Города Тобольска Тюменской области
Города Тобольска Тюменской области
ПРОГРАММА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
По виду спорта: тяжёлая атлетика
Разработана на основе Федерального стандарта
по виду спорта тяжёлая атлетика
утверждённого приказом Министерства спорта РФ
от 21.02.2013 г. № 941
Составители:
Зам. директора по УВР МАУ ДО «ДЮСШ №1»
________________
Тренер-преподаватель: МАУ ДО «ДЮСШ №1»
Р.А. Кульмаметов
Г. Тобольск
Г.
Пояснительная записка
Программа по тяжелой атлетике для муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» города Тобольска Тюменской области подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ 2005 года (авторы В.Ф.Скотников, В.Е.Смирнов, Я.Э.Якубенко), допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Внесены изменения в условия комплектования учебных групп на всех этапах спортивной подготовки, внесены изменения в учебный план групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп и нормативные требования по физической, технической и тактической подготовке для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Программа дополнена разделом «Материально-методическое обеспечение».
Нормативный срок освоения программы – до11 лет. Программой предусмотрена организация образовательного процесса на этапе начальной подготовки от 1 года до 3 лет. В зависимости от этапа подготовки учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на решение следующих основных задач:
На этапе начальной подготовки:укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике тяжелоатлетических упражнений, формирование интереса к тяжелоатлетическому спорту, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судей и тренера, выполнить контрольно-переводные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап и 3-го юношеского разряда.
На учебно-тренировочном этапе: дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов I спортивного разряда.
На учебно-тренировочный этап зачисляются обучающиеся, прошедшие спортивную подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие установленные программой контрольно-переводные нормативы.
На этапе спортивного совершенствования: дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых тяжёлоатлетам, совершенствование техники тяжёлоатлетических упражнений, повышение уровня волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, подтверждение нормативов 1 спортивного разряда и выполнение нормативов КМС и МС.
Продолжительность одного занятия на этапе начальной подготовки не должна превышать трех академических часов, на учебно-тренировочном этапе – четырех, на этапе спортивного совершенствования - пяти часов.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Учебный план программы «Тяжелая атлетика»
Этап подготовки | Год обучения | Возраст учащихся (лет) | Максимальный объем учебно- тренировочной нагрузки (час/нед.) | Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 46 недели |
Начальной подготовки Учебно- тренировочный Спортивного совершенствования | 10-12 11-13 12-14 13-15 14-15 15-16 16-17 |
Планирование и учет учебно-тренировочного процесса
Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового учебного плана-графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.
Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.
Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:
- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачета);
- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному администрацией школы;
- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;
- участие тяжелоатлетов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;
- учебно-тренировочные занятия, проводимые в спортивно-оздоровительных лагерях и учебно-тренировочных сборах;
- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;
- тренерская и судейская практика.
В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и судьи по спорту.
На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей тяжелой атлетики, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения, правилам и судейству соревнований.
На практических занятиях учащиеся овладевают техникой тяжелоатлетических упражнений, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.
Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные, соревновательные и переходно-восстановительные этапы.
На основании устава МОУ ДОД «ДЮСШ» учебный план разрабатывается из расчета 42 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 10 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере, на учебно-тренировочных сборах и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки, определяется процентное соотношение ОФП и СФП. Повышается удельный вес нагрузки на спортивно-техническую, специальную физическую, психологическую подготовку.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и других компонентов учебно-тренировочного процесса. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы. В соответствии с этим годичный цикл тренировки тяжелоатлетов подразделяется на три периода: подготовительный (период приобретения спортивной формы), соревновательный (период относительной стабилизации спортивной формы и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период временной утраты спортивной формы). Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возрастных особенностей и квалификации спортсмена, специфики планирования учебного процесса в общеобразовательной школе (начало и окончание учебных занятий, продолжительность летних и зимних каникул, сроки экзаменов), календаря спортивно-массовых мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этап начальной подготовки
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоению технических элементов и навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования разносторонней физической подготовленности.
Учебно-тренировочный этап
На учебно-тренировочном этапе годичный цикл подготовки тяжелоатлетов включает подготовительный и соревновательный период. Главное внимание продолжает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включению средств с элементами специальной физической подготовки. Предусматривается дальнейшее расширение арсенала технико-тактических навыков и приемов. По окончании годичного цикла спортсмены обязаны выполнить контрольно-переводные нормативы, участвовать в соревнованиях.
