.

4) Совместное функционирование систем ТСКБМ и комплекса БЛОК.

а) При включенной ТСКБМ комплекс БЛОК работает только с однократными проверками бдительности машиниста. Периодические проверки отменяются.

б) Включенное состояние ТСКБМ не отменяет однократных проверок бдительности, инициированных работой комплекса БЛОК.

в) Включенное состояние ТСКБМ фиксируется на кассете регистрации комплекса БЛОК.

3.3.3 Подготовка БЛОК к работе

3.3.3.1 Общие положения

3.3.3.1.1 Изменение режимов работы БЛОК (режимов движения, номера пути, параметров координаты, несущей частоты АЛСН, ввод поездных характеристик) производится только на стоянке локомотива (МВПС) при наличии кассеты регистрации в кассетоприемнике БР. (Исключение: изменение номера пути, параметров координаты и несущей частоты АЛСН при отсутствии ЭК может осуществляться и во время движения). Изменение производится с клавиатуры ввода БИЛ в активной кабине локомотива (МВПС), т.е. в кабине, из которой будет осуществляться управление движением.

3.3.3.1.2 Перечень функций и команд, выполняемых с клавиатуры БИЛ, приведен в Приложении И настоящего РЭ.

3.3.3.2 Ввод поездных характеристик, регулировка яркости и подсветки блока БИЛ

3.3.3.2.1 Для ввода поездных характеристик машинист должен нажать на клавиатуре БИЛ кнопку “Л” (на БИЛ-М последовательно нажать кнопки “К”, “7”, ”¿”).

После появления в информационной строке БИЛ наименования параметра и его значения, хранящегося в памяти БЛОК, при необходимости изменить его численное значение. Для сброса ошибочно набранного числового значения параметра нажать на клавиатуре БИЛ кнопку «>0<» (кнопку “ СТР ” на БИЛ‑М). Ввод значения текущего параметра и вызов следующего параметра осуществляется нажатием на кнопку ввода “D” ( кнопку “¿” на БИЛ-М).

3.3.3.2.2 Последовательность вводимых параметров приведена в пункте 8 списка функций кнопок и команд БЛОК Приложения И настоящего РЭ.

3.3.3.2.3 На блоках БИЛ яркость индицируется последовательным нажатием кнопки “И” (всего восемь градаций яркости). На блоке БИЛ-М приемлемый уровень яркости устанавливается нажатием кнопок “*”, “Х”, “¿”, где Х – цифровая кнопка от 0 до 7, при нажатой цифровой кнопки 8 регулировка яркости на блоке БИЛ-М производится автоматически.

На блоках БИЛ-ПОМ, БИЛ-ИНД (при их наличии) уровень яркости должен меняться в соответствии с уровнем яркости на БИЛ.

3.3.3.2.4 Включение (выключение) подсветки и клавиатуры БИЛ-УТ, БИЛ-М производится следующим образом:

– на БИЛ-УТ – однократным нажатием кнопки “Ñ”;

– на БИЛ-М быстрым двукратным нажатием кнопки “*”.

3.3.3.3 Ввод несущей частоты АЛСН

3.3.3.3.1 В случае отсутствия ЭК, ввод несущей частоты АЛСН осуществляется как на стоянке, так и во время движения локомотива (МВПС). Последовательно (с интервалом не менее одной секунды) нажимая на клавиатуре БИЛ-УТ, БИЛ-М кнопку “F”, ввести требуемое значение несущей частоты для канала АЛСН. На индикаторе “АЛС” после каждого нажатия индицируется последовательный перебор несущих частот: ...”25”, “50”, “75”... и т. д. (Для приема сигналов АЛСН с несущей частотой 50 Гц, данная частота устанавливается по индикации на блоке БИЛ переключением с частоты 25Гц или 75Гц с помощью однократного нажатия кнопки “F”).

3.3.3.3.2 При наличии ЭК, после ввода номера пути, если он имеется в ЭК, значение несущей частоты кодов АЛСН выбирается из ЭК участка и на индикаторе “АЛС” блока БИЛ высвечивается надпись ”ЭК”.

