Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Осознание богатства русской речи начинается с вос­питания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, зало­женных в каждом из них. Современные технологии раз­вития детей с речевыми нарушениями предлагают боль­шой арсенал методов и приемов работы со словом, по­зволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных свя­зей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него лично­стный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа сло­ва с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:

1.Каждое слово имеет вполне определенное звуко­вое наполнение, разное написание, смысл и разное упот­ребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написа­нии не пропустил соответствующую букву.

2.К каждому звуку или слогу подбираем слова, ас­социативно связанные с представлением о слове. Наи­более эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколь­ко детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного без­действия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство BCG Ж6 активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удач­ные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.

3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово —> звуки —> слова —> образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ —> песок — летом — ярко-желтый;

МОРОЗ —> мерцающий образ румяной зимы;

ЗИМА —> затрещал — мороз;

ЛЕТО —> лучезарное — тепло;

ОСЕНЬ —> облачное — серое — небо;

ВЕСНА —> веселое — сверкающее — небо;

ДОРОГА —> дом — разыщут — гости;

НОЧЬ —> небо — очень — черное;

ДЕНЬ —> дающий — надежду.

Типовые приемы фантазирования

Инверсия, или Сделать наоборот

Изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:

— Золушка злая, а сестры добрые.

— Горячий огонь стал холодным, так как его нари­совали на льду.

Сколько значений у предмета

Углубить и одновременно проверить уровень разви­тия способности к мысленному перемещению, позволя­ющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям пред­лагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свой­ствами, также хорошо известными. Это могут быть кир­пич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная короб­ка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального ис­пользования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожидан­ные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

В этом задании не следует спешить с уничтожаю­щей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действитель­но применимы.

Такая работа позволит ребенку научиться концент­рировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциа­тивных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожи­данные возможности.

Наши рекомендации