Простейшие приемы фантазирования

Простейшие приемы фантазирования:

а) составление фантастического рассказа о дереве;

б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?

в)упражнение «Робинзон Крузо». Находимся на нео­битаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?

г) посмотри на мир чужими глазами.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сто­рон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замеча­ется другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хло­пья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это не­обходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отне­сешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рас­сказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стре­миться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от кри­тики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яр­кие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В даль­нейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

Естественно, что от такого простого, условного пере­мещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способнос­ти талантливого творца, называющейся сверхчувстви­тельностью к проблемам, но первые шаги в этом на­правлении мы уже сделали;

д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по состав­лению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям фор­мулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

При выполнении этого задания надо поощрять са­мые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжет­ной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривыч­ный для себя образ;

е) составьте рассказ, используя данную концовку.

Иного подхода требует упражнение составить рас­сказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логич­ность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

· «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

· «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

· «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;

ж) сказка наизнанку.

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачи­вании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогич­на игре «Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказ­ку и предложите поменять характер у ее героев — поло­жительный характер на отрицательный и наоборот. Пред­ложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Пред­ложение о смене характера может быть разным:

1.Злая волшебница заколдовала героев...

2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а зло­му стало его жалко и он подобрел...

3.Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...

4.Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...

Все эти варианты предложены нашими детьми, пред­ложите своим детям подумать и придумать свои вер­сии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого кале­ния добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому ге­рою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...

Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью — это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наи­знанку» применен к одному или ко всем элементам дан­ной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования — с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рас­сказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;

з) перевирание сказки.

Дети — консерваторы в отношении сказок, им хо­чется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в па­родию — появляется другой угол зрения, на сказку мож­но посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...» Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и ска­зал...» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете...» И так далее.

1- й вариант. После того как дети вас исправили, про­должайте рассказывать немного текста реальной сказ­ки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказ­ки ведите до конца.

2- й вариант. Изменяя сказку в самом начале, веди­те ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;

и) сказка в заданном ключе.

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.

Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха?

Красная Шапочка живет сейчас...

Это мы изменили время действия. Можно использо­вать оператор РВС — растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:

Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...

Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.

Можно предложить детям проиллюстрировать сказ­ку — каждый, самый интересный на его взгляд, мо­мент — получится иллюстрированная книга;

к) что было потом.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнув­шись от самого интересного места или вопроса, предло­жить детям подумать: «А что было потом?»

Если работать по системному принципу, то продол­жение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы из­меняем и продолжаем всю надсистему сказки.

Например: залез медведь на крышу теремка, тере­мок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок мед­ведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вмес­те строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

А туфелька Золушки? Что с ней стало после заму­жества Золушки? Золушка отдала ее маленькому вол­шебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке;

л) «карты Проппа».

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследо­вательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, кото­рые всегда находятся в одной и той же последователь­ности. Согласно системе Проппа, этих функций трид­цать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличе­ствуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.

Сказка может начинаться с первой функции, с седь­мой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение домой.

13. Прибытие домой.

14. Ложный герой.

15. Трудные испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ложный герой изобличается.

19. Наказание антигероя.

20. Свадьба.

Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруп­пы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по поряд­ку (можно пронумеровать — цифры старшие дети зна­ют хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных на­угад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каж­дая из них — целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;

м) сказка «калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с раз­личными степенями узнаваемости или полностью изме­ненную.

Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сво­дится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с деть­ми, записываете на доске основные этапы сказки.

Так как буквенное обозначение трудно запоминает­ся детьми, можно использовать цветовое или геометри­ческое обозначение:

Дом, дворец — Золушка —

Мачеха — Фея —

Сестры — Принц —

Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое твор­чество. В старших и подготовительных группах дети лю­бят буквенное обозначение, но каждую букву украша­ют каким-либо элементом, характеризующим этого ге­роя. Например, сказка «Теремок»:

Теремок — Мышка

Лягушка — Заяц —

Лиса — Волк —

Медведь —

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

· кто-то из героев этой сказки остается;

· сказка про окружающие детей предметы;

· сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;

· сказка про себя или про товарища. Главное — стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.

Литература

Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008.

Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошколь­ников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. — М., 1997.

Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до­школьников. — М., 2002.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в под­готовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.

Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб., 1999.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. — М., 2001.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дош­кольника приобретать знания. — Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.

Филичева Т.Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразви­тием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Тумано­ва. — М., 1999.

Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недораз­витием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. — М., 1999.

Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филиче­ва, А.В. Соболева. — Екатеринбург, 1996.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. — Воронеж, 1997.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

Оглавление

Введение

Глава 1. Технология развития мелкой моторики

Глава 2. Технология развития артикуляционной моторики

Глава 3. Технология развития фонематического слуха.

Глава 4. Технология развития речевого дыхания и голоса

Глава 5. Технология развития лексико – грамматических компонентов речи

Глава 6. Технология развития связной речи

Литература

Наши рекомендации