Финансирование космической программы
Введение
Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.Разработка новой ракеты-носителя «Союз 5-1» на сжиженном газе, продолжение испытаний ракеты-носителя «Ангара» различных модификаций. Планируется, что в 2023 году с космодрома «Восточный» «Ангара» доставит грузы на МКС. Запланировано, что в 2021 году с «Восточного» стартует первый транспортный корабль, а в 2023 году — первый пилотируемый корабль. Развитие российского сегмента МКС. Создание нескольких новых модулей для МКС и стыковка их со Станцией.
Увеличение российской спутниковой группировки. Создание глобальной спутниковой системы навигации. Создание системы защиты спутников от астероидов. Планируется запустить на орбиту около 150 новых спутников.
Научные исследования Марса. В Программе предусмотрена доставка на Землю грунта со спутника Марса Фобоса, а в перспективе и марсианского грунта. Этот проект будет реализовываться совместно с Европейским космическим агентством. Запуск четырёх новых астрофизических обсерваторий для изучения Вселенной в различных диапазонах электромагнитного спектра с орбиты Земли. Речь идёт о космических аппаратах «Спектр-РГ», «Спектр-УФ», «Спектр-М», «Гамма-400».
Изучение Солнца с помощью трёх новых космических аппаратов: «Интергелиозонд» будет изучать гелиосферу и Солнце с близкого расстояния, «Арка» и «Резонанс» будут изучать солнечную корону.
Глава 1. Общая характеристика федеральной программы
1.1. Цели и этапы федеральной космической программы России.
Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.Цель Программы - удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе:
–расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны;
–расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, разработки, применения и поставок ракетно-космической техники;
–укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.
На первом этапе (2016 - 2020 годы) осуществляются наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава преимущественно космическими аппаратами, созданными в предшествующий программный период, опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, создание которых планируется в соответствии с Программой, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.
На первом этапе создаются:
- система фиксированной космической связи и телевещания в составе 13 космических аппаратов;
- система подвижной спутниковой связи в составе 6 космических аппаратов;
- система космического метеорологического мониторинга в составе 5 космических аппаратов;
- система космического мониторинга окружающей среды в составе 4 космических аппаратов;
- космические комплексы для фундаментальных космических исследований в составе 2 обсерваторий для астрофизических исследований,
- 1 космического аппарата для исследования Солнца и солнечно-земных связей,
- 1 космического аппарата для исследования Марса и доставки грунта Фобоса на Землю, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;
- российский сегмент международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;
- российский сегмент международной космической станции в составе 5 модулей;
- многофункциональный комплекс наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации и интегрированная спутниковая система дистанционного зондирования Земли на его основе.
На втором этапе осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года.
Во втором этапе обеспечивается наращивание и поддержание орбитальных группировок:
- системы фиксированной космической связи и телевещания в составе 26 космических аппаратов;
- многофункциональной системы ретрансляции в составе 2 космических аппаратов;
- системы подвижной спутниковой связи в составе 12 космических аппаратов;
- системы космического метеорологического мониторинга в составе 3 космических аппаратов четвертого поколения и 2 космических аппаратов третьего поколения;
- системы космического мониторинга окружающей среды в составе 5 космических аппаратов;
- космических комплексов для проведения фундаментальных космических исследований в составе 3 обсерваторий для астрофизических исследований;
- 3 космических аппаратов для исследования Солнца и солнечно-земных связей; 1 космического аппарата для исследования Луны, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;
- российского сегмента международной космической системы поиска и спасания «Коспас-Сарсат» в составе 2 космических аппаратов;
- российского сегмента международной космической станции в составе 8 модулей;
- космических комплексов технологического назначения в составе 1 космического аппарата и одиночных космических аппаратов с малым сроком активного существования.
