Вид, тип практики, способ и форма (формы) ее проведения

РАЗДЕЛ 1.

Вид, тип практики, способ и форма (формы) ее проведения

Вид практики: Учебная

Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности

Способ проведения практики: стационарная

Форма проведения: в профильной организации

Учебная практика составляет 2 недели, распределенных в течение семестра, и осуществляется в первом семестре магистерской подготовки. Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 ЗЕТ.

Практика проводится в профильных организациях, соответствующих направлению указанной программы подготовки магистров.

РАЗДЕЛ 2.

Цели и задачи освоения дисциплины

- изучение производства на уровне «установка», выбор подсистемы, в наибольшей степени влияющей на технико-технологические показатели производства (основной стадии):

- подготовка информации для междисциплинарного курсового проекта (МКП), раздел – «Анализ способа производства продукта промышленного аналога и выбор направления поиска вариантов достижения цели проектирования», для магистерской диссертации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- ознакомление с технологической схемой (ТС) получения целевого продукта;

- системный анализ работы ТС на уровне «установка» → «основная стадия» → «основной узел»;

- анализ способа получения целевого продукта на изучаемом производстве.

РАЗДЕЛ 3.

Место дисциплины в структуре ОП

Учебная практика является частью магистерских программ по направлению подготовки 18.04.01 «Химическая технология» с подготовкой магистров к производственно-технологической деятельности: «Химическая технология органических веществ» и «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Настоящая дисциплина относится к блоку 2 «Практики» учебного плана.

Практика базируется на результатах обучения, полученных при изучении дисциплин учебного плана подготовки бакалавров: «Общая и неорганическая химия», «Процессы и аппараты химической технологии», «Органическая химия», «Теория химических процессов основного органического и нефтехимического синтеза».

Компетенции, полученные при прохождении учебной практики компетенции являются основой для изучения дисциплины «Моделирование промышленных процессов основного органического и нефтехимического синтеза», «Моделирование нефтехимических процессов», «Междисциплинарный курсовой проект» а также является основой для выполнения магистерской диссертации и непосредственному использованию в последующей профессиональной деятельности.




РАЗДЕЛ 4.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, (формируемые компетенции)

Таблица Д1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Результаты обучения Темы, разделы дисциплины, способствующие формированию компетенции
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности   знает особенности реализации способа получения целевого продукта в промышленных условиях 1-7
умеет анализировать теоретические и инженерные основы процессов органического и нефтехимического синтеза
владеет навыками работы с регламентами цехов, чертежами технологических схем и аппаратов, паспортами на оборудование
Профессиональные компетенции
ПК-1 способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей   знает способы получения органических соединений, методы расчета экспериментального исследования, основные методы синтеза функциональных органических соединений, способы их выделения, очистки и идентификации органических соединений 1-7
умеет производить технологические расчёты, пользоваться справочной и монографической литературой
владеет техническими средствами для измерения основных параметров технологического процесса, химических свойств сырья и продукции  
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи   знает состояние и тенденции развития процессов органического синтеза; типовые модели реакторов, используемых в технологии органического синтеза 1-7
умеет выявлять недостатки функционирования технологической схемы, понимать причины их возникновения и находить пути устранения, применяя знания, полученные в университете
владеет навыками работы с научно-технической литературой, справочными термодинамическими таблицами и экспериментальными данными

РАЗДЕЛ 5.

Содержание и структура дисциплины по темам (разделам)

