Моделирование процесса трансферта инновационных технологий
Трансферт технологий представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, для создания и выпуска новой продукции.
На рис.3.6 представлена функциональная диаграмма IDEF0 для разработки методов трансферта технологий.
По результатам обзора и анализа иностранных патентных документов по высоким и критическим технологиям в данной РГР были предложены для разработки предварительных проектов технологической документации и оптимизации проектно-технологических решений по трансферту технологий следующие разработки.
Для выполнения экспертизы, математического моделирования и оптимизации проектно-технологических решений по разработке инновационных технологий также может быть применена система математического моделирования MatLab и пакет математического моделирования Fuzzy Toolbox. Ниже приведены примеры зарубежных патентных документов( рис.3.7; рис.3.8, рис.3.9), соответствующих вершинам графа (рис.3.5.)
Рис.3.6. Функциональная диаграмма IDEF0 методов трансферта технологий
Рис.3.7 Французский патент на способ изготовления кромки лопатки вентилятора
Рис.3.8. Английский патент на способ линейной сварки трением
Рис.3.9. Французский патент на устройство охлаждения дисков турбин
Таким образом, по результатам экспертизы и разработки предварительных проектов технологической документации с помощью известных методов можно приступать к разработке инновационного проекта для практического применения и коммерциализации новых технологий.
4.Разработка план-графика подготовки предварительного проекта технологической документации в инновационном проекте
Для решения этой задачи использована система MS-Project и электронная база данных для нормирования трудоемкости разработки комплектов проектной документации. На этой основе составлен календарный план график инновационного проекта (рис.3.10) разработки предварительного проекта технологической документации для изготовления деталей типа «Блиск» с использованием новой технологии сварки трением (патент представлен на рис.3.8 )
Разработка норм времени для автоматизации управления проектами. Управление инновационными проектаминевозможно без разработки научно обоснованной нормативной базы проектной деятельности.
Различают два типа нормативов:
- объемные, т.е. нормативы объема работ в натуральном выражении, и
- трудовые, т.е. нормативы объемов работ в нормо-часах (днях).
К первому типу нормативов относится, например, количество листов конструкторской документации на изделие, сборочную единицу, количество листов технологической документации на одну оригинальную деталь, сборочную единицу или изделие в целом. Ко второму – трудоемкость конструкторских, чертежных, копировальных и других работ по конструированию изделий, разработке технологических процессов, оформлению проектной технологической документации, конструированию оснастки в зависимости от группы сложности и степени новизны, разработке чертежей технологических планировок оборудования.
В нашем случае для расчета продолжительности этапов работ инновационного проекта использована электронная база данных[18] (рис.3.11), позволяющая определять трудоемкость работ на различных стадиях и этапах разработки предварительного проекта технологической документации в инновационной деятельности.
а) Нормы времени на разработку маршрутных карт технологических процессов
б) Нормы времени на разработку технологических документов
для механической обработки
в) Нормы времени на составление служебных записок (работы, сопутствующие проектированию ТП)
Рис. 3.11. Примеры определения трудоемкости работ в электронной базе данных для разработки календарного план-графика инновационного проекта
а) лист 1 (начало)
Рис.3.10 План-график разработки предварительного проекта технологической документации в инновационном проекте
б) лист 2 (окончание)
Рис.3.10 План-график разработки предварительного проекта технологической документации в инновационном проекте
Заключение
Разработанные методы системного анализа развития авиационной техники и технологий позволяют в аналитическом виде объяснить закон смены поколений техники и технологий ГТД. Объяснение этого закона основывается на статистическом описании отличий нескольких волн развития авиационной техники и технологий. S-образные закономерности развития авиационных двигателей, установленные в ходе работы, позволяют определить тенденции развития летательных аппаратов и их двигателей, а также разработать рекомендации по определению приоритетов их дальнейшего совершенствования.
Разработанная электронная база данных в системе MS Access по высоким, критическим и узловым технологиям авиадвигателестроения (вентилятор, компрессор, камера сгорания, турбина, форсажная камера и реактивное сопло) позволяет осуществить компьютерное моделирование единых технологий авиадвигателей нового поколения.
