Технологии речевого развития
Развитие диалогического общения (А.Г. Арушанова)
Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.
А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста, полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи.
В технологии «активизирующего общения» программным содержанием обучения выступает «несанкционированная» речевая активность каждого ребенка. При этом каждый сценарий активизирующего общения предусматривает возможности решения разнообразных задач речевого развития дошкольников – развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя языка, воспитание звуковой культуры речи и др.
Сценарии активизирующего общения опираются на классические исследования методики развития речи (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова), авторский языковой материал, игровые задания и проблемные ситуации нацелены на активизацию общения детей друг с другом, стимулируют инициативную непроизвольную речь детей.
В каждом сценарии главным является «неучебная» мотивация детской деятельности – дети не учатся пересказывать сказку, они играют в нее, они не учатся описывать игрушку, а придумывают про нее загадку. Коммуникативная и игровая мотивация таких форм работы, «недисциплинарные» приемы привлечения и удержания внимания детей обеспечивают эмоциональный комфорт каждому ребенку.
Данная технология диалогического типа, неурочная организация обучения родному языку обеспечивает не только эмоциональный комфорт и условия для общения со сверстниками, но и помогает решить разнообразные задачи развития детской речи.
Азбука общения (Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова)
Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!
Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.
Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию:
- свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;
- свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;
- свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
- обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;
- воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;
- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
- развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;
- развитие самоконтроля в общении и др.
Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- моделирование и анализ ситуаций общения;
- сочинение историй и др.
Технология активизирующего обучения речи как средству общения (О.А.Белобрыкина)
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста (Т.А.Ткаченко, М.М.Алексеева, В.И.Яшина и др.)
В дошкольной педагогике моделирование, как наглядно-практический метод, получает все большое распространение, в частности в ознакомлении дошкольников с природой, в процессе развития их речи, усвоении элементарных математических представлений и др. В основе моделирования лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (стрелка вместо глагола, волнистая линия вместо прилагательного в моделях предложений и другие); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а тех же выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей дошкольного возраста позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Наиболее распространены в методике обучения пересказу схемы, помогающие ребенку соблюдать последовательность изложения событий, логичность произведения.
В методике формирования навыков описательной речи целесообразно использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.
В начале обучения составления описательного рассказа предлагаемая наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета.
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко.
Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.
Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
М.М.Алексеева и В.И.Яшина предлагают использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения.
Одним из видов обучения рассказыванию в рамках работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста является обучение творческому рассказыванию.
Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать принцип замещения, когда модели помогают не только наглядно предоставить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.
Самым распространенным вариантом таких моделей являются Карты В.Я. Проппа.
Карты Проппа отражают функции, наличествующие в каждой сказке. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. В методике развития речи детей дошкольного возраста целесообразность использования Карт Проппа определяется следующими положениями:
1. Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными и помогают ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и прочее, а следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
4. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
5. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Мнемотехника (В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.)
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);
- методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);
- методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);
- технология коллажа (Т.В. Большева) и др.
В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.
По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ(Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук и др.)Главная особенность «тризовских» технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений.Мозговой штурм или коллективное решение проблемПеред группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете)Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо». Морфологический анализСоздание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).Системный операторСоставление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали). Технология обучения детей составлению загадокОбучение детей составлению загадок осуществляется по моделям, разработанным А.А.Нестеренко для младших школьников и адаптированным для детей дошкольного возраста.Технология обучения составлению текстов сказочного содержания Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям: 1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. 2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок: модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования;модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника». Сказка морально-этического типа создается на основе приемов типовых приемов фантазирования. В основе конфликтного типа сказки лежит метод «Волшебный треугольник». Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели. Обучение детей творческому рассказыванию по картинамВ основе технологии Т.А.Ткаченко – использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.2. Составление рассказа с заменой объекта.3. Составление рассказа с заменой действующего лица.4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.6. Составление рассказа с добавлением объекта.7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.9. Составление рассказа с изменением результата действия.10. Составление рассказа со сменой времени действия.В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды
Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Речевое развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации.
Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- книжный уголок;
- уголок театра;
- зона для настольно-печатных игр;
- уголок природы (наблюдений за природой);
- уголок для игр с песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, экспериментальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на центры (зоны, уголки), которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
- принцип открытости;
- гибкого зонирования;
- стабильности-динамичности развивающей среды;
- полифункциональности.
В предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов, где также успешно решаются задачи речевого развития детей.
В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских высказываний).
В развивающей среде группы размещаются материалы, отражающие особенности быта, культуры родного края.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлены выставки фотографий «Наши достижения», «Проектная деятельность».
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному общению.
При проектировании предметно-развивающей среды выделяются следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Использование пространства | Влияние пространства на развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений ДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей | Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах |
Создание игрового пространства, мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. | Расширяются возможности для освоения образовательного пространства. |
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Развивается ориентировка в пространстве |
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ | У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки |
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование | У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности | Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) | Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» | Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире |
Использование предметного Окружения | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Использование многофункциональных, вариативных модулей | Развитие конструктивного мышления |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) | Ориентировка в окружающей действительности |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте | Интеллектуальное развитие |
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. | Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность |
Обязательным компонентом развивающей предметно-пространственной среды в контексте реализации образовательной области «Речевое развитие» является речевая развивающая среда.
Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или наоборот активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать возрастные особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
На основе анализа существующих психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:
- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
- методы и приемы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- специальное оборудование каждой возрастной группы.
Одной из первых и самых важных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку речь педагога дошкольного учреждения основывается на том, что он закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, оказывает огромное влияние на все стороны речи ребенка.
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения характеризуется тем, что:
- имеет обучающую и воспитывающую направленность;
- главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда;
- речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности;
- речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.
Следующие составляющие речевой развивающей среды дошкольного учреждения – методы и приемы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста, а также специальное оборудование каждой возрастной группы. Подбор данных составляющих напрямую зависит от возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция ребенка предусматривает следующие составляющие: лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую.
Лексическая компетенция предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют: пассивный и активный словарь в пределах возраста - синонимы, омонимы, антонимы; родственные и многозначные слова; основное и переносное значение слова; однокоренные слова; образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. По количественной и качественной характеристике словарь ребенка достигает такого уровня, который позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах понимания ребенка.
Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы; синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение ребенка с окружающими людьми. Содержательная сторона диалогической компетенции - диалог между взрослым и ребенком, между двумя детьми; разговорная речь.
Монологическая компетенция предполагает сформированность умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп:
1 младшая группа:
- развитие речи как средства общения (поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками);
- организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и др. для развития инициативной речи;
- рассказы воспитателя эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать.
2 младшая группа:
- организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы и др.);
- организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказ слова или фразы);
- организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;
- организация уголка «интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей;
- рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
В младшем дошкольном возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи. В этом возрасте огромное значение имеет правильная организация общения ребенка с окружающими людьми. Речь становится средством общения: развиваются коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. В этом возрасте ребенку нужна помощь, чтобы передавать содержание услышанного. Поэтому основные направления в составлении модели речевой развивающей среды для младшего дошкольного возраста заключаются в развитии речи как средства общения, формировании умения слушать и слышать, организации познавательной деятельности детей.
Средняя группа:
- удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др.);
- выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ;
- рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками.
Средний дошкольный возраст – сензитивный период для развития мышц артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Приоритетная линия развития речи – развитие самостоятельной речи: появляется монологическая речь, регуляция силы, темпа, высоты голоса. В речевой развивающей среде для детей среднего дошкольного возраста необходимо акцентирование внимания на семантической стороне речи, продолжается развитие речи как средства общения. Организуется формирование основ объяснительной речи, установление причинно-следственных связей.
Старшая и подготовительная к школе группы:
- совершенствование речи как средства общения (через знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
- организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
- создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества речевых высказываний детей).
Старший дошкольный возраст – период формирования произвольности во всех сферах психической активности, в том числе и в речи. У ребенка появляется произвольная речь. Это обусловливает зарождение словесно-логического мышления. Ребенок строит развернутое высказывание и у него формируется элементарное осознание языковой действительности. Речевая развивающая среда для старшего дошкольного возраста призвана обеспечить формирование основ объяснительной речи, речи-рассуждения.
Примерные речевые развивающие зоны
Уголок | Оборуд Наши рекомендации
|