Таблица Д2 – Содержание учебной дисциплины

Номер темы и/или раздела Наименование раздела практики Трудоемкость в часах Форма контроля
Аудиторные занятия СРС
Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности.   -
  Общая характеристика производства-аналога (проектная мощность, достигнутая производительность, номенклатура выпускаемой продукции, потребность в продукции на перспективу с учетом реализации побочных продуктов и отходов, оценка возможностей экспорта, уровень качества, конкурентоспособность, мировые тенденции изменения качества) Отчет по практике, Зачет с оценкой
Особенности способа производства в соответствии с природой процесса Для химических методов переработки сырья: Химизм процесса (основные и побочные реакции), сведения о патентах (авторских свидетельствах), описывающих способ, используемый на промышленном аналоге, условия синтеза (давление, температура, время реакции, соотношение реагентов, порядок подачи в реактор): катализатор (для каталитических процессов) – доставка, поддержание работоспособности, чистота и условия регенерации, срок службы, удельная производить, для твердых катализаторов – размеров и форма частиц, насыпная плотность, состав; в радикальном процессе - инициатор, особенности дозировки, хранения и др. Для физических методов переработки сырья: Сущности и теоретические основы процесса, степень извлечения (экстракция), разделение (ректификация), влияние параметров процесса, химических и физических свойств веществ, участвующих в процессе, на эти показатели. Сведения о патентах (авторских свидетельствах), описывающих способ, используемый на промышленном аналоге. Отчет по практике, Зачет с оценкой
Сырьевая база: Откуда поставляется сырье, особенности его транспортировки и хранения, качество (ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.), подготовка к процессу Отчет по практике, Зачет с оценкой
Структура установки: Количество стадий и структура их взаимодействия, типа связей (последовательные, параллельные, рециклические), характер связей (материальные, энергетические, информационные), динамика связей (непрерывные, периодические, полупериодические, циклические). Отчет по практике, Зачет с оценкой
Данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу, жидких и твердых отходах Отчет по практике, Зачет с оценкой
Сведения о взаимосвязях установки с инженерными сетями предприятия: обеспечение технологической схемы паром, водой, рассолом, азотом и т.д. Отчет по практике, Зачет с оценкой
Материальный баланс процесса получения целевого продукта Отчет по практике, Зачет с оценкой
ИТОГО    

Таблица Д4 – Практические занятия

Номер занятия Тема практического занятия Объем, час.
Инструктаж по технике безопасности
Семинар по теме: «Регламент и технологическая схема (ТС) – структура, содержание, навыки чтения ТС (ГОСТы на изображение элементов ТС), отражение правил пожаро-, взрывоопасности в структуре ТС».
Семинар по теме: «Системный анализ производства (особенности системного подхода, технология одного из видов системного анализа). Применение технологии системного анализа для изучения конкретного производства (рассмотрение примера)»
Семинар по теме: «Анализ способа получения целевого продукта на изучаемом производстве»
Семинар по теме: «Материальный баланс процесса получения целевого продукта»
ИТОГО  

РАЗДЕЛ 6.

Содержание

Введение – изложение цели и задач практики, характеристика объема выполненной работы, общая характеристика производства-аналога

Содержание практики в соответствии с программой:

Заключение

Обобщение результатов практики: что сделано для достижения целей практики, результаты анализа подсистем

Варианты совершенствования выбранной стадии.

РАЗДЕЛ 7.

РАЗДЕЛ 8.

РАЗДЕЛ 9.

РАЗДЕЛ 10.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

При прохождении учебной практики студенты используют оборудование, лаборатории, кабинеты, измерительные и вычислительные комплексы, транспортные средства, бытовые помещения профильных организаций.

Профильные организации для прохождения практики должны отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать профилю подготовки магистра

2. Располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студента

3. Иметь материально-техническую и информационную базу, обеспечивающую проведение практики.

Во время прохождения практики студент пользуется современным оборудованием, средствами обработки полученных данных (компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением), а также нормативно-технической и проектной документацией профильной организации.

Таблица Д 10 – Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

№ лаборатории, кабинета, аудитории Наименование лаборатории, кабинета, аудитории Перечень основного оборудования Кафедра Факультет
ГУК 435 Компьютерный класс кафедры ТОНС Столы, стулья, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» ТОНС ХТФ
ГУК 100 Студенческий читальный зал Столы, стулья, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет»   НТБ

РАЗДЕЛ 11. Иные материалы

Таблица Д 11 – Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине

№ п/п Наименование издания Доступ ресурса (НТБ, кафедра, файловое хранилище)
Программа производственных и технологических практик: метод. указ. / сост. Ю.Л. Зотов, К.Ф. Красильникова, Н.А. Бутакова; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2013. – 20я с. файловое хранилище
Содержание и порядок выполнения междисциплинарного курсового проекта: метод. указ. / сост. С.Н. Елфимова, Е.В. Шишкин; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2011. – 32 с. файловое хранилище
Структура и содержание магистерской диссертации: метод. указ. / сост.: Ю.В. Попов, Е.В. Медников, Ю.Л.. Зотов; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2010. – 36 с. файловое хранилище