3.3.3.4 Выбор режима движения

3.3.3.4.1 Выбор режима движения осуществляется только на стоянках локомотива (МВПС) при установленной кассете регистрации. До начала движения, нажимая на клавиатуре БИЛ-УТ, БИЛ-М кнопку “РМП”, выбрать режим движения (на БИЛ-М кнопку “РМП” удерживать в нажатом состоянии не менее одной секунды). При этом на БИЛ изменяется значение Vдоп и Vцел, а на индикаторе режима движения поочередно зажигаются индикаторы: “П” (поездной), “М” (маневровый) или мигающий “П” (режим “РДТ”). Выбор режима движения невозможен при показаниях “КЖ”, “БМ” или “К” на БИЛ и БИЛ-ПОМ.

3.3.3.4.2 В поездном режиме движения, при отсутствии на локомотиве (МВПС) ЭК, показания Vдоп и Vцел формируются в соответствии с таблицей 3.1

Таблица 3.1

Но-мер пун- кта   Система кодирования   Сигналы путевых светофоров Сигналы локомотивных светофоров / кол-во блок-участков Vцел, км/ч Vдоп, км/ч
Нет Любой «Б» Vбел Vбел
АЛСН Зеленый «З» Vзел Vзел
АЛСН Желтый «Ж» Vжел Vзел
АЛСН Любой разрешающий 1 – 5 свободных блок-участков Vцел Vдоп
АЛСН, АЛС-ЕН Красный «КЖ» Vдоп*
АЛСН, АЛС-ЕН На занятый блок-участок «К»
АЛСН, АЛС-ЕН Пригласительный «БМ» Vдоп
Примечания: 1 VЗЕЛ __ значение скорости равно скорости проследования путевого светофора с зеленым сигналом. Значение параметра «Скорость на «зеленый» устанавливается приказом начальника дороги (вводится в БЛОК согласно 4.8). 2 VЦЕЛ и VДОП __ значения целевой и допустимой скорости выбираются из «Таблицы соответствия показаний локомотивного светофора блока БИЛ числу свободных блок-участков.(см. Приложение А) в соответствии с поездной ситуацией. 3 VЖЕЛ - значение скорости равно скорости проследования путевого светофора с желтым сигналом. Значение параметра «Скорость на «желтый» устанавливается приказом начальника дороги (вводится в согласно 4.8). 4 VДОП* ‑ значение скорости, которое постепенно снижается от VЖЕЛ до 20 км/ч (без ЭК) и до 0 км/ч (при наличии ЭК) при движении к светофору с запрещающим сигналом. При отсутствии электронной карты снижение происходит на блок-участке, протяженность которого установлена приказом начальника дороги. 5 VБЕЛ - значение допустимой скорости движения в случае внезапного появления сигнала «Б» на БИЛ (вводится в БЛОК согласно 4.8). При эксплуатации на участках с автоблокировкой данная скорость должна быть равна 40 км/ч (согласно 1.3 ЦД-790). При эксплуатации локомотива или МВПС на участках с полуавтоматической блокировкой (ПАБ), а так же на некодируемых участках значение скорости устанавливается машинистом в соответствии с приказом начальника железной дороги.

3.3.3.4.3 Маневровый режим используется при следовании по тракционным путям депо, выполнении маневровой работы на станциях, а так же при прицепке локомотива к составу. Прием сигналов “АЛСН” и “АЛС-ЕН” в маневровом режиме не осуществляется. На БИЛ и БИЛ-ПОМ индицируется сигнал “Б”. Однократная проверка бдительности машиниста при начале движения в маневровом режиме отменена. Допустимая и целевая скорости равны 40 км/ч.

В Маневровом режиме на локомотиве, производящем прицепку к составу согласно 3.5.3.4, отменяется функция контроля скатывания при фактической скорости не более 3 км/ч.

3.3.3.4.4 Движение в режиме двойной тяги “РДТ” осуществляется:

– при работе локомотивов по системе многих единиц (кроме ведущего);

– на подталкивающем, втором и последующих локомотивах;

– на локомотивах, следующих в середине состава соединенного поезда;

– при движении с вагонами, кранами, путевыми машинами, снегоочистителями впереди локомотива.

Переход в режим “РДТ” возможен только на стоянке локомотива в течение 30 с после одновременного нажатия рукояток РБ и РБП.

В режиме “РДТ” БЛОК:

– не осуществляет прием кодов АЛСН, а так же кодов светофоров от цифрового радиоканала (на БИЛ и БИЛ-ПОМ индицируется сигнал “Б”);

– обеспечивает изменение скорости движения по сигналу “Б” после ввода команды “К799”.

