Простейшие приемы фантазирования
Простейшие приемы фантазирования:
а) составление фантастического рассказа о дереве;
б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?
в)упражнение «Робинзон Крузо». Находимся на необитаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?
г) посмотри на мир чужими глазами.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.
Естественно, что от такого простого, условного перемещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали;
д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:
«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ;
е) составьте рассказ, используя данную концовку.
Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
Примеры концовок:
· «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».
· «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».
· «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;
ж) сказка наизнанку.
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».
Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев — положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:
1.Злая волшебница заколдовала героев...
2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел...
3.Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...
4.Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...
Все эти варианты предложены нашими детьми, предложите своим детям подумать и придумать свои версии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому герою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...
Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью — это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам данной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования — с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;
з) перевирание сказки.
Дети — консерваторы в отношении сказок, им хочется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в пародию — появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...» Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и сказал...» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»
Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете...» И так далее.
1- й вариант. После того как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказки ведите до конца.
2- й вариант. Изменяя сказку в самом начале, ведите ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;
и) сказка в заданном ключе.
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.
Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.
Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха?
Красная Шапочка живет сейчас...
Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС — растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:
Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...
Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...
Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.
Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.
Можно предложить детям проиллюстрировать сказку — каждый, самый интересный на его взгляд, момент — получится иллюстрированная книга;
к) что было потом.
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»
Если работать по системному принципу, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.
Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
А туфелька Золушки? Что с ней стало после замужества Золушки? Золушка отдала ее маленькому волшебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке;
л) «карты Проппа».
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности. Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.
Главных функций двадцать:
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Волшебные дары.
8. Появление героя.
9. Сверхъестественные свойства.
10. Борьба.
11. Победа.
12. Возвращение домой.
13. Прибытие домой.
14. Ложный герой.
15. Трудные испытания.
16. Беда ликвидируется.
17. Узнавание героя.
18. Ложный герой изобличается.
19. Наказание антигероя.
20. Свадьба.
Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.
Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.
В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать — цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;
м) сказка «калька».
В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную.
Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с детьми, записываете на доске основные этапы сказки.
Так как буквенное обозначение трудно запоминается детьми, можно использовать цветовое или геометрическое обозначение:
Дом, дворец — Золушка —
Мачеха — Фея —
Сестры — Принц —
Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое творчество. В старших и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. Например, сказка «Теремок»:
Теремок — Мышка
Лягушка — Заяц —
Лиса — Волк —
Медведь —
По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:
· кто-то из героев этой сказки остается;
· сказка про окружающие детей предметы;
· сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;
· сказка про себя или про товарища. Главное — стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.
Литература
Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008.
Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. — М., 1997.
Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003.
Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.
Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.
Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб., 1999.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия развития, 2003.
Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
Филичева Т.Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М., 1999.
Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1999.
Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. — Екатеринбург, 1996.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Воронеж, 1997.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.
Оглавление
Введение
Глава 1. Технология развития мелкой моторики
Глава 2. Технология развития артикуляционной моторики
Глава 3. Технология развития фонематического слуха.
Глава 4. Технология развития речевого дыхания и голоса
Глава 5. Технология развития лексико – грамматических компонентов речи
Глава 6. Технология развития связной речи
Литература