В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов прошлого
сезона, а также выполнение контрольно-переводных нормативов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
отделения тяжелой атлетики МАУ ДО «ДЮСШ №1» ГТ ТО на 2016– 2017 уч. год
№ п/п | Раздел программ | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | ||||
I. | Теоретическая подготовка | ||||||||
1. | Практическая подготовка Общая физическая подготовка | ||||||||
2. | Специальная физическая подготовка | ||||||||
3. | Техническая и тактическая подготовка | ||||||||
4. | Контрольные испытания | ||||||||
5. | Инструкторско-судейская практика | - | - | - | - | - | |||
6. | Участие в соревнованиях | ||||||||
7. | Профилактические мероприятия Восстановительные мероприятия | - | - | - | |||||
8. | Медико-биологический контроль | ||||||||
ВСЕГО: | |||||||||
Группы Показатели | Начальной подготовки | Учебно-тренировочные | ||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |
Спортивная подготовка | - | - | 3 юн. Разряд | 2 юн. разряд | 1юн. разряд | III разряд | II разряд | I разряд |
Количество тренировочных дней и занятий | Количество трен.дней и занятий должно обеспечивать выполнение программы по часам, по тренировочным показателям и по спортивной квалификации | |||||||
Объем, кол-во подъемов штанги (КПШ)* | 2000- | 3000- | 4000- 5000 | 6000- 7000 | 7000- 9000 | 9000- 11000 | 11000- 13000 | 13000- 15000 |
КПШ в рывковых и толчковых упр. Вес (90-100%)** | 100-200 | 200-400 | 300-500 | |||||
Интенсивность в рывковых и толчковых упражнениях в % | 60 - 70 | 60 - 70 | 60 - 70 | 60 - 70 | 65-75 | 73-77 | 73-77 | |
Количество соревнований | 2-3 | 2-3 | 3-4 | 3-4 |
Примерные величины тренировочных нагрузок по годам
* В КПШ по группам начальной подготовки учитывается вес штанги не менее 50% (в подводящих, рывковых и толчковых упражнениях), в остальных группах – не менее 60%.
** Учитывается раздельный подсчет подъемов на грудь и от груди
Воспитательная работа
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких морально-волевых качеств, патриотизма, чувства коллективизма, дисциплинированности и 2трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.
Дисциплинированность следует воспитывать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Тем не менее, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. При занятиях с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действие и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказания разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение oт занятий, соревнований. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсменов, как естественны и колебание их работоспособности. В этих случаях большее мобилизационное значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабоволие проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - нравственно, умственно и физически, здесь возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач сплочения спортивного коллектива и воспитания чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенгазет и спортивных листков, проведение туристических походов, экскурсий, тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.
Психологическая подготовка
Основное содержание психологической подготовки тяжелоатлетов состоит в следующем:
- формирование мотивации к занятиям тяжелой атлетикой;
- развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю;
- совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, что будет способствовать быстрому восприятию информации и принятию решений;
- развитие специфических чувств - «чувства помоста», «чувства штанги», «чувства ритма выполнения рывка и толчка»;
- формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на тяжелоатлетов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.
В работе с атлетами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание. Так, в водной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части - методы развития внимания, волевых качеств; в основной части совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю; в заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ ОТБОРА И НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Работа с молодыми атлетами начинается с 10-летнего возрасти в ГНП, затем спортсмены переходят в УТГ.
На рассматриваемом этапе подготовки тренировочный процесс включает 64 разновидности специальных тяжелоатлетических упражнений.
Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения (первые три месяца) предусмотрено выполнение 23 упражнений, на последующих циклах - по 37. Небольшое количество упражнений должно способствовать более прочному освоению основ рациональной техники рывка и толчка и формировать более серьезное отношение к разносторонней подготовке. Сначала основное внимание уделяется усвоению упражнений по частям, далее - целостному выполнению рывка и толчка.
После окончания отбора и комплектования групп (в сентябре) приступают к освоению первых 23 упражнений. В первуюнеделю проходят все рывковые упражнения, во вторую- толчок от груди и швунг толчковый (штанга берется со стоек), в третью- объем упражнений расширяется с привлечением подъема штанги на грудь в полуприсед и в разножку, а также за счет тяг толчковых; в четвертую- в процесс обучения включаются 23 упражнения. В ноябре и декабре происходит дальнейшее закрепление техники первоначального комплекса упражнений.
В ходе освоения техники рывка и толчка следует строго придерживаться рациональных поз в граничные моменты фаз. В конце 12-недельного цикла проводятся первые контрольные соревнования для оценки степени освоения техники рывка и толчка.
На этапе начальной подготовки важное значение имеет имитация техники упражнений, как во время разминки, так и в основной части урока. Имитация упражнений осуществляется с деревянной или металлической палкой, а также с меньшими отягощениями до основного тренировочного веса. Имитация совершается до 10-15 раз подряд.