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Виды дополнений и изменений Дата и номер протокола заседания кафедры, на котором были рассмотрены и одобрены изменения и дополнения Дата согласования и подпись декана факультета, реализующего ОП
1.     Протокол №___ от __________20__ г.   Зав. кафедрой _________ ______________ подпись ФИО     __________20__ г.   Декан факультета _________ _____________ подпись ФИО  
2.       Протокол №___ от __________20__ г.   Зав. кафедрой _________ ______________ подпись ФИО     __________20__ г.   Декан факультета _________ _____________ подпись ФИО  
3.       Протокол №___ от __________20__ г.   Зав. кафедрой _________ ______________ подпись ФИО     __________20__ г.   Декан факультета _________ _____________ подпись ФИО  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма оформления титульного листа отчета по практике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет»

Химико-технологический факультет

Кафедра «Технология органического и нефтехимического синтеза»

ОТЧЕТ

по учебной практике

____________________________________________

(наименование вида практики)

На _________________________________________________________

(наименование профильной организации)

Руководитель практики

от профильной организации _______________ ______________ Ф.И.О.

(должность) (подпись)

Руководитель практики

от университета _______________ ______________ Ф.И.О.

(должность) (подпись)

Студент гр. ______________ Ф.И.О.

(подпись)

Отчет защищен с оценкой _______________

«______» __________20_____г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТЗЫВ

Руководитель практики

от профильной организации ____________________________________

(Ф.И.О.руководителя практики)

______________________________________________________________________________

(должность, наименование организации)

Студент___________________________________________________________

Прибыл на практику в организацию ___________________________________

(дата)

И завершил практику________________________________________________

(дата)

За время практики студент ____________________________________________

(Ф.И.О.)

Выполнил ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Показал ________________________________________________________

___________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Оценка по практике ______________________

Руководитель практики

от профильной организации ______________ ___________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Заверено:

М.П.


Паспорт

Фонда оценочных средств

по дисциплине «Учебная практика»

Перечень компетенций (элементов компетенций), формируемых в результате освоения дисциплины (модуля) или практики

№ п/п Код контролируемой компетенции Формулировка контролируемой компетенции Контролируемые разделы (темы) дисциплины Этапы формирования (семестр изучения)
ОПК-1 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности   Темы 1-7
ПК-1 способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей Темы 1-7
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи Темы 1-7

Описание шкал оценивания

Таблица ПЗ.1 – Показатели оценивания компетенций

Студент должен знать:

- особенности реализации способа получения целевого продукта в промышленных условиях (ОПК-1);

- способы получения органических соединений, методы расчета экспериментального исследования, основные методы синтеза функциональных органических соединений, способы их выделения, очистки и идентификации органических соединений (ПК-1)

- состояние и тенденции развития процессов органического синтеза;

типовые модели реакторов, используемых в технологии органического синтеза

(ПК-2)

Студент должен уметь:

- анализировать теоретические и инженерные основы процессов органического и нефтехимического синтеза (ОПК-1);

- производить технологические расчёты, пользоваться справочной и монографической литературой (ПК-1)

- выявлять недостатки функционирования технологической схемы, понимать причины их возникновения и находить пути устранения, применяя знания, полученные в университете (ПК-2)

Студент должен владеть:

- навыками работы с регламентами цехов, чертежами технологических схем и аппаратов, паспортами на оборудование (ОПК-1);

- техническими средствами для измерения основных параметров технологического процесса, химических свойств сырья и продукции (ПК-1);

- навыками работы с научно-технической литературой, справочными термодинамическими таблицами и экспериментальными данными (ПК-2).

№ п/п Код контролируемой компетенции Показатель оценивания (знания, умения, навыки) Контролируемые разделы (темы) дисциплины Наименование оценочного средства
ОПК-1 Студент знает: особенности реализации способа получения целевого продукта в промышленных условиях Студент умеет: анализировать теоретические и инженерные основы процессов органического и нефтехимического синтеза Студент владеет: навыками работы с регламентами цехов, чертежами технологических схем и аппаратов, паспортами на оборудование Тема 1 - 7 Зачет с оценкой
ПК-1 Студент знает: способы получения органических соединений, методы расчета экспериментального исследования, основные методы синтеза функциональных органических соединений, способы их выделения, очистки и идентификации органических соединений Студент умеет: производить технологические расчёты, пользоваться справочной и монографической литературой Студент владеет: техническими средствами для измерения основных параметров технологического процесса, химических свойств сырья и продукции   Тема 1-7   Зачет с оценкой
ПК-2 Студент знает: состояние и тенденции развития процессов органического синтеза; типовые модели реакторов, используемых в технологии органического синтеза Студент умеет: выявлять недостатки функционирования технологической схемы, понимать причины их возникновения и находить пути устранения, применяя знания, полученные в университете Студент владеет: навыками работы с научно-технической литературой, справочными термодинамическими таблицами и экспериментальными данными Тема 1-7   Зачет с оценкой

