Построение цепочки противоречий

Это упражнение выполняется в двух вариантах. В пер­вом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.

Пример:

— За окном идет снег.

— Это хорошо. Можно кататься на лыжах.

— Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.

— Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.

— Книги читать вредно — портятся глаза.

В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. За­дача слушателей — показать способ разрешения проти­воречия. Задача воспитателя — показать, что предло­женное решение порождает новые противоречия.

Упражнение «Елочка»

Записать стартовое слово, какое-нибудь имя суще­ствительное в единственном числе и именительном па­деже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ас­социирующиеся слова. Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

Глава 6. Технологии развития связной речи

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи. При формировании рече­вых умений — морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений — важно, не допуская механических тренировок, для осоз­нания связей, смысла больше внимания уделять анали­зу, учить наблюдать, анализировать и обобщать языко­вой материал разного уровня.

Последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы (Т.А. Ткаченко):

1.Воспроизведение рассказа, составленного по демон­стрируемому действию.

2.Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картин. ^

6.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

7.Составление рассказа по одной сюжетной картине. Данная система занятий по обучению связной речидетей с общим недоразвитием речи разработана Т.А. Тка­ченко.В связи с широким освещением достижений в обла­сти нейропедагогики появляются новые методы разви­тия как творческих, так и речевых способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребен­ка является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты

Интеллект-карты — это уникальный и простой ме­тод запоминания информации. Метод интеллектуаль­ных карт наиболее полно отвечает особенностям рабо­ты человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благо­даря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при пост­роении карт зрительных образов обеспечивается созда­ние глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к вос­произведению .

При построении карт идеи становятся более четки­ми и понятными, хорошо усваиваются связи между иде­ями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения са­мых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организо­ванным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использо­вание различных графических средств (рисунков, сим­волов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, назва­ние новой темы). Используя разноцветные ручки, выво­дятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из ко­торых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наибо­лее полно соответствовало теме данной ветви. На круп­ных ветвях помещаются более мелкие, соответствую­щие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколь­ко это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключе­вой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта под­бирается в соответствии с важностью данного ключе­вого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собствен­ными символами (правое полушарие в своей деятель­ности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

· В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

· Для каждого ключевого момента проводятся расхо­дящиеся от центра ответвления, используя ручки раз­ного цвета.

· Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления де­талей.

· Добавляются символы и иллюстрации.

· Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатны­ми) буквами.

· Важные идеи записываются более крупным шриф­том.

· Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

· Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

· При построении карты памяти лист бумаги распола­гается горизонтально.

· Для совершенствования интеллектуальных карт тре­буется практика.

Применение метода интеллектуальных карт особен­но эффективно в процессе обучения. Понятно, что педа­гог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании есте­ственных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, прово­дить целенаправленную работу по формированию сло­варя и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуаль­ных карт дети учатся не только пользоваться опреде­ленными словами и словосочетаниями, но и приобрета­ют средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опи­рается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления ок­ружающей жизни и явления языка разного уровня.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ас­социаций, пополнения и активизации словарного запа­са, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количествен­ное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классифика­цию предметы, учится различать видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, форми­руется желание быть активным, проявлять инициати­ву, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по ин­теллектуальным картам способствует формированию мо­тивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, уме­нию работать в коллективе, внимание, усидчивость, на­стойчивость.

Известно, что большое значение для развития связ­ной речи у детей с речевыми нарушениями имеет моти­вация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состо­яться при условии наличия у ребенка словаря, внутрен­него плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педаго­га — чувствовать речевую готовность к устному выска­зыванию у каждого ребенка.

Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чем и как говорить, логопед вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выска­кивать к доске и уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от взрослого.

Формирование связной речи с применением интел­лектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помога­ющие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвое­ния значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обоб­щение чувственных данных. Только на этой основе ста­новится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем мно­гообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обоб­щенным значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувствен­но познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопостав­ление усвоенных слов с обозначаемыми объектами рас­ширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо непра­вомерно сужается — слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуа­ции, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются на­рушения словарно-семантичеекой стороны речи, форма­лизм употребления значительного количества слов, связь с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в резуль­тате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При общении с окружающими дети с нормальным психофизическим развитием имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с ре­чевыми нарушениями оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицатель­но сказывается на формировании у них речевых навы­ков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамма­тического строя речи родного языка способствуют раз­витию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им труд­но строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями речи часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планиру­ют свое высказывание.

Опыт работы показывает, что дети, имеющие рече­вые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс ста­новления связной речи.

Важнейшими из таких средств являются нагляд­ность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика обучения детей с речевыми нарушениями предполагает обязательное их использование.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, раз­бить ее на конкретные образные единицы, с последую­щей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе челове­ческого мозга. Единицей информации является целост­ный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирова­ния умственных действий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В результате обозна­чился такой порядок работы с применением интеллек­туальных карт:

1.Выделение основных ключевых понятий по теме.

2.Называние картинок, изображенных на карте.

3.Составление предложений по каждой ветке дерева.

4.Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на кар­те. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нуж­но ясно представлять себе объект рассказа (предмет, со­бытие), уметь анализировать, отбирать основные для дан­ной ситуации общения свойства и качества, устанавли­вать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями. План расска­зывания обеспечивается порядком картинок, последо­вательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность состав­ления связного высказывания, а также создаются пред­посылки и возможность работы над творческим расска­зыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный логопедом, обес­печивают составление рассказа детьми.

Например, составление интеллектуальной карты по рассказу: «Летний день в лесу» (рис. 8).

На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик, застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушон­ком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летне­му дождику.

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика дей­ствительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы пре­дусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате при­менения интеллектуальных карт ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и опе­ративно с ней работать.

Наши рекомендации