Оптимальным считается вес, который можно уверенно поднять 5-6 раз подряд. В каждом упражнении планируется до 6 подходов на постоянный вес, 3-4 подъема за подход. Существуют и другие ориентиры. В рывковых упражнениях отягощение составляет 40-50% от собственного веса, в толчковых - на 10-15 кг больше, чем в рывковых (в упражнении 4-6 подходов, 4-5 подъемов за подход). В тягах отягощение составляет 100% от соответствующего упражнения или на 10-15 кг больше. Количество повторений и подходов - как в рывковых и толчковых упражнениях. В приседаниях со штангой па плечах (груди) вес отягощения составляет 100% от толчка или на 10-20 кг больше, 4-6 подходов, 4-8 повторений за подход. В жимовых упражнениях ориентировочно 100% от результата в рывке либо на 5-10 кг больше; 4-6 подходов по 4-10 повторений за подход. В дополнительных упражнениях (в данном случае наклоны с отягощением на «козле») 4-6 подходов по 4-6 повторений.
Содержание основной части тренировок в первом календарном году
На данном этапе запланировано 38 упражнений. В первые пять месяцев (январь - май) количество (23) и состав упражнений остаются без изменений. В июне - июле число упражнений снижается (до 11-9) с целью более широкого привлечения упражнений ОФП. В последующие месяцы количество упражнений вновь увеличивается, но не до прежнего количества. Появляются новые упражнения. Но это не означает, что ранее выполняемые упражнения не следует применять в подготовке.
В первом календарном году для ГНП сохраняется принцип однонаправленности тренировок и общее количество упражнений (до 6) в уроке.
В конце марта (во время весенних каникул) планируют квалификационные соревнования. Затем через полтора месяца (в середине мая) или в начале летних каникул необходимо провести итоговые соревнования. Следующие квалификационные соревнования целесообразно проводить в начале ноября.
Содержание основной части тренировок во втором календарном году
Общее количество упражнений за год остается практически прежним – 37, однако распределение состава средств по месячным циклам более разнообразно, с чередованием акцента (в ряде подводящих рывковых и толчковых упражнений) на исходных положениях гриф выше или ниже коленных суставов (КС).
Здесь и во всех последующих программах тренировки принцип однонаправленности сохраняется. Система соревнований остается прежней.
Методические указания для первых трех лет подготовки
С учетом передовой практики на первые 3 года подготовки рекомендуются следующие объемы нагрузки по годам: 5000-6000, 6000— 7000 и 7000-9000 КПШ.Для ГНПв подводящих рывковых и толчковых упражнениях учитывается вес штанги не менее 50%, в остальных группах – не менее 60%. Поскольку в первые 3 года происходит в основном становление техники и выявляются индивидуальные особенности спортсменов, относительная интенсивность в рывковых и толчковых упражнениях составляет в среднем 69% (65-75%), количество субмаксимальных и максимальных (90-100%) подъемов в рывковых и толчковых упражнениях для ГНП– от 100 до 200, на следующие 2 года подготовки – 200-300 КПШ.
В ГНПзапланировано в среднем по три тренировки в неделю, далее – до пяти. Количество упражнений – от 3 до 6. В каждом упражнении до 6-8 подходов. Величина колебания нагрузки между тренировками и недельными циклами незначительная. В летнее время одна из тренировок в недельном цикле целиком посвящена ОФП.
В ходе подготовки допускается увеличение количества упражнений за урок по личному усмотрению тренера или целесообразная адекватная замена одного-двух упражнений.
Тяжелая атлетика
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке
(юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Начальная подготовка | Учебно-тренировочные группы | ||||||
Бег 30 м, сек | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | |
Челночный бег 3х 10 метров | 8,8 | 8,5 | 8,2 | 8,0 | 7,7 | 7.4 | 7,1 | 6,9 | |
Прыжок в длину с места, см | |||||||||
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | |||||||||
Бег 1000 метров | - | - | - | 3,45 | 3,25 | 3,00 | 2,54 | 2,50 |
Тяжелая атлетика
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке
(девушки)
№ п/п | Контрольные нормативы | Начальная подготовка | Учебно-тренировочные группы | ||||||
Бег 30 м, с | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | 5,5 | 5,4 | |
Челночный бег 3х 10 метров | 9,2 | 9,0 | 8,8 | 8.6 | 8,4 | 8,2 | 8.0 | 7.8 | |
Прыжок в длину с места, см | |||||||||
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | |||||||||
Бег 800 метров | - | - | - | 3,35 | 3,20 | 3,05 | 2,50 | 2,40 |
Города Тобольска Тюменской области
ПРОГРАММА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