При проведении промежуточной аттестации используются следующие показатели оценивания компетенций:

-уровень знаний, качество выполнения индивидуального задания на практику, в том числе умение грамотно и четко поставить задачу и провести поиск решений, уровень предлагаемых студентом технических решений,

- ответы на контрольные вопросы,

- отзыв руководителя практики от профильной организации о качестве работы студента и соблюдении дисциплины,

- качество подготовки отчета, в том числе полнота изложения материала и соответствие заданной структуре и требованиям действующих стандартов

Таблица ПЗ.2 – Критерии и шкала оценивания по оценочному средству отчет по практике

Шкала оценивания (интервал баллов) Критерии оценивания
Раздел практики выполнен в полном объеме, без замечаний.
Раздел практики выполнен в полном объеме, но допущены ошибки при оформлении.
Раздел практики выполнен в полном объеме, но с замечаниями по анализу аппаратов.
Раздел практики выполнен не в полном объеме, с замечаниями по анализу аппаратов и выводам о соответствии конструкции аппарата протекающему процессу.

Таблица ПЗ.4 – Критерии и шкала оценивания по оценочному средству зачет

Шкала оценивания (интервал баллов) Критерии оценивания
36-40 Ответ дан на отличном уровне (правильные ответы даны на 90-100% вопросов): полное изложение программного материала, последовательные, грамотные, логически излагаемые ответы, свободное владение материалом.
31-35 Ответ дан на хорошем уровне (правильные ответы даны на 76-89% вопросов): грамотное, последовательное, логическое изложение программного материала, без существенных неточностей.
26-30 Ответ дан на удовлетворительном уровне (правильные ответы даны на 61-75% вопросов): правильное изложение основного материала, нарушение логической последовательности, недостаточно правильные формулировки.
15[2]-25 Ответ дан на неудовлетворительном уровне (правильные ответы даны менее чем на 60% вопросов)
0-14 Ответ дан на отличном уровне (правильные ответы даны на 90-100% вопросов): полное изложение программного материала, последовательные, грамотные, логически излагаемые ответы, свободное владение материалом.

РАЗДЕЛ 1.

Вид, тип практики, способ и форма (формы) ее проведения

Вид практики: Учебная

Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности

Способ проведения практики: стационарная

Форма проведения: в профильной организации

Учебная практика составляет 2 недели, распределенных в течение семестра, и осуществляется в первом семестре магистерской подготовки. Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 ЗЕТ.

Практика проводится в профильных организациях, соответствующих направлению указанной программы подготовки магистров.

РАЗДЕЛ 2.

Цели и задачи освоения дисциплины

- изучение производства на уровне «установка», выбор подсистемы, в наибольшей степени влияющей на технико-технологические показатели производства (основной стадии):

- подготовка информации для междисциплинарного курсового проекта (МКП), раздел – «Анализ способа производства продукта промышленного аналога и выбор направления поиска вариантов достижения цели проектирования», для магистерской диссертации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- ознакомление с технологической схемой (ТС) получения целевого продукта;

- системный анализ работы ТС на уровне «установка» → «основная стадия» → «основной узел»;

- анализ способа получения целевого продукта на изучаемом производстве.

РАЗДЕЛ 3.

Место дисциплины в структуре ОП

Учебная практика является частью магистерских программ по направлению подготовки 18.04.01 «Химическая технология» с подготовкой магистров к производственно-технологической деятельности: «Химическая технология органических веществ» и «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Настоящая дисциплина относится к блоку 2 «Практики» учебного плана.

Практика базируется на результатах обучения, полученных при изучении дисциплин учебного плана подготовки бакалавров: «Общая и неорганическая химия», «Процессы и аппараты химической технологии», «Органическая химия», «Теория химических процессов основного органического и нефтехимического синтеза».

