Комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся
Учебные группы комплектуются с учетом возраста, спортивной и физической подготовленности.
На этап начальной подготовки зачисляются обучающиеся в возрасте с 10 лет, желающие заниматься тяжелой атлетикой и имеющие разрешение врача, а также спортсмены, перешедшие из других видов спорта, проявившие способности к тяжелой атлетике и отвечающие требованиям по уровню общей физической подготовленности для поступления в спортивные школы.
В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти учащиеся имеют определенный разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года.
В случае если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, онможет быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача.
Перевод учащихся на следующий год обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
Планирование и учет учебно-тренировочного процесса
Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового учебного плана-графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.
Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.
Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:
- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачета);
- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному администрацией школы;
- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;
- участие тяжелоатлетов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;
- учебно-тренировочные занятия, проводимые в спортивно-оздоровительных лагерях и учебно-тренировочных сборах;
- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;
- тренерская и судейская практика.
В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и судьи по спорту.
На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей тяжелой атлетики, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения, правилам и судейству соревнований.
На практических занятиях учащиеся овладевают техникой тяжелоатлетических упражнений, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.
Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные, соревновательные и переходно-восстановительные этапы.
На основании устава МОУ ДОД «ДЮСШ» учебный план разрабатывается из расчета 42 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 10 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере, на учебно-тренировочных сборах и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки, определяется процентное соотношение ОФП и СФП. Повышается удельный вес нагрузки на спортивно-техническую, специальную физическую, психологическую подготовку.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и других компонентов учебно-тренировочного процесса. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы. В соответствии с этим годичный цикл тренировки тяжелоатлетов подразделяется на три периода: подготовительный (период приобретения спортивной формы), соревновательный (период относительной стабилизации спортивной формы и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период временной утраты спортивной формы). Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возрастных особенностей и квалификации спортсмена, специфики планирования учебного процесса в общеобразовательной школе (начало и окончание учебных занятий, продолжительность летних и зимних каникул, сроки экзаменов), календаря спортивно-массовых мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этап начальной подготовки
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоению технических элементов и навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования разносторонней физической подготовленности.
Учебно-тренировочный этап
На учебно-тренировочном этапе годичный цикл подготовки тяжелоатлетов включает подготовительный и соревновательный период. Главное внимание продолжает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включению средств с элементами специальной физической подготовки. Предусматривается дальнейшее расширение арсенала технико-тактических навыков и приемов. По окончании годичного цикла спортсмены обязаны выполнить контрольно-переводные нормативы, участвовать в соревнованиях.
В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов прошлого
сезона, а также выполнение контрольно-переводных нормативов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
отделения тяжелой атлетики МАУ ДО «ДЮСШ №1» ГТ ТО на 2016– 2017 уч. год
№ п/п | Раздел программ | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | ||||
I. | Теоретическая подготовка | ||||||||
1. | Практическая подготовка Общая физическая подготовка | ||||||||
2. | Специальная физическая подготовка | ||||||||
3. | Техническая и тактическая подготовка | ||||||||
4. | Контрольные испытания | ||||||||
5. | Инструкторско-судейская практика | - | - | - | - | - | |||
6. | Участие в соревнованиях | ||||||||
7. | Профилактические мероприятия Восстановительные мероприятия | - | - | - | |||||
8. | Медико-биологический контроль | ||||||||
ВСЕГО: | |||||||||
Группы Показатели | Начальной подготовки | Учебно-тренировочные | ||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |
Спортивная подготовка | - | - | 3 юн. Разряд | 2 юн. разряд | 1юн. разряд | III разряд | II разряд | I разряд |
Количество тренировочных дней и занятий | Количество трен.дней и занятий должно обеспечивать выполнение программы по часам, по тренировочным показателям и по спортивной квалификации | |||||||
Объем, кол-во подъемов штанги (КПШ)* | 2000- | 3000- | 4000- 5000 | 6000- 7000 | 7000- 9000 | 9000- 11000 | 11000- 13000 | 13000- 15000 |
КПШ в рывковых и толчковых упр. Вес (90-100%)** | 100-200 | 200-400 | 300-500 | |||||
Интенсивность в рывковых и толчковых упражнениях в % | 60 - 70 | 60 - 70 | 60 - 70 | 60 - 70 | 65-75 | 73-77 | 73-77 | |
Количество соревнований | 2-3 | 2-3 | 3-4 | 3-4 |
Примерные величины тренировочных нагрузок по годам
* В КПШ по группам начальной подготовки учитывается вес штанги не менее 50% (в подводящих, рывковых и толчковых упражнениях), в остальных группах – не менее 60%.
** Учитывается раздельный подсчет подъемов на грудь и от груди