Принципы разработки и структура профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты разработаны для повышения качества услуг, предоставляемых в области производства продукции питания для различных категорий потребителей на предприятиях питания различных типов.
Профессиональные стандарты разработаны путем анкетирования (опросов) большого количества работников различных предприятий питания и консультаций с ведущими представителями отрасли. Обобщение данных, полученных в ходе анкетирования/опросов, позволило выявить значимые и типичные функции, отражающие как текущие, так и перспективные требования к трудовой деятельности работников. Для обеспечения учета требований на перспективу опрос проводился на предприятиях питания, ориентированных на развитие.
В основу профессиональных стандартов положено описание функций, выполняемых работниками различных квалификационных уровней, профессий, должностей на предприятиях питания, и требований к выполнению этих функций с точки зрения знаний, умений, степени ответственности и самостоятельности при их выполнении, а также степени нестандартности выполняемых функций.
Профессиональные стандарты разработаны с учетом международного опыта, поэтому требования к работникам, содержащиеся в них, обеспечивают сопоставимость российских и зарубежных квалификаций, что направлено на обеспечение конкурентоспособности российских работников индустрии питания.
Требования, содержащееся в профе, носят, с одной стороны, рамочный характер, т.е. допускают уточнения и дополнения в зависимости от реальных условий функционирования предприятия питания, с другой, содержат минимальные обязательные требования к качеству выполнения трудовых функций, которые могут быть измерены и оценены.
Структура профессионального стандарта включает в себя:
• паспорт профессионального стандарта,
• карточки видов трудовой деятельности, содержащие обобщенные требования к
каждому конкретному виду трудовой деятельности по каждому квалификацион
ному уровню.
Виды трудовой деятельности получили следующие условные названия (по квалификационным уровням):
6-й уровень:управляющий предприятия питания;
5-й уровень:управляющий производством/менеджер производства;
4-й уровень:шеф-повар/шеф-кондитер;
3-й уровень:старший повар/старший кондитер;
2-й уровень:повар/кондитер;
1-й уровень:помощник повара, многоцелевой работник по питанию;
входной уровень:кухонный работник.
Каждая карточка содержит:
• название вида трудовой деятельности;
• квалификационный уровень;
• обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности;
• возможные места работы;
• условия труда;
• требования к профессиональному образованию и обучению работника;
• необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию;
• требования к практическому опыту работы;
• особые условия допуска к работе.
• перечень единиц профессионального стандарта для данного вида трудовой де-ятельности, каждая из которых описывает требования к выполнению конкретной трудовой функции. С возрастанием уровня квалификации требования усложняются, отражая особенности трудовой деятельности.
Каждая единица профессионального стандарта описана следующим образом:
• номер единицы;
• название единицы (название трудовой функции);
• предметы труда, необходимые для выполнения данной функции;
• средства труда (инструменты, оборудование, материалы, ресурсы), необходимые
для выполнения данной функции;
• обобщенное описание составляющих, необходимых для выполнения данной фун-ции, названных действиями;
• знания, необходимые для выполнения данной функции;
• умения, необходимые для выполнения данной функции,
• указание степени ответственности, самостоятельности и нестандартности при
выполнении данной функции.
Таким образом, в каждой единице профессионального стандарта содержится указание одной трудовой функции, которая должна выполняться работником (например, кухонным работником, помощником повара, поваром, шеф-поваром, заведующим производством, директором предприятия питания). Далее происходит уточнение требований к выполнению данной функции путем указания действий, которые необходимо выполнять работнику для осуществления данной функции. Дальнейшее уточнение требований происходит путем указания средств и предметов труда, уровня самостоятельности, ответственности и нестандартности выполняемых действий, а также знаний и умений, необходимых для осуществления трудовой функции.
Вышеуказанные параметры единицы профессионального стандарта могут быть использованы в качестве критериев для оценки деятельности работника, уровня квалификации выпускника системы профессионального образования, соответствии кандидата на конкретную должность при найме на работу и т.д.