Основными задачами космической федеральной программы являются:
- развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектами на траекториях полета к Луне и Марсу;
- создание многофункциональной космической системы ретрансляции, обеспечивающей обслуживание космических аппаратов в режиме индивидуального доступа;
- создание космических комплексов для контроля солнечной активности, космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;
- создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут;
- обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании и производстве ракетно-космической техники;
- создание не менее 5 космических аппаратов для проведения углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, а также для доставки образцов лунного грунта на Землю;
- предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, отвечающих необходимым потребностям гидрометеорологической службы;
- выполнение международных обязательств по Международной спутниковой системе поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ» и по участию не менее чем в 2 миссиях в рамках международной кооперации по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца, в осуществлении полетов автоматических космических аппаратов к планетам и телам земной группы, доставке грунта с Фобоса;
- создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит;
- проведение научно-исследовательских работ, создание перспективных базовых изделий и освоение критических технологий, обеспечивающих создание изделий ракетно-космической техники с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, созданных по перспективным производственным технологиям, с использованием систем цифрового проектирования и моделирования, аддитивные технологий и новых композиционных материалов, элементной базы нового поколения, а также перспективных коммуникационных систем, приборов и устройств на основе технологий фотоники и квантовых эффектов;
- создание не менее двух отечественных космических обсерваторий и разработка до уровня наземной экспериментальной отработки комплекса научной аппаратуры не менее 2 космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических объектов;
- завершение развертывания российского сегмента Международной космической станции в составе 7 модулей и продолжение ее эксплуатации до 2024 года с обеспечением технической возможности создания российской орбитальной станции на базе 3 российских модулей Международной космической станции после завершения ее эксплуатации;
- создание космического комплекса и выполнение научной программы по исследованию факторов, воздействующих на живые организмы в ходе полетов космических аппаратов на околоземных орбитах;
- создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения и проведение его летной отработки (не менее 3 запусков), разработка ключевых элементов космических ракетных комплексов сверхтяжелого и среднего классов;
- обеспечение сокращения длительности опытно-конструкторских работ;
обеспечение готовности организаций ракетно-космической отрасли к выполнению мероприятий программы.
К 2025 году РОСКОСМОС планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов (КА) в 2015 году до 41 КА. При этом только 17 КА изготавливаются за счет бюджетных средств. Что позволит к 2025 году обеспечить: на 100% подвижную президентскую и правительственную связь, распределение программ телерадиовещания на территории РФ; передачу сообщений, голосовую и документальную связь, контроль и управление состоянием особо опасных и критически важных объектов в интересах федеральных органов исполнительной власти;
глобальное и непрерывное телекоммуникационное обслуживание низкоорбитальных космических аппаратов наблюдения, контроль и управление международной космической станцией (МКС), передачу телеметрической информации с ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) при запусках.К 2025 году планируется увеличить орбитальную группировку с 8 КА (в 2015 году) до 23 КА. Орбитальная группировка средств ДЗЗ позволит значительно снизить зависимость РФ от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения.
Примеры результатов расширения возможностей орбитальной группировки ДЗЗ, представляющих интерес для самого широкого круга потребителей (обычных граждан): повышение достоверности краткосрочных прогнозов погоды в регионе и повышение периодичности получаемых данных о состоянии застроек окрестных площадей дачных участков и сельских поселений, строительстве дорог, состоянии близлежащих лесных массивов (гари, вырубки и т.д.).
Кроме того, космические комплексы ДЗЗ способны обеспечивать создание кадастров природных ресурсов, определение мест и масштабов чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки в Арктике.
На космические аппараты гидрометеорологического обеспечения «Метеор-М» запланирована установка целевой аппаратуры КОСПАС-САРСАТ.
Основные характеристики создаваемых в рамках Программы КА будут значительно превышать характеристики КА, созданных в предыдущий программный период и не будут уступать аналогичным показателям зарубежных КА.Более чем в 2,5 раза возрастут возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг непосредственного телевизионного вещания, телевизионного вещания высокой четкости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, ведомственных и корпоративных сетей связи.
Развертыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения арктического региона.
Заключение
Исходя из постоянно сдвигающихся сроков выполнения миссий и постоянно урезаемого финансирования, вполне вероятно, что вся программа будет не раз корректироваться. Сокращение бюджета федеральной программы можно легко отследить по открытым данным. 2014 год — 2,85 трлн рублей, апрель 2015 — 2 трлн рублей, декабрь 2015 — 1,6 трлн рублей, март 2016 — 1,4 трлн. В апреле 2015 для выполнения ФКП 2016-2025 Роскосмос запрашивал более 2 трлн, для пилотируемого облета в 2025 и высадке на Луне в 2030-х. Тенденции в экономике говорят, что ожидать существенного увеличения финансирования не стоит.
Как отмечается на сайте Правительства России, запуск космического аппарата с попутной нагрузкой иностранного производства с использованием российских средств выведения будет способствовать увеличению объёма внебюджетных средств и инвестиций, которые будут направлены на развитие космической инфраструктуры, обеспечению заказами российских предприятий, расширению кооперации в области космической деятельности, реализации программ модернизации космической отрасли и создания инфраструктуры космодрома Восточный, в том числе за счёт внебюджетных средств.
Список литературы
1. Газета «Военное обозрение» //Российская программа освоения Луны//26.07.2017г.//https://topwar.ru/121142-rossiyskaya-programma-osvoeniya-luny.html.
2. Федеральные целевые программы России//Программа "Развитие космодромов на период 2016 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" (проект)//http://archive.li/VmgT1#selection-459.0-456.2
3. Постановление Правительства от 23 марта 2016 года «Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы»
4. Газета «РИА НОВОСТИ» //Россия до 2030 года должна преодолеть три "космических" рубежа//27.04.2015г.
Введение
Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.Разработка новой ракеты-носителя «Союз 5-1» на сжиженном газе, продолжение испытаний ракеты-носителя «Ангара» различных модификаций. Планируется, что в 2023 году с космодрома «Восточный» «Ангара» доставит грузы на МКС. Запланировано, что в 2021 году с «Восточного» стартует первый транспортный корабль, а в 2023 году — первый пилотируемый корабль. Развитие российского сегмента МКС. Создание нескольких новых модулей для МКС и стыковка их со Станцией.
Увеличение российской спутниковой группировки. Создание глобальной спутниковой системы навигации. Создание системы защиты спутников от астероидов. Планируется запустить на орбиту около 150 новых спутников.
Научные исследования Марса. В Программе предусмотрена доставка на Землю грунта со спутника Марса Фобоса, а в перспективе и марсианского грунта. Этот проект будет реализовываться совместно с Европейским космическим агентством. Запуск четырёх новых астрофизических обсерваторий для изучения Вселенной в различных диапазонах электромагнитного спектра с орбиты Земли. Речь идёт о космических аппаратах «Спектр-РГ», «Спектр-УФ», «Спектр-М», «Гамма-400».
Изучение Солнца с помощью трёх новых космических аппаратов: «Интергелиозонд» будет изучать гелиосферу и Солнце с близкого расстояния, «Арка» и «Резонанс» будут изучать солнечную корону.
Глава 1. Общая характеристика федеральной программы
1.1. Цели и этапы федеральной космической программы России.
Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.Цель Программы - удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе:
–расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны;
–расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, разработки, применения и поставок ракетно-космической техники;
–укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.
На первом этапе (2016 - 2020 годы) осуществляются наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава преимущественно космическими аппаратами, созданными в предшествующий программный период, опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, создание которых планируется в соответствии с Программой, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.
