Описание работы на этапе формирования рефлексивных умений на основе рефлексивного дневника
По «Карте рефлексивного анализа уроков»учащиеся работают в конце каждого урока. В период знакомства с процессом заполнения карты можно отводить до пяти минут в конце урока на обдумывание записей, затем время сокращается, вырабатывается навык подведения итогов своей работы на каждом уроке, вырабатывается умение видеть собственные успехи и проблемы на каждом занятии.
Полный вариант «Карты рефлексивного анализа уроков»рассчитан на работу в течение недели ежедневно по всем предметам начальной школы. Таких полных вариантов в структуру рефлексивного дневника включено по два в каждом месяце, т.е. рефлексия полностью всех уроков предусмотрена две недели в месяц с перерывом через неделю, чтобы не вызвать усталости и потери интереса у детей, так как это достаточно сложная мыслительная деятельность для младших школьников. Однако для выработки рефлексивных умений эту работу необходимо проводить регулярно.
Можно по усмотрению учителя проводить, например, неделю рефлексии только уроков математики или математики и русского языка, затем неделю рефлексии уроков чтения и окружающего мира, затем уроков труда и физкультуры, рисования и музыки, т.е. варианты работы с рефлексивной картой уроков могут быть различны.
Работа с рефлексивной картой способствует развитию интеллектуальной, физической и эмоциональной рефлексии.
Для развития интеллектуальной рефлексии предназначены графы: «Что я узнал нового», «Что было интереснее всего», «Что было труднее всего», «Чего я не понял», «Что сделать, чтобы понять». В эти графы дети кратко записывают свои мысли по каждому уроку. Необходимо добиваться, чтобы ученики обязательно записывали конкретные мысли, а не отвечали постоянно словами «всё» или «ничего». Такие слова должны появляться крайне редко, когда действительно всё было интересно или ничего не было трудно.
В графе «Что сделать, чтобы понять» можно посоветовать детям записывать свои действия по поиску источника помощи, например: спросить у учителя, обратиться к родителям, прочитать в учебнике, выучить правило, разобраться в схеме,
подумать и т.д. Если ребёнок считает, что ему всё было понятно,
то в данной графе он может записать – могу помочь другу.
Таким образом, работая по данной части рефлексивной карты, дети самостоятельно учатся делать запрос о помощи в случае необходимости, выбирать источник помощи, приучаются сами предлагать помощь тем, кто затрудняется в выполнении какого-либо задания.
Для развития эмоциональной рефлексиипредназначена графа «Моё настроение». Здесь ученики работают с условными обозначениями, закрашивая кружок определённым цветом. Своё настроение они определяют вначале каждого урока. Детям предлагаются следующие условные обозначения настроения, обозначенные на страничке «Цветовая памятка – Моё настроение»: жёлтый цвет – отличное, зелёный цвет – хорошее, синий цвет – безразличное,красный цвет – плохое,чёрный цвет – ужасное.
Для физической рефлексиипредназначена графа: «Как я работал на уроке». Здесь ученикам предлагается определить своё состояние и оценить работу по двум параметрам: «Активно – Неактивно» (А – Н), «Устал(а) – не устал(а)» (У – Н). Для этого необходимо обвести нужную букву.
В структуру рефлексии помимо самоанализа входит самооценка. Для развития умений самооценивания, а также взаимооценивания ученикам на каждом уроке предлагается заполнить строчки «Самооценка за урок», которую выставляет ученик сам себе за свою работу и «Оценка товарища», которую ставит сосед по парте или определённый заранее ученик. Дети закрашивают кружок с нужной буквой: О – отлично, Х – хорошо, У – удовлетворительно, П – плохо.
На основе ежедневных записей в рефлексивной карте по анализу своей учебной деятельности на уроке для учащихся не составляет труда провести рефлексию за неделю.
Для этого предназначена страничка «Итоги за неделю». Подводя итоги, ребёнок выясняет: Что было интереснее всего за неделю? Что осталось непонятым? Что нужно сделать, чтобы разобраться? Какие работы он может положить в «Портфель достижений»? Какие знания им получены вне школы? Вопрос «Что бы я хотел узнать, чему научиться на следующей неделе?» предназначен для стимулирования познавательного интереса. Чтобы ответить на этот вопрос, ученику нужно просмотреть предстоящие темы в учебниках и выбрать заинтересовавшую его информацию.
Родители учеников получают возможность ежедневно отслеживать по рефлексивному дневнику трудности и успехи своего ребёнка и в конце недели участвовать в оценивании прилежания ребёнка в выполнении домашнего задания. Для развития умения самооценки ученики еженедельно с помощью шкалы оценивают своё прилежание за неделю (ставят «галочку» напротив той оценки, которая соответствует, по их мнению, собственной работе за неделю – приложил все силы, мог бы лучше, не очень старался, совсем не старался.
Страничка «Самоанализ достижений»предназначена для развития умений самоанализа, целеполагания и самопланирования учебных действий.
Ученики заполняют графы в таблице«Мои достиженияпо учебным предметам» по критериям «Я знаю» и «Я умею».В графе«Я знаю» записывают понятия, термины, названия, факты, законы, которые узнали за данный период, в графе«Я умею» – что они научились делать, например, решать задачи на движение, сочинять хокку, делать оригами и т.д.
Вопросы «Что бы я хотел узнать?», «Что бы я хотел научиться делать?» предназначены для стимулирования познавательного интереса, целеполагания своей дальнейшей деятельности. Сформулировав цель, ученики определяют какие действия нужно выполнить, чтобы научиться делать то, что запланировано; как и где узнать то, что им интересно. К этому моменту, при условии систематической работы по предыдущим страничкам, дети знакомы со способами планирования учебных действий по достижению поставленной цели и умеют определять источники знаний.
Страничка «Итоги самопланирования»предназначена для совершенствования рефлексивных умений. Детям предлагается проанализировать: «Научился ли я делать то, что запланировал?» (Если «Да», то что конкретно), (Если «Нет», то почему?) «Удалось ли мне узнать то, что было интересно?» (Если «Да», то что конкретно), (Если «Нет», то почему?).
Расположены данные странички в дневнике таким образом, чтобы между целеполаганием и подведением итогов прошло время в течение одной или двух недель (по усмотрению учителя).
Представим процессуально-описательную модель формирования оценочной деятельности учащихся с учётом взаимосвязанных умений соуправления учением.