– не производит автостопное торможение посредством блока КОН;

– не осуществляет однократную проверку бдительности при трогании, контроль скатывания и контроль исправности ДПС;

– формирует на БИЛ информацию о впередилежащих местах ограничения скорости, не производя при этом фактической отработки Vцел и Vдоп по данным ограничениям. Выход из режима “РДТ” осуществляется нажатием кнопки РМП.

3.3.3.4.5 При работе локомотивов по системе многих единиц переход в этот режим осуществляется для второго и последующих локомотивов только из режима двойной тяги путем ввода команды “К262”. При работе локомотивов по системе многих единиц работа БЛОК соответствует 3.3.3.4.4 настоящего РЭ и отменяются все периодические проверки бодрствования. Режим автоматически отменяется при выходе из режима “РДТ”.

Ввод номера пути

Ввод номера пути может осуществляться на стоянках и во время движения. Для ввода номера пути машинист должен нажать кнопку «П» на клавиатуре БИЛ-УТ, БИЛ-М.

3.3.3.5.1 На БИЛ в информационной строке появится сообщение “НОМЕР ПУТИ”. Далее необходимо ввести номер пути движения[3]. После ввода номера пути, необходимо ввести признак правильности направления:

“0”- неправильное направление движения (несовпадение четности номера пути и номера поезда);

“1” - правильное направление движения (совпадение четности номера пути и номера поезда). Нажать кнопку “Δ”. При этом на БИЛ после значения номера пути будут индицироваться буквы “НП” или “ПР”, соответственно.

3.3.3.5.2 Если локомотив (МВПС) находится в месте, позволяющем достоверно принимать сигналы от СНС, и с момента включения питания БЛОК прошло не менее 4-х минут, то при наличии ЭК в БЛОК на БИЛ, через время не более 30 секунд после ввода номера пути, на котором находится локомотив (МВПС), появится дополнительно следующая информация:

– в информационной строке - название и тип ближайшей цели по ходу движения локомотива или МВПС;

– в строке «Расстояние до цели» - расстояние в метрах до ближайшего препятствия по ходу движения;

– значение текущей координаты локомотива (МВПС), соответствующее значению данных ЭК;

– значение VДОП (максимально допустимая скорость в точке нахождения локомотива, обеспечивающая проследование актуального препятствия с VФАК не выше VЦЕЛ) – цифровое и точкой красного цвета на аналоговой шкале скорости (треугольником красного цвета на БИЛ-М);

– значение VЦЕЛ (скорость проезда составом поезда актуального препятствия) - точка желтого цвета на аналоговой шкале (треугольник желтого цвета на БИЛ-М) ;[4]

– на индикаторе АЛС – надпись “ЭК”.

3.3.3.5.3 При смене кабины управления, признак правильности направления изменяется автоматически (Например, если в кабине 1 на БИЛ индицировался номер пути – “2ПР”, то при переходе в кабину 2, индицируется номер пути – “2НП”).

3.3.3.6 Ввод координаты и характера ее изменения

3.3.3.6.1 Ввод координаты и характера ее изменения (уменьшение или увеличение) может осуществляться как на стоянке, так и во время движения при установленной кассете регистрации.

3.3.3.6.2 Ввод и индикация введенной координаты возможны:

– при нахождении локомотива (МВПС) на невнесенном в ЭК участке;

– при отсутствии приема информации со спутников;

– при отсутствии ЭК на локомотиве (МВПС).

3.3.3.6.3 Для ввода координаты и характера ее изменения, ввести команду "К6" и затем значения параметров, последовательность которых приведена в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

№ п/п Наименование параметра Диапазон значений
Координата, м 0…9999999
Изменение координаты: 0 – возрастание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении (или убывание координаты при движении по четному пути в правильном направлении); 1 – возрастание координаты при движении по четному пути в правильном направлении (или убывание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении). 0 или 1

3.3.4 Проверка работоспособности БЛОК

3.3.4.1 Общие положения

Проверку работоспособности БЛОК проводит машинист на стоянке и при предрейсовом и послерейсовом осмотре БЛОК на локомотиве (МВПС).