На первом этапе создаются:
- система фиксированной космической связи и телевещания в составе 13 космических аппаратов;
- система подвижной спутниковой связи в составе 6 космических аппаратов;
- система космического метеорологического мониторинга в составе 5 космических аппаратов;
- система космического мониторинга окружающей среды в составе 4 космических аппаратов;
- космические комплексы для фундаментальных космических исследований в составе 2 обсерваторий для астрофизических исследований,
- 1 космического аппарата для исследования Солнца и солнечно-земных связей,
- 1 космического аппарата для исследования Марса и доставки грунта Фобоса на Землю, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;
- российский сегмент международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;
- российский сегмент международной космической станции в составе 5 модулей;
- многофункциональный комплекс наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации и интегрированная спутниковая система дистанционного зондирования Земли на его основе.
На втором этапе осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года.
Во втором этапе обеспечивается наращивание и поддержание орбитальных группировок:
- системы фиксированной космической связи и телевещания в составе 26 космических аппаратов;
- многофункциональной системы ретрансляции в составе 2 космических аппаратов;
- системы подвижной спутниковой связи в составе 12 космических аппаратов;
- системы космического метеорологического мониторинга в составе 3 космических аппаратов четвертого поколения и 2 космических аппаратов третьего поколения;
- системы космического мониторинга окружающей среды в составе 5 космических аппаратов;
- космических комплексов для проведения фундаментальных космических исследований в составе 3 обсерваторий для астрофизических исследований;
- 3 космических аппаратов для исследования Солнца и солнечно-земных связей; 1 космического аппарата для исследования Луны, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;
- российского сегмента международной космической системы поиска и спасания «Коспас-Сарсат» в составе 2 космических аппаратов;
- российского сегмента международной космической станции в составе 8 модулей;
- космических комплексов технологического назначения в составе 1 космического аппарата и одиночных космических аппаратов с малым сроком активного существования.
Основными задачами космической федеральной программы являются:
- развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектами на траекториях полета к Луне и Марсу;
- создание многофункциональной космической системы ретрансляции, обеспечивающей обслуживание космических аппаратов в режиме индивидуального доступа;
- создание космических комплексов для контроля солнечной активности, космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;
- создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут;
- обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании и производстве ракетно-космической техники;
- создание не менее 5 космических аппаратов для проведения углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, а также для доставки образцов лунного грунта на Землю;
- предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, отвечающих необходимым потребностям гидрометеорологической службы;
- выполнение международных обязательств по Международной спутниковой системе поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ» и по участию не менее чем в 2 миссиях в рамках международной кооперации по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца, в осуществлении полетов автоматических космических аппаратов к планетам и телам земной группы, доставке грунта с Фобоса;
- создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит;
- проведение научно-исследовательских работ, создание перспективных базовых изделий и освоение критических технологий, обеспечивающих создание изделий ракетно-космической техники с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, созданных по перспективным производственным технологиям, с использованием систем цифрового проектирования и моделирования, аддитивные технологий и новых композиционных материалов, элементной базы нового поколения, а также перспективных коммуникационных систем, приборов и устройств на основе технологий фотоники и квантовых эффектов;
- создание не менее двух отечественных космических обсерваторий и разработка до уровня наземной экспериментальной отработки комплекса научной аппаратуры не менее 2 космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических объектов;
- завершение развертывания российского сегмента Международной космической станции в составе 7 модулей и продолжение ее эксплуатации до 2024 года с обеспечением технической возможности создания российской орбитальной станции на базе 3 российских модулей Международной космической станции после завершения ее эксплуатации;
- создание космического комплекса и выполнение научной программы по исследованию факторов, воздействующих на живые организмы в ходе полетов космических аппаратов на околоземных орбитах;
- создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения и проведение его летной отработки (не менее 3 запусков), разработка ключевых элементов космических ракетных комплексов сверхтяжелого и среднего классов;
- обеспечение сокращения длительности опытно-конструкторских работ;
обеспечение готовности организаций ракетно-космической отрасли к выполнению мероприятий программы.
