Этап | Предполагаемый результат |
III. Этап формирования конструктивных умений. Цель:формирование у уча- щихся конструктивных уме-ний (целеполагания, плани-рования). Задачи: – формирование у школьни- ков понятий «прогноз, план, результат»; – формирование у учащихся умений целеполагания, плани-рования учебно-познавательной деятельности с помощью ре-флексивного дневника как средства обучения; – развитие у учащихся само- оценочных умений; – осознание учащимися собст- венных познавательных инте-ресов; – осознание и корректировка учениками своих учебных возможностей. | – умение учащихся прогнозировать собст- венные учебные возможности по предметам; – ответственность учащихся за свои действия; – осознание учениками собственных учебно-познавательных интересов; – умение учащихся вести самостоятельную научно-познавательную работу («квази-научную» деятельность); – умение учащихся работать в паре, в группе; – умение учащихся индивидуально занимать- ся поиском интересующей их информации; – умение учащихся презентовать свою работу, используя различные формы отчёта; – умение учащихся оценивать результаты исследовательской деятельности само-стоятельно и с помощью одноклассников – «экспертов» по определённым критериям. Параметры оценки результативности формирования конструктивных умений учащихся: – уровень познавательной потребности учащихся (диагностические методики «Страна Вообразилия», «Познавательная потребность» В.С. Юркевича); – уровень самооценки достижений учащих- ся по учебным предметам (диагности-ческая методика «Шкала Бруковера» – мо-дификация «Лесенка»). |
Действия преподавателя | Действия учащихся |
1. Знакомит учащихся с форму- лировками понятий «прогноз, план, результат». | 1. Усваивают понятия «прогноз, план, результат». |
2. Мотивирует и организует деятельность учащихся по прогнозированию собственных учебных возможностей с помощью странички рефлек-сивного дневника: «Мои учебные возможности. Прогноз». | 2. Осуществляют прогнозирование собст- венных учебных возможностей по предметам на месяц. |
3. Помогает ученикам выявить и скорректировать уровень притязаний, развить ответ-ственность за свои действия, организуя работу учащихся на страницах рефлексивного днев-ника: – «Мои учебные возможности. Результат»; – «Рефлексия – совпал ли мой прогноз с результатом». | 3. Осуществляют анализ результатов и корректируют прогноз своих учебных возможностей. |
4. Организует деятельность учащихся по определению итоговой самооценки уровня возможностей по учебным предметам, сопоставление её с оценкой родителей и това-рищей с помощью страницы рефлексивного дневника: «Итоговая самооценка уровня возможностей по учебным предметам. Оценка родителей. Оценка товарища». | 4. Выставляют итоговую самооценку уровня возможностей по учебным пред-метам, сопоставляют её с оценкой родителей и товарищей. |
5. Организует работу уча- щихся по выявлению и осоз-нанию собственных познава-тельных интересов с помощью страницы рефлексивного днев-ника: «Мои интересы». Стимулирует самостоятель- ную работу учеников по интересующим их темам, предметам. | 5. Определяют свои учебные интересы: не только те предметы, которые входят в учебный план начальной школы, но и те, о которых они имеют отдельные сведения или которыми они увлечены и зани-маются ими вне школы. |
6. Организует деятельность учащихся по планированию самостоятельной познава-тельной деятельности с по-мощью страницы рефлексив-ного дневника: «Я учусь планировать! Планирование самостоятельной познава-тельной деятельности. Я – взрослый, я – работаю сам!». Знакомит учеников со страницами-памятками: памятка: «Я – взрослый, я работаю сам!» к планиро-ванию самостоятельной ра-боты по интересующему предмету и памятка: «Рекомен-дации “экспертам”. Что мы оцениваем? Критерии само-оценивания и взаимооценива-ния научно-познавательных работ». | 6. Определяют тему для изучения по интересующему их предмету. Определяют источники знаний по теме с помощью предложенной памятки «Я – взрослый, я работаю сам!». Определяют способ работы – индивидуаль- но, в паре или в группе, указывают с кем. Выбирают форму отчёта для презентации собственной исследовательской работы. Выбирают учеников – «экспертов», оценивающих результаты работы по критериям, представленным в памятке: «Рекомендации “экспертам”. Что мы оцениваем? Критерии самооценивания и взаимооценивания научно-познавательных работ». Презентуют и оценивают свои работы. |
7. Организует презентации выполненных работ. Помогает оформить накоп- ленные работы в «Книгу знаний класса», организовать «Банк обмена информацией». | 7. Совместно с учителем структуриру- ют работы в «Книгу знаний класса», обме-ниваются заинтересовавшими их работами – текстами, кроссвордами, викторинами, тестами, рисованными диафильмами и т.д. |