IV этап. Формирование рефлексивных умений
Цель:формирование умений самоанализа, самооценки
Содержание:
– определение предмета рефлексии: учебные возмож-
ности, учебные достижения, личностные качества;
– определение цели рефлексии: самоанализ, самопо-
знание, определение уровня достигнутых результатов;
– применение различных видов рефлексии: интеллек-
туальной, эмоциональной, физической.
Метод обучения:алгоритмический.
Средство обучения: рефлексивный дневник.
Условия обучения: сотрудничество учащихся,
учителя, родителей
Результат: рефлексивные умения
Таким образом, в работе дифференцированы понятия «умения соуправления учением» и «умения учиться» путём обособления управленческих умений, в наибольшей степени способствующих становлению субъектности учащихся, а также конкретизирован состав двух групп умений, формируемых в результате применения разработанной технологии формирования оценочной деятельности учащихся.
Определены технологические этапы формирования оценочной деятельности учащихся, представлены характеристики их содержания в форме технологической карты.
Разработанная нами технологическая карта включает подробное описание алгоритмов действий учителя и учащихся по этапам, описание средств и способов формирования оценочной деятельности, что обеспечивает воспроизводимость технологии.
Обозначенные нами технологические этапы символизируют виды вводимой работы, временные рамки первого этапа охватывают период учения в первом классе начальной школы, временные рамки работы на втором, третьем, четвёртом этапахпересекаются и занимают период одного учебного года во втором классе (для достижения гарантированного педагогического эффекта); в целях закрепления полученных результатов работа по технологической карте может возобновляться в течение любого последующего учебного периода. При экстраполяции технологии на другие возрастные группы учащихся возможна реализация всех технологических этапов в течение одного учебного года.
Предложен рефлексивный дневник школьника как ориентировочная основа для прогнозирования учащимися своего развития, учебных достижений и планирования очередных своих действий.
Проведённый педагогический эксперимент подтвердил результативность технологии формирования оценочной деятельности учащихся, выражающуюся в становлении субъектности младших школьников по параметрам: уровень сформированности оценочных и взаимосвязанных с ними управленческих умений, уровень учебной мотивации, устойчивость внутренних мотивов учения, уровень познавательной потребности.
Содержание
Введение…..……………………………………………………..3
1. Предпосылки и условия разработки
технологии формирования оценочной деятельности учащихся….……………………………….4
2. Технологическая цепочка процесса формирования умений оценочной
деятельности учащихся………………..…………………8
3. Технологическая карта формирования оценочной деятельности младших школьников……………………………………………………10
3.1. Знакомство учащихся с основами оценочной деятельности.............................................................................10
3.2. Формирование умений самопознания……..…………...14
3.3.Формирование конструктивных умений………………..16
3.4. Формирование рефлексивных умений…………………18
4. Описание работы учителя по формированию оценочной деятельности учащихся на основе технологической карты…………………………………….20
4.1. Описание работы на этапе знакомства учащихся с основами оценочной деятельности……….…………………20
4.2. Особенности организации работы на
последующих этапах…………………………………………28
4.3. Описание работы на этапе формирования умений
самопознания с помощью рефлексивного дневника…………………29
4.4.Описание работына этапе формирования
конструктивных (прогностических, проективных)
умений с помощью рефлексивного дневника…………………..........32
4.5. Описание работы на этапе формирования
рефлексивных умений на основе
рефлексивного дневника…………………………….…………........39
5. модель формирования оценочной деятельности
с учётом взаимосвязанных управленческих
умений…………………………………………………………….43
Учебное издание
Баранова Ольга Игоревна
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)
Учебно-методическое пособие
______________________________________________________
Подписано в печать 29.06. 2010. Формат 60х84 1/16.
Бумага тип.№1. Гарнитура «Таймс».
Уч.-изд. л. 3,4. Тираж 100 экз. Заказ №
Кубанский государственный университет
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Издательско-полиграфический центр КубГУ
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149