К 2025 году РОСКОСМОС планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов (КА) в 2015 году до 41 КА. При этом только 17 КА изготавливаются за счет бюджетных средств. Что позволит к 2025 году обеспечить: на 100% подвижную президентскую и правительственную связь, распределение программ телерадиовещания на территории РФ; передачу сообщений, голосовую и документальную связь, контроль и управление состоянием особо опасных и критически важных объектов в интересах федеральных органов исполнительной власти;
глобальное и непрерывное телекоммуникационное обслуживание низкоорбитальных космических аппаратов наблюдения, контроль и управление международной космической станцией (МКС), передачу телеметрической информации с ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) при запусках.К 2025 году планируется увеличить орбитальную группировку с 8 КА (в 2015 году) до 23 КА. Орбитальная группировка средств ДЗЗ позволит значительно снизить зависимость РФ от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения.
Примеры результатов расширения возможностей орбитальной группировки ДЗЗ, представляющих интерес для самого широкого круга потребителей (обычных граждан): повышение достоверности краткосрочных прогнозов погоды в регионе и повышение периодичности получаемых данных о состоянии застроек окрестных площадей дачных участков и сельских поселений, строительстве дорог, состоянии близлежащих лесных массивов (гари, вырубки и т.д.).
Кроме того, космические комплексы ДЗЗ способны обеспечивать создание кадастров природных ресурсов, определение мест и масштабов чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки в Арктике.
На космические аппараты гидрометеорологического обеспечения «Метеор-М» запланирована установка целевой аппаратуры КОСПАС-САРСАТ.
Основные характеристики создаваемых в рамках Программы КА будут значительно превышать характеристики КА, созданных в предыдущий программный период и не будут уступать аналогичным показателям зарубежных КА.Более чем в 2,5 раза возрастут возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг непосредственного телевизионного вещания, телевизионного вещания высокой четкости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, ведомственных и корпоративных сетей связи.
Развертыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения арктического региона.
Финансирование космической программы
По Федеральной космической программе на 2016 – 2025 годы предусматривается объём финансирования 1406 млрд руб. Также возможно выделение дополнительных бюджетных средств в размере 115 млрд после 2022 года. Основными приоритетами программы стали: формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в социально-экономической сфере, в сфере науки и международного сотрудничества, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализация пилотируемой программы, создание средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплектов и систем.
По направлению связь, вещание, ретрансляция предполагается к 2025 году увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов до 41-го, и при этом большая часть космических аппаратов будет изготовлена и запущена за счёт внебюджетных средств. За 10 лет на орбиты будет выведено 44 КА. Количество эквивалентных связных стволов вырастет с 1000 до 1500. Общий объём финансирования – 87,4 млрд руб. Это позволит в 2025 году обеспечить мировой уровень и полностью удовлетворить потребности по пропускной способности системы ретрансляции космической информации.
Предполагается увеличение числа КА, взаимодействующих с системой ретрансляции с 3 до 9. Существенно, в 3,3 раза, возрастёт пропускная способность системы космической ретрансляции – до 1,8 Гбит/с. Общий объём финансирования системы ретрансляции составит 42,2 млрд руб. Существенная часть финансирования предусматривается за счёт внебюджетных источников
На персональную спутниковую связь запланировано израсходовать 41,3 млрд руб. и увеличить её пропускную способность в 1,3 раза – с 2,9 Гбит в сутки до 3,8 Гбит в сутки, обеспечить предоставление телекоммуникационных услуг и повысить возможность их предоставления спутниковыми средствами на всей территории Российской Федерации, в том числе в стратегически важном для России Арктическом регионе.
На фиксированную связь предполагается выделить 3,9 млрд руб. бюджетных средств, а всего, с учётом внебюджетного финансирования – 164,1 млрд.