Предложенный метод выбора высоких узловых технологий позволяет наглядно и доступно реализовать задачу поиска "ядра решений" для технологического обеспечения создания конкурентоспособных газотурбинных двигателей, что дает возможность конструкторам и технологам применить представленные в патентах и научной литературе знания для определения наиболее прогрессивных конструкторских и технологических решений в инновационных проектах создания и постановки на производство конкурентоспособных изделий нового поколения.
Разработанный план-график инновационного проекта может быть использован для обоснования бизнес-плана и расчета показателей экономической эффективности инновационного проекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баргатинов В.А. Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. -1072 с.
2. Методические рекомендации «Лабораторный практикум по дисциплине «Технологическая инноватика» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т Сост.: С.Г. Селиванов, С.Н.Поезжалова – Уфа, 2008. – 73 с.
3. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных двигателей/под ред. В.А.Скибина и В.И.Солонина. –М.:ЦИАМ. 2004.-424с.
4. Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А. Инноватика. Учебник для вузов. 2-е изд. М. : Машиностроение, 2008. 721 с.
5. Селиванов С. Г., Поезжалова С. Н. Автоматизированная система научных исследований высоких и критических технологий авиадвигателестроения // Вестник УГАТУ. 2009. т.13, №1 (34). С. 112–120.
6. Селиванов С. Г., Поезжалова С. Н. Сопоставительный анализ инновационных закономерностей развития авиационных двигателей // Вестник УГАТУ. 2010. т.14, №3 (38). С. 72–83.
7. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Под ред. В.Л.Попова.- М.: ИНФА-М, 2007.336 с.
[1] Названный Указ определил решение следующих приоритетных задач:
- модернизации и инновационного развития экономики;
- развития национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учётом развития ключевых производственных технологий;
- создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций к 2015 году;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей к 2018 году в 1,3 раза;
- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза;
- утверждение государственной программы «Развитие науки и технологий»;
- утверждение до 1 января 2013 г. государственных программ Российской Федерации, включая такие, как «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
Как видно из приведенного перечня задач развития промышленности для достижения поставленных целей и повышения конкурентоспособности предприятий отечественного машиностроения необходимо масштабное внедрение инноваций.
[2] Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 №230-Ф3, часть 4
[3] Федеральный закон о передаче прав на единые технологии от 22 декабря 2008 года
[4] Единая система технологической документации. Справочное пособие/ Б.С. Мендриков. М.: изд. стандартов, 1992
[5] в том числе нового или усовершенствованного сырья или материалов, новой или усовершенствованной услуги, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения
[6]Учреждения академий наук, научно-исследовательские институты, специальные конструкторско-технологические бюро, опытно-конструкторские бюро, государственные научно-производственные предприятия.
[7] Временные творческие коллективы, рисковые (венчурные) подразделения предприятий или венчурные компании, инкубаторы бизнеса.
[8]Технопарки, инженерные (инновационно-технологические) центры при университетах, центры нововведений, университетско-промышленные центры.
[9] Технополисы, центры промышленных технологий.
[10] Научно-производственные объединения, совместные предприятия, консорциумы, альянсы (ассоциации), союзы, в том числе финансово-промышленные группы, холдинги и другие объединения предприятий.
[11] stealth – скрытность
[12] Short Take-Off Vertical Landing
[13] Баргатинов В.А. Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. -1072 с.
[14] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общей ред. д. т. н. Скибина В.А., к. т. н. Солонина В.И. М.: ЦИАМ, 2004. – 424 с.
[15] Допускается включать в анализ и другие агрегаты , узлы и сборочные единицы, например, коробку приводов агрегатов, стартер-генератор, аксиальный насос-регулятор и другие агрегаты
[16] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общей ред. д. т. н. Скибина В.А., к. т. н. Солонина В.И. М.: ЦИАМ, 2004. – 424 с.
[17] Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А. Инноватика: учеб. для вузов. М.: Машиностроение. 2008. 721 с.
[18] Селиванов С. Г., Поезжалова С. Н. Нормирование времени для разработки инновационных проектов технического перевооружения авиадвигателестроительного производства: Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2010620215. Зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в реестре баз данных 25 марта 2010 г.