3.3.4.2 Проверка соответствия наличия исправных логических модулей, указанному в штамп-справке в журнале ТУ-152

Ввести команду “К71”. В информационной строке БИЛ высветится ряд цифр и букв: “1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В С”. Вместо некоторых цифр и букв может индицироваться знак “-“. При соответствии (совпадение ряд цифр, букв и знаков “-“ ряду, указанному в штамп-справке) или несоответствии результата проверки машинист должен действовать в соответствии с 3.2.2. – 3.2.4 настоящего РЭ. После окончания проверки ввести команду “К70”.

3.3.4.3 Проверка наличия в БЛОК ЭК участка

Ввести с клавиатуры БИЛ-УТ, БИЛ-М команду “К10” или “К522”. В информационной строке на 4 секунды появится номер ЭК, состоящий из четырех цифр и букв (Отсутствие ЭК в БЛОК индицируется значением, равным “FFFF”). При несовпадении номера ЭК с номером, указанным в штамп-справке машинист должен произвести запись фактического номера ЭК и соответствующего замечания в журнал ТУ-152. Далее, действовать в соответствии с разделом 3 настоящего РЭ, с учетом отсутствия ЭК на локомотиве.

3.3.5 Порядок выключения БЛОК

3.3.5.1 Выключение БЛОК в рабочей кабине производится только по прибытии в локомотивное (моторовагонное) депо, либо в пункте смены локомотивных бригад.

3.3.5.2 Для выключения БЛОК машинисту необходимо:

– выключить ЭПК поворотом ключа по часовой стрелке до упора;

– установить автоматические выключатели БЛОК в положение “Выключено” (в случае наличия на локомотиве (МВПС) отдельного тумблера включения питания БЛОК, выключение питания БЛОК производится данным тумблером, при этом автоматы питания должны быть всегда включены);

– изъять кассету регистрации из БР-У;

– сделать подробную запись в журнале ТУ-152 обо всех обнаруженных замечаниях в работе БЛОК.

3.3.5.3 Выключение подсистемы ТСКБМ.

1) Выключение локомотивной части подсистемы ТСКБМ происходит автоматически вместе с выключением электропитания БЛОК.

2) Выключение носимой части.

а) Выключить ТСКБМ-Н нажатием острым предметом на кнопку включения и проконтролировать выключение по погасанию индикатора «Приём» на ТСКБМ-П и светодиодного индикатора на корпусе ТСКБМ-Н.

б) Выключение ТСКБМ-Н без часового циферблата происходит автоматически примерно через 140 с (2 мин. 20 с) после прекращения контакта электродов датчика с кожным покровом (электроды датчика должны быть свободны). Принудительное выключение прибора ТСКБМ-Н производится путем замыкания электродов датчика металлическим предметом на время не более 6 с (должно быть обеспечено электрическое короткое замыкание). Выключенное состояние прибора отображается отсутствием свечения индикатора включения.

3.3.6 Порядок смены кабины управления для изменения направления движения

3.3.6.1 Смена кабины управления для изменения направления движения в двухсекционных локомотивах и МВПС соответствует обычному выключению БЛОК в одной кабине и включению БЛОК в другой кабине в соответствии с 3.3.2, 3.3.5.

3.3.6.2 Смена кабины управления для изменения направления движения в односекционных локомотивах, имеющих две кабины, должно осуществляться машинистом следующим образом:

- в кабине, из которой передается управление локомотивом, выключить ЭПК ключом;

- вынуть из БР кассету регистрации с записанной в этом направлении поездкой;

- произвести смену кабины локомотива;

- установить в БР другую кассету регистрации (при наличии на локомотиве одного блока БР произвести замену кассеты регистрации);

- в кабине, из которой будет осуществляться управление локомотивом, включить ЭПК ключом и проверить работоспособность БЛОК в соответствии с 3.3.2, 3.3.4.

При необходимости:

– ввести предрейсовые поездные характеристики (ввод осуществляется только при первой смене кабин и при изменении значения параметров, вводимых после нажатия на кнопку “Л” на клавиатуре БИЛ-УТ или кнопок “К”, “ 7”, ”¿” на БИЛ-М;

– ввести номер пути в соответствии с 3.3.3.5 настоящего РЭ;

– при отсутствии ЭК, дополнительно ввести параметры координаты пути (см. 3.3.3.6 настоящего РЭ) и установить несущую частоту кодов АЛСН (см. 3.3.3.3 настоящего РЭ).

Дальнейшие действия по началу движения осуществлять в соответствии с разделом 3 настоящего РЭ и поездной обстановкой.

Наши рекомендации