Кафедра «Машины и аппараты пищевых производств»

Кафедра «Машины и аппараты пищевых производств»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Начальник учебно-методического отдела Первый проректор
  ______________________ И.П. Кутекова  
_________________ А.С. Носиков
«___» __________ 2011 г. «___» __________ 2011 г.
  Регистрационный № ____________

ПРОГРАММА конструкторско-технологической

Практики

для студентов специальности 1-36 09 01

«Машины и аппараты пищевых производств»

Дневной и заочной форм обучения

Могилев 2011

СОСТАВИТЕЛИ:

Иванова Наталья Владимировна, к.т.н., доцент кафедры «Машины и аппараты пищевых производств»

Кирик Игорь Михайлович, к.т.н., доцент кафедры «Машины и аппараты пищевых производств»

.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Чиркин Валерий Павлович, декан механического факультета, доцент, к.т.н.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой «Машины и аппараты пищевых производств»

(протокол № от « » 2011 г.)

Заведующий кафедрой «Машины и аппараты

пищевых производств», к.т.н., доцент И.М. Кирик

Учебно-методическим советом по специальности 1 – 36 09 01 «Машины и аппараты пищевых производств»

(протокол № от « » 2011 г.)

Председатель УМСС к.т.н., доцент И.М. Кирик

Общие положения

Производственная практика студентов высшего учебного заведения является органической частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием, так как способствует освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительных навыков.

Основные цели практики – овладение студентами практическими навыками и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.

Программа практики разработана с учетом требований законодательства, образовательного стандарта высшего образования, типового учебного плана и учебного плана по специальности 1-36 09 01 – машины и аппараты пищевых производств.

Практика проводится в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов, позволяющих студенту всесторонне и глубоко освоить технику, технологию, организацию труда, основы технико-экономического анализа производства, а также, приобрести опыт общественно-идеологической, организаторской и воспитательной работы.

Студенты механического факультета, обучающиеся по специальности 1-36 09 01 – машины и аппараты пищевых производств, в течение 6 недель проходят конструкторско-технологическую практику на предприятиях пищевой промышленности независимо от их форм собственности. Студенты заочного факультета (полная форма обучения), обучающиеся по специальности 1-36 09 01 – машины и аппараты пищевых производств, проходят практику в том же объёме по месту работы. В случае, если работа студента не связана с будущей специальностью (специализацией), он может быть направлен на практику на предприятия, соответствующие профилю подготовки специалистов.

Организация практики

В организации, где проводится конструкторско-технологическая практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой руководителем организации или иным уполномоченным им работником организации.

Непосредственное руководство практикой студентов на объекте, в структурном подразделении организации осуществляет опытный работник организации, который назначается приказом руководителя организации.

На студентов в период практики распространяются законодательство об охране труда и правила внутреннего распорядка организации, а на студентов, принятых на работу на вакантные должности, распространяется также законодательство о труде.

Предприятие обеспечивает организацию и проведение практики студентов в соответствии с программой практики, соблюдение календарных графиков, безопасные условия труда, проведение обязательного инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) с оформлением установленной документации, а в необходимых случаях – обучение безопасным методам работы.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется кафедрой. Преподаватель кафедры – руководитель практики обеспечивает и контролирует безопасное пребывание студентов на предприятии в соответствии с требованиями настоящей программы, помогает студентам в решении методических и организационных вопросов, а также консультирует по сбору материалов для курсового проектирования.

Указания и разъяснения, необходимые для выполнения работ в отделах, на рабочих местах, практиканты получают от специалистов предприятия.

Перед началом работына каждом рабочем месте студент изучает инструкцию и вопросы по охране труда.

В первые два дня конструкторско-технологической практики студент под руководством руководителя практики от предприятия или специально назначенного работника в экскурсионном порядке знакомится с предприятием в целом.

Для выполнения производственных функций администрация предприятия, в соответствии с индивидуальным графиком прохождения практики, предоставляет практиканту место в бригаде или смене (бригадир, дежурный слесарь, аппаратчик, машинист и т.д.). Разрешается зачислять студентов на штатные должности, если работа в данной должности будет соответствовать программе конструкторско-технологической практики. Практикант должен переходить с одного рабочего места на другое согласно составленному графику прохождения практики.