Компетенции, полученные при прохождении учебной практики компетенции являются основой для изучения дисциплины «Моделирование промышленных процессов основного органического и нефтехимического синтеза», «Моделирование нефтехимических процессов», «Междисциплинарный курсовой проект» а также является основой для выполнения магистерской диссертации и непосредственному использованию в последующей профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ 4.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, (формируемые компетенции)

Таблица Д1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Результаты обучения Темы, разделы дисциплины, способствующие формированию компетенции
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности   знает особенности реализации способа получения целевого продукта в промышленных условиях 1-7
умеет анализировать теоретические и инженерные основы процессов органического и нефтехимического синтеза
владеет навыками работы с регламентами цехов, чертежами технологических схем и аппаратов, паспортами на оборудование
Профессиональные компетенции
ПК-1 способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей   знает способы получения органических соединений, методы расчета экспериментального исследования, основные методы синтеза функциональных органических соединений, способы их выделения, очистки и идентификации органических соединений 1-7
умеет производить технологические расчёты, пользоваться справочной и монографической литературой
владеет техническими средствами для измерения основных параметров технологического процесса, химических свойств сырья и продукции  
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи   знает состояние и тенденции развития процессов органического синтеза; типовые модели реакторов, используемых в технологии органического синтеза 1-7
умеет выявлять недостатки функционирования технологической схемы, понимать причины их возникновения и находить пути устранения, применяя знания, полученные в университете
владеет навыками работы с научно-технической литературой, справочными термодинамическими таблицами и экспериментальными данными

РАЗДЕЛ 5.

Содержание и структура дисциплины по темам (разделам)

Таблица Д2 – Содержание учебной дисциплины

Номер темы и/или раздела Наименование раздела практики Трудоемкость в часах Форма контроля
Аудиторные занятия СРС
Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности.   -
  Общая характеристика производства-аналога (проектная мощность, достигнутая производительность, номенклатура выпускаемой продукции, потребность в продукции на перспективу с учетом реализации побочных продуктов и отходов, оценка возможностей экспорта, уровень качества, конкурентоспособность, мировые тенденции изменения качества) Отчет по практике, Зачет с оценкой
Особенности способа производства в соответствии с природой процесса Для химических методов переработки сырья: Химизм процесса (основные и побочные реакции), сведения о патентах (авторских свидетельствах), описывающих способ, используемый на промышленном аналоге, условия синтеза (давление, температура, время реакции, соотношение реагентов, порядок подачи в реактор): катализатор (для каталитических процессов) – доставка, поддержание работоспособности, чистота и условия регенерации, срок службы, удельная производить, для твердых катализаторов – размеров и форма частиц, насыпная плотность, состав; в радикальном процессе - инициатор, особенности дозировки, хранения и др. Для физических методов переработки сырья: Сущности и теоретические основы процесса, степень извлечения (экстракция), разделение (ректификация), влияние параметров процесса, химических и физических свойств веществ, участвующих в процессе, на эти показатели. Сведения о патентах (авторских свидетельствах), описывающих способ, используемый на промышленном аналоге. Отчет по практике, Зачет с оценкой
Сырьевая база: Откуда поставляется сырье, особенности его транспортировки и хранения, качество (ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.), подготовка к процессу Отчет по практике, Зачет с оценкой
Структура установки: Количество стадий и структура их взаимодействия, типа связей (последовательные, параллельные, рециклические), характер связей (материальные, энергетические, информационные), динамика связей (непрерывные, периодические, полупериодические, циклические). Отчет по практике, Зачет с оценкой
Данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу, жидких и твердых отходах Отчет по практике, Зачет с оценкой
Сведения о взаимосвязях установки с инженерными сетями предприятия: обеспечение технологической схемы паром, водой, рассолом, азотом и т.д. Отчет по практике, Зачет с оценкой
Материальный баланс процесса получения целевого продукта Отчет по практике, Зачет с оценкой
ИТОГО    

Таблица Д4 – Практические занятия

Номер занятия Тема практического занятия Объем, час.
Инструктаж по технике безопасности
Семинар по теме: «Регламент и технологическая схема (ТС) – структура, содержание, навыки чтения ТС (ГОСТы на изображение элементов ТС), отражение правил пожаро-, взрывоопасности в структуре ТС».
Семинар по теме: «Системный анализ производства (особенности системного подхода, технология одного из видов системного анализа). Применение технологии системного анализа для изучения конкретного производства (рассмотрение примера)»
Семинар по теме: «Анализ способа получения целевого продукта на изучаемом производстве»
Семинар по теме: «Материальный баланс процесса получения целевого продукта»
ИТОГО  

РАЗДЕЛ 6.

Наши рекомендации