Приоритеты и оценка космической деятельности

Для достижения главных целей государственной политики в области космической деятельности Основами государственной политики установлены следующие приоритеты космической деятельности:

– деятельность, связанная с обеспечением гарантированного доступа Российской Федерации в космос со своей территории, с развитием и использованием космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, в целях обороны страны и безопасности государства, а также с развитием ракетно-космической отрасли и выполнением международных обязательств;

– деятельность, связанная с созданием изделий ракетно-космической техники в интересах науки;

деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов, включая создание научно-технического задела для осуществления проектов в рамках международной кооперации.

Большая исследовательская работа ведётся сегодня в российском сегменте Международной космической станции. Её дальнейшее развитие, оснащение современной техникой также должно быть в числе приоритетов федеральной космической программы.

Особое внимание в рамках программы нужно уделить укреплению наших позиций на рынке ракетных пусков как в области пилотируемой космонавтики, так и для вывода грузов на орбиту, прежде всего коммерческого характера. Россия является, как известно, мировым лидером по количеству пусков ракет-носителей. Но необходимо думать и о долгосрочной перспективе. Российские ракеты должны быть надёжны и конкурентоспособны, отвечать всем требованиям со стороны ведущих заказчиков как внутри страны, так и за рубежом. В этой связи необходимо понимать, какие классы ракет будут востребованы в будущем, на чём предстоит сконцентрировать наши ресурсы.

Новое руководство «Роскосмоса» имеет серьезный опыт в сфере бизнеса, поэтому с точки зрения согласованности сроков, наличия ресурсов и т. д. новая сокращенная программа просчитана профессионально, говорит человек, близкий к руководству космической отрасли. Этим документ отличается от проектов предшественников Комарова в лучшую сторону, но в конечном счете ясной национальной космической стратегии у России нет, несмотря на наличие документа с таким названием, и сохранение либо сокращение тех или иных проектов носит часто субъективно-лоббистский характер, полагает собеседник «Ведомостей». Кроме того, в условиях экономического кризиса настоящее развитие исследований космоса требует оценки всех проектов с точки зрения международного сотрудничества – если не с западными странами, то со странами – членами БРИКС, чего в полной мере также не сделано.

В целом, любые попытки полагаться в космосе только на собственные силы резко ограничивают возможности и перспективы научных и экономических достижений. Российская власть это понимает, поэтому пытается всеми силами сохранить взаимодействие с Западом. В ход идет даже шантаж — речь об идее отсоединения российских модулей и создания на их основе собственной станции. На самом деле Москва была крайне заинтересована в продлении работы МКС до 2024 года и в перспективе наверняка выступит за новое продление — до 2028 года. Тут еще важно понимать, что американские и европейские заказы на российские ракеты и двигатели позволяют предприятиям получать дополнительные средства на покрытие завышенных издержек.Из всего вышесказанного следует ряд выводов:Российская активность в космосе продолжится по инерции, основные силы будут идти на пилотируемую программу и поддержание спутниковой группировки;

Доля России в мировой экономике космоса будет постепенно сокращаться; Даже если отношения России и Запада каким-то чудом улучшатся в ближайшие годы, полноценное участие России в перспективных американских и европейских космических проектах маловероятно; Россия попытается усилить космическую кооперацию с Индией, Южной Кореей, Китаем, Ираном, Египтом, со странами Латинской Америки и другими, однако приоритет политических и имиджевых задач будет негативно сказываться на научной и экономической ценности таких проектов.

В целом, стремление России к использованию космоса для пиара власти будет перевешивать задачи модернизации. При таком подходе возможен даже не наделенный каким-либо смыслом пилотируемый облет Луны на новом корабле, запущенном в 2025 году с космодрома «Восточный».

Заключение

Исходя из постоянно сдвигающихся сроков выполнения миссий и постоянно урезаемого финансирования, вполне вероятно, что вся программа будет не раз корректироваться. Сокращение бюджета федеральной программы можно легко отследить по открытым данным. 2014 год — 2,85 трлн рублей, апрель 2015 — 2 трлн рублей, декабрь 2015 — 1,6 трлн рублей, март 2016 — 1,4 трлн. В апреле 2015 для выполнения ФКП 2016-2025 Роскосмос запрашивал более 2 трлн, для пилотируемого облета в 2025 и высадке на Луне в 2030-х. Тенденции в экономике говорят, что ожидать существенного увеличения финансирования не стоит.

Как отмечается на сайте Правительства России, запуск космического аппарата с попутной нагрузкой иностранного производства с использованием российских средств выведения будет способствовать увеличению объёма внебюджетных средств и инвестиций, которые будут направлены на развитие космической инфраструктуры, обеспечению заказами российских предприятий, расширению кооперации в области космической деятельности, реализации программ модернизации космической отрасли и создания инфраструктуры космодрома Восточный, в том числе за счёт внебюджетных средств.

Список литературы

1. Газета «Военное обозрение» //Российская программа освоения Луны//26.07.2017г.//https://topwar.ru/121142-rossiyskaya-programma-osvoeniya-luny.html.

2. Федеральные целевые программы России//Программа "Развитие космодромов на период 2016 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" (проект)//http://archive.li/VmgT1#selection-459.0-456.2

3. Постановление Правительства от 23 марта 2016 года «Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы»

4. Газета «РИА НОВОСТИ» //Россия до 2030 года должна преодолеть три "космических" рубежа//27.04.2015г.

Наши рекомендации