Во время прохождения практики руководитель практики от предприятия знакомит студента с организацией ремонтных работ оборудования, ремонтной документацией и порядком его проведения.

Всю полученную во время практики информацию студент записывает и периодически обрабатывает в своем отчете. Записи должны быть краткими, ясными, иллюстрированными схемами, эскизами, графиками.

Каждый студент во время конструкторско-технологической практики ведет дневник, в который заносит все сведения, касающиеся его работы на практике. Систематическое ведение дневников контролирует непосредственный руководитель практики от предприятия.

Руководитель практики от университета во время посещения предприятия проверяет выполнение графика практики, ведение дневника и ход сбора материалов для отчета и для курсового проектирования.

3 График работы студента на практике

Руководитель практики от предприятия составляет для каждого студента календарный график прохождения конструкторско-технологической практики.

В целях комплексного изучения производственных процессов, полного выполнения требований программы желательным является следующий распорядок работы студента в период конструкторско-технологической практики (таблица 1).

Таблица 1 – Распорядок работы студента

Краткое наименование работы Число рабочих дней на предприятии
1 Проезд к месту производственной практики и возвращение в университет
2 Оформление студента на предприятии, инструктаж по специфическим требованиям техники безопасности, ознакомление с правилами трудового распорядка  
3 Общее ознакомление с предприятием. Изучение производственно-технической структуры отделов и служб предприятия   1 - 2
4 Работа в качестве дублера слесаря-ремонтника, слесаря-наладчика (дежурного слесаря по эксплуатации оборудования), аппаратчика или машиниста по эксплуатации технологического оборудования  
5 Теоретические занятия на предприятии
6 Работа в качестве дублера цехового механика или в конструкторском бюро предприятия. Ознакомление с технической документацией.   5 - 6
7 Выполнение индивидуального задания
8 Производственно-технические экскурсии на передовые предприятия пищевой промышленности
9 Изучение стандартизации и системы управления качеством продукции на предприятии, вопросов энерго- и ресурсосбережения  
10 Охрана труда и экология
11 Обобщение (в виде отчета) материалов, собранных при выполнении соответствующих разделов программы практики  
  36 дней

Оборудование вспомогательных и утилизационных цехов, а также наружных сооружений практикант изучает в экскурсионном порядке.

На протяжении всего периода конструкторско-технологической практики студент включается в соответствующую бригаду или смену для выполнения производственных функций квалифицированных рабочих или младшего технического персонала предприятия (слесарь, механик и т.п.) и полностью подчиняется распорядку работы бригады или смены.

В случае если на предприятии нет возможности зачислить практиканта на штатную должность, то студент осваивает работу квалифицированного рабочего, аппаратчика, инженерно-технического работника в порядке дублирования этих работников.

Во время практики студент обязан изучить рекомендуемую литературу, а также прослушать лекции и сообщения инженерно-технического персонала, новаторов производства.

Энерго- и ресурсосбережение

Анализ энерго- и ресурсосбережения следует начинать с машинно-аппаратурной схемы производства продукции. Процессы производства должны обеспечить превращение исходного материала в соответствующий продукт при минимальной затрате энергии и обеспечивать использование вторичных энергоресурсов.

Технологическое оборудование должно оказывать на обрабатываемый продукт оптимальное действие, позволяющее получить максимальное количество продукции из исходного сырья при минимальных затратах энергии.

Материалоемкость является одним из важнейших показателей качества конструкции оборудования. Уменьшение массы оборудования означает снижение расхода металла и стоимости изготовления.

11 Индивидуальное задание

Студенту или группе студентов выдается индивидуальное задание руководителем практики от университета. Объем задания и тема определяется индивидуально. Материалы индивидуального задания являются составной частью отчета по практике и основой выполнения курсового проекта. В индивидуальных заданиях предусматриваются элементы исследований, творческие задачи по специальности и участие студентов в разработке технологических процессов (по возможности).

Кафедра «Машины и аппараты пищевых производств»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Начальник учебно-методического отдела Первый проректор
  ______________________ И.П. Кутекова  
_________________ А.С. Носиков
«___» __________ 2011 г. «___» __________ 2011 г.
  Регистрационный № ____________

Наши рекомендации