В дистанционном зондировании Земли предусмотрено ещё более динамичное развитие. Будут выведены на орбиты 43 КА при бюджетном финансировании 264,9 млрд руб. При этом на мониторинг чрезвычайных ситуаций выделено 128,3 млрд руб., на гидрометеорологию – 134,5 млрд, на зондирование в интересах изучения природных ресурсов – 51,5 млрд руб. К 2025 году планируется увеличение орбитальной группировки дистанционного зондирования с восьми космических аппаратов до 23-х. Доля охвата земного шара непрерывным гидрометеорологическим контролем вырастет с нынешних 29% до 98% в 2025 году. Орбитальная группировка средств дистанционного зондирования Земли позволит значительно снизить зависимость Российской Федерации от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения. Основные характеристики отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли нового поколения не будут уступать аналогичным показателям зарубежных аппаратов.
Качество и периодичность получения информации также существенно повысятся. Так, периодичность наблюдения районов чрезвычайных ситуаций увеличится с одного раза в 2-3 суток до 2-3 раз в сутки. В инфракрасном диапазоне - до 1 раза в сутки, а сейчас такая возможность отсутствует. Периодичность обновления данных дистанционного зондирования Земли по каждому участку на территории Российской Федерации сверхвысокого разрешения, менее 1 метра, повысится с одного раза в 2-3 года до 1 раза в год. Разрешение на местности увеличится с 1 метра до 0,5 метра.
Фундаментальные космические исследования. Надо отметить, что в этой части программа подверглась минимальным сокращениям. Их общее финансирование предусмотрено в объёме 143,2 млрд руб. Все основные проекты сохранились. В период с 2016 по 2025 год по данному направлению планируется осуществить запуски 15 космических аппаратов и увеличить при этом состав орбитальной группировки с одного в 2015 году до четырёх космических аппаратов в 2025 году.
На астрофизические исследования ассигновано 37,2 млрд руб. Это касается исследований астрофизических объектов в разных диапазонах электромагнитных излучений: рентгеновском и ультрафиолетовом, гамма и миллиметровом с помощью КА «Спектр-Р», «Спектр-РГ» и «Спектр-УФ».
Сохранена такая важная программа, как лунная, в соответствии с которой будут запущены 5 космических аппарата. Это миссии: «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс-1», «Луна-Ресурс-2», «Луна-Грунт», с общим финансированием 38,6 млрд руб. Предусматривается изучение Луны в районе её южного полюса с орбиты искусственного лунного спутника, детальные контактные исследования южнополярной области, а также доставка образцов лунного грунта на Землю. Южный полюс Луны интересен тем, что там предполагается обнаружить воду.
Предусмотрено развёртывание космических систем для глобального стереоскопического обзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды с помощью космических аппаратов АРКА, «Интергелио-Зонд», «Резонанс», с финансированием 18,6 млрд руб.
Будут продолжены работы по международной программе «ЭкзоМарс» с целью реализации второго этапа экспедиции в 2018-2020 годах. Мы планируем осуществить свою космическую операцию «Экспедиция-М». Космический аппарат миссии «Экспедиция-М» должен с помощью ракеты-носителя «Протон-М» отправиться к Марсу в 2024 году с задачей исследовать Марс и его спутники, а также доставить образцы вещества Фобоса или Марса. Всего на эти исследования планет солнечной системы будет израсходовано 28,5 млрд руб.
Космическая деятельности ,как пилотируемые полеты, общий объём бюджетного финансирования составит 393,7 млрд руб. Мы договорились с Соединёнными штатами и некоторыми другими партнёрами продолжать эксплуатацию Международной космической станции (МКС) до 2024 года. В конце нынешнего года должно пройти обсуждение продолжения её эксплуатации со стороны Европейского космического агентства. Это позволит продолжить эксперименты не только в социально-экономической сфере, но и обеспечит отработку ряда перспективных технологий и космических систем для программ освоения Луны и дальнего космоса. Появится возможность провести более 240 различных экспериментов по изучению физико-химических процессов и материалов в условиях космоса, исследованию Земли и космического пространства, деятельности человека в космосе, по космической биологии и биотехнологии и другим направлениям.
В этот период предполагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые находятся в высокой степени готовности в производстве, допол<